Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 04:18, реферат
Цель - рассмотреть законодательный процесс в системе организационных действий в Федеральном собрании.
Задачи:
- дать определение «законодательному процессу»;
- показать этапы принятия закона в РФ;
- выявить специфику законодательного процесса в РФ.
Введение..............................................................................................................2
Глава 1. Основы Законодательного (законотворческого) процесса в РФ…4
Глава 2. Особенности законотворчества в РФ………………………………8
2.1. Законодательный процесс в Федеральном Собрании…………………..8
2.2.Российское законодательство в современных условиях ……………...14
Заключение…………………………………………………………………….22
Список используемой литературы…………………………………………...24
План работы
Введение......................
Глава 1. Основы Законодательного (законотворческого) процесса в РФ…4
Глава 2. Особенности законотворчества в РФ………………………………8
2.1. Законодательный процесс в Федеральном Собрании…………………..8
2.2.Российское
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...
Введение
Стадией принятия и опубликования закона во многом завершается одно из основных и важнейших направлений функционирования Федерального Собрания. Подчеркнуть это необходимо, поскольку именно в данном своеобразном процессуальном и правовом эпилоге проявляется законодательно-творческий дух деятельности Федерального Собрания. Важнейшей особенностью законодательного процесса является значительное число его участников, роль которых, уровень, статус и другие существеннейшие характеристики различны.
К субъектам законодательной деятельности относятся Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.
Это проблема разработанности вопросов законодательного процесса в научной и учебной литературе. К сожалению, пока нет солидных монографий по данной проблематике. Из числа новейших заметных публикаций назовем следующие работы: «Законодательный процесс». Научно-практическое пособие. Отв. ред. проф. Васильев РФ., Любимов А. П. «Парламентское право», Крашенинников П. В., «Федеральный законотворческий процесс» и ряд других. Вначале кратко проанализируем вопрос о понятии «законодательный процесс», а затем обратимся к сущностной характеристике его стадий, этапов, процедур.
В юридической литературе
можно встретить понятие «
Цель - рассмотреть законодательный
процесс в системе
Задачи:
- дать определение «
- показать этапы принятия закона в РФ;
- выявить специфику
Работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Глава 1.. Основы Законодательного (законотворческого) процесса в РФ
С формальной точки зрения
законодательный процесс
Процедуры составляют стадии законодательного процесса, т. е. относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу.
Существуют различные мнения относительно количества стадий за конодательного процесса и соответственно объединения тех или иных процедур. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяются, например, только две из них: подготовка законопроекта и официальное возведение воли народа в закон[2]. Некоторые исследователи различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия, обсуждение, принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия). У других юристов встречается шесть стадий: прогнозирование и планирование; внесение предложений о разработке законопроекта; разработка концепции и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсуждение проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу.
Однако, как правило, в
работах концептуального
1) внесение законопроекта
или законодательного
2) рассмотрение законопроекта
в палатах, комитетах (
3) принятие закона;
4) опубликование закона.
Процедуры законодательного
процесса, составляющие содержание его
этапов, в большинстве стран
Рекомендации по поводу определения стадий, этапов и т. д. содержатся в трудах В. Е. Чиркина, Б. А. Страшуна, О. Е. Кутафина, А. П. Любимова, И. М. Степанова, других авторов. Они заслуживают внимания.
Что касается иной правовой базы законодательного процесса, то здесь требует подробного рассмотрения разд. III Регламента Государственной Думы «Законодательная процедура».
Выделим наиболее существенные его положения.
Прежде всего, это правовые нормы о порядке внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение
Субъекты права
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:[3]
а) проектов законов Российской
Федерации о поправках к
б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
в) поправок к законопроектам.
Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:
а) о сроке и о порядке вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений;
б) о признании утратившими силу и о приостановлении действия принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;
в) о приведении Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации своих правовых актов в соответствие с принятым федеральным конституционным законом, федеральным законом.
Если внесенный в
Далее, процедура «движения»
законопроекта состоит в
Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.
В случае, если в Государственную Думу после принятия законопроекта в первом чтении поступит законопроект по тому же вопросу, такой законопроект Государственной Думой не рассматривается и возвращается субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении.
Думы по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета в установленный ими срок осуществляет правовую экспертизу законопроекта на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, а также проверяет перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта.
Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы. Дополнительно к материалам, внесенным субъектом права законодательной инициативы и предусмотренным ст. 105 и 106 Регламента, ответственный комитет представляет:[4]
а) проект постановления Государственной Думы о принятии законе проекта в первом чтении;
б) заключение ответственного комитета с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения данного законопроекта;
в) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы;
г) проект решения Совета
Государственной Думы с указанием
даты рассмотрения законопроекта на
заседании Государственной
Законопроект направляется в Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение Государственной Думы.
Глава 2. Особенности законотворчества в РФ
2.1. Законодательный процесс в Федеральном Собрании
Законотворческий процесс берет свое начало в Государственной Думе, за исключением особых политических вопросов, которые находятся в компетенции Совета Федерации. После окончательного прохождения через Государственную Думу закон направляется в Совет Федерации. Если верхняя палата его отклоняет, закон возвращается обратно в Государственную Думу, где комиссия, состоящая из представителей обеих палат, стремится уладить разногласия. Если Дума не соглашается с поправками верхней палаты, закон может быть принят двумя третями голосов депутатов. В противном случае проводится голосование по варианту, предложенному комиссией.[9]
После того, как закон получает одобрение обеих палат Федерального Собрания, он передается Президенту для подписания. Если Президент не подписывает закон, тот возвращается обратно в Государственную Думу. Она может принять закон с предложенными Президентом поправками просто абсолютным большинством голосов либо преодолеть вето Президента, для чего требуется две трети голосов. Совет Федерации затем также должен одобрить закон простым большинством, если приняты поправки Президента, или двумя третями голосов, чтобы преодолеть его вето.
Руководящим комитетом палаты является Совет Государственной Думы. Он принимает принципиальные решения, касающиеся повестки дня и действий, необходимых для преодоления тупиковых ситуаций внутри политических фракций, представленных в Думе. До существенных изменений 2004 года в него входили лидеры всех партийных фракций или зарегистрированных депутатских групп вне зависимости от их размера, и таким образом он служил инструментом распределения политической власти в нижней палате. Однако с 2004 года в Государственной Думе доминирует фракция «Единой России», члены которой занимают восемь из одиннадцати мест в Совете. Совет Государственной Думы в настоящее время напоминает Президиум Верховного Совета советской эпохи периода заката как по структуре, поскольку в него входят все депутатские руководители, так и по политической составляющей, поскольку в Совете преобладает одна политическая сила.
Для координации процесса принятия решений по определенным проблемам существуют также и неформальные депутатские объединения. В них вступают те депутаты, которые заинтересованы в принятии законов, касающихся нефти и газа. Существует неформальное объединение депутатов-москвичей. Даже в рамках сплоченной и централизованной фракции «Единой России» действуют независимые внутренние группы, объединенные вокруг того или иного лидера. Однако, когда необходимо определенным образом проголосовать по вопросу, вынесенному на обсуждение в палате, фракции, тем не менее, проявляют относительную дисциплинированность.
Каждый депутат является членом одного из комитетов, в которых проходит разработка законопроектов и подготовка изменений и дополнений к ним и к действующим законам. Подготовленные законопроекты, а также поправки и замечания направляются на рассмотрение депутатов Государственной Думы. Членами определенного комитета депутаты становятся по собственному желанию в зависимости от того, насколько их специализация соответствует профилю комитета.
Формально законопроект рассматривается в трех чтениях. В первом чтении депутаты просто решают, одобрить или нет основную концепцию законопроекта. В случае одобрения он направляется обратно в комитет, который тщательно анализирует поправки к законопроекту, предложенные депутатами (иногда к одному законопроекту предлагаются тысячи поправок). Когда комитет согласовал рекомендуемую им версию законопроекта, тот возвращается в палату на обсуждение во втором чтении, и депутаты решают, какие поправки одобрить, а какие — отклонить. На этой стадии проходит голосование по законопроекту в целом, а затем он направляется обратно в комитет для окончательной проработки и редактирования. В третьем чтении происходит окончательное одобрение закона Думой, после чего он поступает в Совет Федерации.