Парламентская республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление сущности парламентской республики как формы правления и анализ ее особенностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрытие понятия формы правления как одного из основополагающих компонентов понятия формы государства;
• анализ содержания понятия республиканской формы правления и выявление её видов;
• выявление особенностей парламентской республики и их обобщение;

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Республика как форма правления 6
1.1. Форма правления понятие и сущность формы правления 6
1.2. Понятие республики 9
Глава II. Парламентская республика как форма правления 15
2.1. История развития парламентской республики 15
2.2. Парламентская республика понятие и сущность 19
2.3. Характеристика парламентской республики 20
Заключение 24
Список использованной литературы: 27

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 62.54 Кб (Скачать файл)

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: теории государства  и права

На тему: Парламентская  республика

 

 

 

 

Выполнила:

Студент группы  ЮФ-11-03

Решетникова Сахаайа Павловна

Проверил:

Старший преподаватель Кочмар А.Н.

 

 

 

 

 

г. Якутск 2012

 

Содержание

Введение 3

Глава I. Республика как форма правления 6

1.1. Форма правления понятие и сущность формы правления 6

1.2. Понятие республики 9

Глава II. Парламентская республика как форма правления 15

2.1. История  развития парламентской республики 15

2.2. Парламентская республика понятие и сущность 19

2.3. Характеристика парламентской республики 20

Заключение 24

Список использованной литературы: 27

 

 

 

Введение

Форма государства – это  реальное выражение сущности государства, а также его функций. Форма  государства фактически и является государством, так как именно в  форме проявляется существование  государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую  форму оно принимает, как оно  «выглядит». Надо отметить, что государство  обретает форму, строго отвечающую его  сущности.

В процессе развития юридической  науки произошла систематизация проявления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства. В рамках данной работы наибольшее внимание будет уделено парламентской республике.

Республика (от лат. Res publica – публичное, общенародное дело) – это форма правления, основанная на принципе выборности на определённый срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: “Respublica set res populi” (Республика – дело народа).

Существенное значение в  условиях республики имеет избирательное  законодательство, от содержания которого (те или иные цензы, основания и  порядок доступа населения к  выборам и т.д.) зависит социальный характер соответствующего республиканского строя. По своему социальному характеру  республики могут быть аристократическими, олигархическими (плутократическими), демократическими.

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления.1

Данная тема является актуальной, потому что в настоящее время большинство стран мира являются республиками - из 190 государств мира более 140 являются республиками. Но парламентскими же республиками являются всего около 1/15 современных государств.

Однако тема парламентской  республики широко обсуждается в  трудах отечественных и зарубежных авторов, таких как К.В. Аграновский, О.Н. Булаков, И.В. Гранкин, И.П. Ильинский, К. Маркс, А.А. Мишин, Ш. Монтескье, Ж.И. Овсепян, А.С. Пиголкина, Л.И. Спиридонов, В.М. Сырых, В.Е. Чиркин, Ф. Энгельс,  Л.М. Энтин и другие.

Необходимо отметить, что  большинство работ, посвященных  парламентской республике как форме  правления, раскрывают только отдельные  аспекты изучаемого вопроса, без  исследования общих закономерностей. Это обстоятельство определило темы и постановку цели работы.                          

Целью работы является выявление  сущности парламентской республики как формы правления и анализ ее особенностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• раскрытие понятия формы правления как одного из основополагающих компонентов понятия формы государства;

• анализ содержания понятия республиканской формы правления и выявление её видов;

• выявление особенностей парламентской республики и их обобщение;

Для написания курсовой работы была использована учебная и методическая литература: работы таких авторов, как  Арбузкин А.М., Чиркин В.Е., Чудаков М.Ф. и другие, которые рассматривали в своих работах республиканскую форму правления.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают  в ходе осуществления республиканской  формы правления.

Предметом в соответствии с поставленной целью предметом  курсовой работы является понятие парламентской  республики, и ее отличительные признаки.

В ходе написания работы мною были использованы следующие методы: изучение и анализ литературных источников, исторический, нестатистический метод  обработки информации.

 

Глава I. Республика как форма правления

    1. Форма правления понятие и сущность формы правления

Под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной  власти, в особенности высших и  центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования  этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень  участия последнего их формировании.2 Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

Форма правления представляет собой структуру высших органов  государственной власти, порядок  их образования и распределение  компетенции между ними.

Категория «форма государственного правления» дает возможность уяснить:

— как создаются высшие органы государства, и каково их строение;

— как строятся взаимоотношения  между высшими и другими государственными органами;

— как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и населением страны;

— в какой мере организация  высших органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  гражданина.

Таким образом, во-первых форма  правления — это организация  государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней; а, во-вторых, форма  правления — это комплексный  конституционно-правовой институт, организация  власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок  взаимоотношений между ними.

Основным в понятии  формы правления является организация  верховной власти государства и  порядок ее образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый  в республике, наследственный —  в монархическом государстве).

В обществах, не связанных  экономическими узами обмена и вынужденных  объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена  с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным  собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для  обществ основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами — собственниками, характерна республиканская форма правления.

Форма правления обусловливается  также конкретной расстановкой социально-политических сил и результатами борьбы между  ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные  периоды, доказательством чего может  быть падение монархических режимов  в результате Великой французской  революции 1789 г. или Февральской  революции 1917 г. в России); историческими  особенностями отдельных стран (вне  исторического контекста невозможно объяснить существование в современной  Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства (например, трудности, которые встречает на своем пути становление демократической формы правления в России во многом могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в результате Второй мировой войны имело своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии).

Наука, фиксируя реально  возникающие в истории формы  правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них — это деление форм правления  по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному — монархия, если многим — аристократия, если всем — демократия, или республика. Существование  такой классификации отмечено еще  Геродотом в его повествовании  о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии после убийства Лже-Смердиса. Также и критика этого деления имеет достаточно давнюю историю, восходя к Платону и Аристотелю. Первый из них различал формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех добродетелей: мудрости, мужества и умеренности, второй — в зависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления, объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными — те, в которых преобладает личный интерес.

Существовали и другие классификации. Монтескье, например, обращал  внимание на различные принципы —  силы, которые, по его мнению, движут государственную жизнь. Он полагал. что добродетель воплощается в демократии (республике), умеренность — в аристократии, честь — в монархии, страх — в деспотии.

Деление форм правления зафиксировал Геродот. Оно дошло до наших дней.

Современная юридическая  наука различает две формы  правления: монархию и республику.

Монархия - это такая форма  правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме  правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат  монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству. Иногда монарх может избираться. За свою государственную  деятельность монарх ни перед кем  не отчитывается и не несет юридической  ответственности. Как правило, такие  монархи несут ответственность  только перед Бог. Но нас интересует республика как форма правления.

Следует отметить, что форма  правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства.3  Это не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства, словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства, прежде всего главным является не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

    1. Понятие республики

Республиканская форма правления  является наиболее распространенной в  современном мире.

 Республика (лат. respublica от rex - дело, publicus - общественный, т.е. "общее дело" или "общественное дело") - форма правления, при которой главой государства является единоличный (крайне редко коллегиальный) президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми "квалификациями" (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.). Есть и иные, искаженные формы республики, когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым военным или революционным советом после государственного переворота или провозглашается пожизненным президентом.4

Под высшими выборными  органами государственной власти понимаются парламент, правительство, глава правительства  и глава государства - премьер-министр  и президент. Так как мы будем  часто встречаться с этими  понятиям в нашей работе, дадим  им четкие и ясные определения:

Президент - выборная должность  главы государства или территориально-административного  образования либо председателя коллегиального органа, общественного объединения  или коммерческой организации, а  в некоторых странах (например, в  США) - также пожизненный титул  лица, занимавшего такую должность  в прошлом. В государствах с президентской  формой правления президент является главой исполнительной власти, с парламентской - лишь главой государства .

Премьер-министр - (от фр. le premier - первый) - первый, главный министр, глава правительства в странах, где эта должность отделена от поста главы государства. Во многих странах избирается в ходе всеобщего голосования; в иных утверждается парламентом по представлению главы государства; либо назначается главой государства (Соединённое Королевство). В России должность премьер-министра с 1993 года официально именуется Председатель правительства Российской Федерации; в Латвии - президент министров; в Германии - канцлер; в Болгарии - министр-председатель5.

Парламент - общее название высшего представительного и  законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей. В этом смысле термин парламент употребляется  в конституциях Украины, России, Таджикистана, Туркменистана. Собственное наименование для обозначения высшего представительного  органа. Применяется в Молдове, Беларуси, Грузии, Бельгии, Казахстане, Великобритании, Греции, Италии, Канаде, Румынии, Франции, Чехии и других странах. Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования — путем всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).6

Информация о работе Парламентская республика