Особенности законотворчества в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 04:18, реферат

Описание работы

Цель - рассмотреть законодательный процесс в системе организационных действий в Федеральном собрании.
Задачи:
- дать определение «законодательному процессу»;
- показать этапы принятия закона в РФ;
- выявить специфику законодательного процесса в РФ.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................2
Глава 1. Основы Законодательного (законотворческого) процесса в РФ…4
Глава 2. Особенности законотворчества в РФ………………………………8
2.1. Законодательный процесс в Федеральном Собрании…………………..8
2.2.Российское законодательство в современных условиях ……………...14
Заключение…………………………………………………………………….22
Список используемой литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 49.71 Кб (Скачать файл)

Законов, как уже было отмечено, за последние годы принимается несравненно больше, чем за предшествующие десятилетия, и эта тенденция вполне оправдана. В то же время не следует впадать в другую крайность, ратуя за безудержное увеличение их числа. В законодательной деятельности нужна разумная осмотрительность, экономия правовых средств.

Принятие законов по сравнительно мелким, второстепенным вопросам во многом объясняется борьбой политических, ведомственных и корпоративных интересов, лоббированием со стороны хозяйственных и иных государственных и частных структур. Не всегда еще четко прослеживается опора на основополагающие, базовые акты в отрасли или соответственно институте законодательства. Законы часто являются результатом компромисса между различными политическими силами и потому в значительной степени утрачивают свою эффективность уже в момент их принятия.

Мелкотемье законов и, как результат, значительное увеличение их числа вовсе не нужно государству, заботящемуся о законности, повышении  авторитета права. Законы, принимаемые  по мелким, незначительным вопросам, теряют свою регулятивную престижность, качества основы правовой системы государства и мало чем отличаются от подзаконных актов. 

Характеризуя состояние  российского законодательства на современном этапе, следует отметить такую его черту, как активное взаимодействие национальной правовой системы и международного права, что отражает углубление сотрудничества между народами, государствами, регионами во всех важнейших сферах жизни, тенденцию к глобализации проблем современного мира, усиление единства судеб всех народов и человечества в целом.

Именно такое взаимодействие признается основной чертой правовой системы России. В ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью се правовой системы. Определено также правило, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Объективной закономерностью  развития мировой цивилизации является постоянное расширение сферы применения принципов и норм международного права. Поэтому в настоящее время  наряду с традиционными политическими  и внешнеэкономическими отношениями между государствами, вопросами разоружения и сохранения мира на земле в сферу международного права включается и ряд других проблем, составляющих в целом такое весьма модное ныне понятие, как глобализация. Это общие, наиболее важные направления развития всего человечества, объединенного комплексом экономических, политических, духовных и природно-климатичсских потребностей. Среди таких направлений следует назвать, в частности, интернационализацию экономики, создание общемировой системы хозяйства, рост транснациональных компаний. Сюда следует отнести также охрану природы, обеспечение экологической безопасности, единую ядерную политику государств, формирование международного информационного пространства, борьбу с международным терроризмом и др.

Особо следует сказать  о необходимости формирования механизма международного судебного и иного контроля и защиты естественных прав и свобод личности, создания общемирового правопорядка, основанного на принципах гуманизма, справедливости, обеспечения свободы и процветания всех народов мира.

Очевидно, что такого рода общемировые проблемы, составляющие основу глобализации, должны решаться и обеспечиваться, в первую очередь, международным правом, а через него также и с помощью внутригосударственного законодательства. Все это лишь- содержания и формы Достаточно точно даны дефиниции используемых в законодательстве юридических терминов. Повышены требования к единообразию оформления проектов, унификации терминологии, использованию однотипных формулировок и конструкций и т. д.

С учетом изложенного важное значение приобретает проблема эффективности  закона, которую, однако, по мнению профессора В.Б.Исакова, следует разделять с эффективностью законотворчества и эффективностью правовой политики[14].

Хотелось бы надеяться, что  в период работы Государственной Думы будут сделаны решительные шаги по расчистке федерального законодательства в указанных направлениях, дальнейшему развитию перечисленных позитивных тенденций в работе Государственной Думы и совершенствованию законодательного процесса в целом. Главным итогом последней 4-летней деятельности, по мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, является то, что Государственной Думе удалось уйти от бесплодных политических дебатов, от излишней конфронтации, от клановой борьбы, имевшей место в предыдущие годы в парламенте, в средствах массовой информации и в исполнительных органах власти. Смена приоритетов главных направлений деятельности Государственной Думы, связанных с концентрацией основных усилий именно на конструктивной законотворческой деятельности, а не на политических эмоциях, отмечается и в первых оценках прошедшего периода ее работы, данных по горячим следам в средствах массовой информации[15].

.

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Пока еще существуют существенные пробелы в законодательстве. Очевидно, что всеобъемлющей полноты правового  регулирования достигнуть крайне сложно. Как ни мудр и оперативен законодатель, жизнь идет вперед, возникают новые  потребности и сферы отношений. Так, ныне возникает много неурегулированных  отношений и споров по поводу жилья, земельных участков, дач, новых видов  кооперативов, машин, гаражей и так  далее. Необходимость установления детальных процедур разрешения таких  дел становится все более актуальной. Роль законодателя заключается в  том, чтобы сократить до минимума возможные пробелы, активно отражать в законе динамику общественной жизни.

До сих пор нет четкого  порядка разграничения сфер регулирования  закона и указа Президента Российской Федерации, полномочий между законодательной  и исполнительной властями, отсутствует  определение сферы правотворческой  деятельности Президента Российской Федерации, вопросов, которые могут быть урегулированы  только законом.

В современный период из-за интенсивного и порой попросту хищнического использования природных ресурсов для развития хозяйства, военных, энергетических и иных нужд неизмеримо возрастает необходимость четкого и детализированного  правового регулирования экологической  безопасности планеты, охраны и защиты естественной среды. Действующее законодательство не обеспечивает в полной мере эти  задачи, и здесь общими нормами  об охране природы не обойтись. Необходима целая серия правотворческих  решений всех уровней, начиная с  законов и кончая муниципальными актами: о защите земли, воды, воздуха, недр, об атомной энергетике, о защите населения от радиационного облучения, о борьбе с экологическими катастрофами и так далее. Точно так же нужны  в развитие недавно принятого  Трудового кодекса серьезное  изменение и дифференциация регулирования  трудовых отношений, учитывая изменение  характера труда, его оплаты в условиях рыночной экономики, порядка прохождения воинской службы, в частности альтернативной, и так далее.

К сожалению, отсутствует  достаточная нормативно-правовая база, обеспечивающая качественную подготовку и принятие проектов нормативных  правовых актов. До сих пор не принят закон о нормативных правовых актах Российской Федерации, хотя его  проект уже давно подготовлен  и несколько лет тому назад  прошел первое чтение в Государственной  Думе.

Наличие пробелов в законодательстве и недостаточная оперативность  принятия актов законодательства подталкивает регионы к практике не всегда оправданного "опережающего правотворчества" по предметам совместного ведения  Федерации и ее субъектов.

Следует отметить также технические  недоработки процесса законодательствования: хаотичность в формировании нормативных  массивов, "погоня" за количеством  законов как самоцель, неоправданная  поспешность подготовки проектов важнейших  правовых решений, игнорирование выработанных практикой правотворчества.

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.   Конституция РФ- М.

2.   АвакьянС.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2008. С. 43—54;

3.   Административное право Российской Федерации/Под ред. Н.Ю.Хаманеева.- М.Юрист,2007.- 556с.

4.   Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2007. С. 644.

5.   Аналитическая информация о порядке подготовки и реализации законов /Отв. ред. проф. Ю.А.Тихомиров. М.,2009.- 231c.

6.   Глобализация, государство, право, XXI век. О некоторых итогах международного юридического форума // Журнал российского права. 2007. № 2. С. 3-4.

7.   Законодательные органы субъектов Российской Федерации: правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М.: Городец, 2008. -262с.

8.   Исаков В. Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития //Журнал российского права. 2007. №З.С.27-29.

9.   Конституция и законодательство / Отв. ред. Т.Я.Хабриева, Ю.А.Тихомиров. М., 2006.

10.   Концепция развития российского законодательства в целях обеспечения единого правового пространства в России // Журнал российского права. 2007. №6. С. 17—31;

11.   Курманов М. М. Приняты изменения в Федеральный закон. Что «приобрели» законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации? // Юрист. 2006. №11. С. 4.

12.   Лебедев В. А. Правовое регулирование законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: Научное и учебное пособие. Челябинск, 2007. – 317с.

13.   Права человека и новое российское законодательство (материалы «круглого стола») // Государство и право. 2008. №6. С.96—114;

14.   Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А.Лукашевой. М., 2006;

15.   Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М.:Олита,2007-.С.126.

16.   Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000.-142

[1] Административное право Российской Федерации/Под ред. Н.Ю.Хаманеева.- М.Юрист,2007.- 556с.

[2] Исаков В. Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития //Журнал российского права. 2010. №З.С.27-29.

          [3]  Курманов М. М. Приняты изменения в Федеральный закон. Что «приобрели» законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации? // Юрист. 2009. №11. С. 4.

[4] Лафитский В. И. Законодательный процесс // Очерки конституционного права иностранных государств:- Учебное и научно-практическое пособие/Отв. ред.Д.А.Ковачев.М., 2008. С. 188.

[5] Исаков В. Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития //Журнал российского права. 2007. №З.С.27.

[6] Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 2009. С. 125.

[7]УмноваИ.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2008. С. 142.

[8] Лебедев В. А. Правовое регулирование законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: Научное и учебное пособие. Челябинск, 2007. С. 17.

[9] Исаков В. Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития //Журнал российского права. 2009. №З.С.27.

[10] Окуньков Л. А., Рощин В.А. Вето Президента: Научно-практическое пособие. М.: Городец,2007. С. 45.

[11] Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 2008. С. 125.

[12] УмноваИ.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2007. С. 142.

[13] Курманов М. М. Приняты изменения в Федеральный закон. Что «приобрели» законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации? // Юрист. 2007. №11. С. 4.

[14] АвакьянС.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2009. С. 43—54;

[15] Права человека и новое российское законодательство (материалы «круглого стола») // Государство и право. 2008. №6. С.96—114;   

 Алексеев С.  С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2007. С. 644.

 


Информация о работе Особенности законотворчества в РФ