Парламентская республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление сущности парламентской республики как формы правления и анализ ее особенностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрытие понятия формы правления как одного из основополагающих компонентов понятия формы государства;
• анализ содержания понятия республиканской формы правления и выявление её видов;
• выявление особенностей парламентской республики и их обобщение;

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Республика как форма правления 6
1.1. Форма правления понятие и сущность формы правления 6
1.2. Понятие республики 9
Глава II. Парламентская республика как форма правления 15
2.1. История развития парламентской республики 15
2.2. Парламентская республика понятие и сущность 19
2.3. Характеристика парламентской республики 20
Заключение 24
Список использованной литературы: 27

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 62.54 Кб (Скачать файл)

Правительство – высший коллегиальный исполнительный орган  государства. В разных странах правительство  может иметь различное название: Совет Министров (Франция, Италия, Польша), Кабинет Министров (Великобритания, Узбекистан), Государственный совет (КНР) и т.п. Правительство может быть беспартийным, партийным и коалиционным. Порядок формирования зависит от формы правления.

Общими признаками республиканской  формы правления являются:

• существование единоличного и коллегиального главы государства;

• выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

• осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

• юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

• обязательность решений верховной государственной власти.

Исторически республика как  форма правления сложилась еще  в Древнем мире. Примером тому могут  служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.) др. Античные рабовладельческие  республики существовали в форме  аристократических и демократических  республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц – аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной  власти допускались широкие слои населения7.

Однако в то время институты  демократии были еще неразвиты, а  рабовладельческие отношения и  связанные с ними научные представления  и знания не создавали предпосылок  для возникновения гуманизма  и связанных с ним современных  принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные  для эпохи Возрождения, появления  идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала  в Европе, затем в Америке, а  потом и во всем мире республиканская  форма правления завоевывает  позиции и становится наиболее характерной  формой правления в современной  мировой цивилизации.

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Современные республики бывают трех видов:

- президентская республика;

- парламентская республика;

- парламентско-президентская  (смешанная) республика.

Классификация республик  связана с тем, каким именно образом  осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством  полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

как избирается парламент, как  формируется правительство, какой  объём правомочий принадлежит президенту.

Кратко можно рассказать о президентской республике.

Президентская республика характеризуется  значительной ролью президента в  системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы  правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной  — в руках парламента.8

Высшим должностным лицом  в президентской республике является президент, обладающий полномочиями главы  государства и главы правительства. Основные признаки президентской республики:

- президент избирается  не парламентом, а в результате  референдума или коллегиями выборщиков;

- президент назначает  правительство, перемещает и отстраняет  от должности его членов;

- президент имеет право  вето на законы, принимаемые парламентом; 

- президент является главнокомандующим  вооруженными силами страны.

Также существует в некоторых  странах смешанная форма правления (иногда в научной литературе именуются парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Эти элементы характеризуются тем, что президент избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента (как и в президентской республике), но в данной форме правления предусматривается возможность вотума недоверия правительству и (или) министрам (но не фактическому главе правительства - президенту), которые остаются и в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Перу, Эквадоре и некоторых других латиноамериканских странах, где парламент может выразить недоверие министрам, хотя для этого требуется нередко квалифицированное большинство голосов 2/3, а сам вопрос о недоверии может быть поставлен лишь значительным числом членов парламента (обычно не менее 1/10). Кроме того, президент в определенных случаях вправе не увольнять правительство или министра даже после вотума недоверия парламента.9

 

Глава II. Парламентская республика как форма правления

2.1. История развития парламентской  республики

Сегодня большинство стран  мира являются республиками. Хотя республика считается современной формой власти и синонимом демократии, это ошибочное  мнение, основанное на том, что исторически  было больше государственных образований  с монархической формой правления, где власть передаётся по наследству.

В прошлом формы республики были весьма разнообразны, так что  охватить их все одним стройным определением весьма трудно. Во всяком случае, необходимо точно отграничить республиканский  строй от первобытного анархического  состояния при родовом быте, где  нет никакой организованной власти, а следовательно нет и государства. Те человеческие общежития, которые возникают на ранних ступенях культуры и могут уже быть названы государствами, представляют полное смешение элементов монархии и республики. Таковы, например, государства, изображенные в Илиаде и Одиссее, таково еврейское государство в первые столетия после исхода из Египта, таков Рим в первые столетия исторического его существования, и т. д. Обыкновенно подобные государства считаются монархиями, но в действительности власть народного собрания так велика, влияние его на выбор главы государства, который в первое время не является даже наследственным, так значительно, а роль монарха, за исключением военного времени, так ограничена, что такая номенклатура представляется совершенно произвольной. Из подобных неопределившихся государственных форм на древнем Востоке образовались монархии, в ранних Греции и Риме — республики (см. «Афинская демократия» и «Римская республика»).10

Древние республики (греческие  и римская) были двух видов, настолько отличных друг от друга, что создатель первой научной классификации государств, Аристотель, поставил их отдельно, как самостоятельные государственные формы, наряду с третьей, монархией. Эти две формы — аристократия и демократия; рядом с ними самостоятельное значение имела олигархия, по Аристотелю — выродившаяся форма аристократии. Римские писатели по государственному праву (Полибий) также не проводили границы между республикой и монархией, довольствуясь исправленной Аристотелевской классификацией, а на обиходном языке слово республика означала просто государство.

В демократических республиках  суверенитет принадлежал народу, то есть всем свободным взрослым гражданам  мужского пола, пользовавшимся правами  гражданства; верховная законодательная  и контролирующая власть была в руках  всенародного собрания, которое избирало, без правильной баллотировки, всех важнейших должностных лиц в  государстве; фактически при таких  условиях властью пользовались наиболее искусные ораторы, умевшие увлекать толпу (демагоги). В аристократиях и олигархиях власть принадлежала только привилегированным сословиям. Совершенно чистых форм ни демократической, ни аристократической республик не было; существовали государства с преобладанием того или иного элемента, между которыми на всем протяжении истории греческих и римской республик шла ожесточенная борьба; сначала преобладали аристократии, в которых демократический элемент отвоевывал себе всё большее значение. Республиканский строй древности характеризуется в особенности следующими тремя чертами, резко отличающими их от республик нового и новейшего времени:

  • Все древние республики были построены на рабстве; политические и даже гражданские права принадлежали только свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами и свободными занимали иностранцы, находившиеся обыкновенно в весьма приниженном положении.
  • Интересы государства стояли выше прав отдельной личности. Даже в наиболее свободных и демократических республиках личная свобода была чрезвычайно ограничена, притязания государства на человеческую личность чрезвычайно велики; как член народного собрания, отдельный человек был властелином, но сам по себе он не пользовался никакими неотъемлемыми правами.
  • Древние республики были непосредственными (в противоположность нынешним представительным), то есть государственные дела решались на собраниях всех граждан.

После гибели древних республик  в культурной Европе установился  строго монархический режим, но в  средние века вновь возникли довольно многочисленные республики, как, например, швейцарские общины, вольные города в Германии (Гамбург, Бремен, Любек); к ним можно причислить итальянские  государства, даже те (Венеция, Генуя), в которых, в лице дожа, был избираемый пожизненно глава исполнительной власти; там властвовала безраздельно аристократия. Демократическими республиками были только некоторые швейцарские общины или кантоны (Цюрих и др.). Из всех этих республик до настоящего времени сохранили свое республиканское устройство только швейцарские кантоны, объединенные в Швейцарскую конфедерацию, и две совершенно незначительные по территории и значению республики — Андорра и Сан-Марино (с 301 года). Город-государство Дубровницкая республика, онованная в XIV веке сохраняло суверенитет до 1808 года. В Средневековье на территории современной России долгое время существовали Новгородская феодальная республика, Псковская феодальная республика и Вятская земля, где основным органом власти являлось вече, а вечевой уклад просуществовал вплоть до присоединения этих земель к Москве.11

В Новое время возникло много новых республик; такими явились прежде всего английские колонии в Америке, во внутренних делах имевшие характер республики ещё при английском господстве, а в XVIII ваке отделившиеся от Англии и образовавшие свободный республиканский союз Соединенных Штатов Америки. После Великой революции, Франция впервые обратилась в республику, после чего на некоторое время произошло восстановление монархической формы правления. Россия окончательно стала республикой в 1917 году. В течение XIX века вся Южная и Центральная Америка, с островом Гаити, обратилась в ряд республик, на протяжении второй половины XX века республиками стали бывшие африканские колонии европейских государств.

Первые же парламенты в  их нынешнем понимании появились  в Европе (в Испании, Скандинавии,  Исландии) в ХI-ХП  веках.  Собственно слово "парламент" впервые было употреблено в Англии на  рубеже  ХШ-ХIV веков и именно там же оно стало употребляться для обозначения регулярно собираемого представительного совещания по государственным делам.  Как США стали образцом для формирования  и развития систем президентского правления,  так и Великобритания стала примером для подражания сторонникам и парламентской республики.12

Классическим  примером политического  устройства парламентской  республики является государственный строй  Великобритании. В настоящее время  форма парламентской  республики явилась достоянием европейских  стран. Ее приняли Австрия, Греция, Исландия, Италия, Мальта, Финляндия, ФРГ и  др. За пределами Европы данная форма  правления существует  в Индии  и Израиле.13

2.2. Парламентская республика понятие и сущность

Парламентская республика - разновидность республиканской  формы правления, характеризуется  тем, что парламент, являясь полновластным  органом, формирует политически  ответственное перед ним правительство  и, как правило, избирает президента, который занимает в системе государственных  органов достаточно скромное место.14 Основными признаками парламентской республики являются:

президент является главой государства, но не главой исполнительной власти как в президентской республике. Исполнительная власть принадлежит  главе правительства (премьер-министру, канцлеру), который и имеет все  необходимые государственно-властные полномочия для осуществления правительственной  политики;

президент избирается либо парламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания с обязательным участием членов парламента (ФРГ, Индия), т.е. его власть производна от парламента;

президент назначает главу  правительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров  партии или коалиции партий, располагающих  большинством мест в парламенте или  его нижней палате. В противном  случае правительство может не получить вотум доверия в парламенте (это  необходимая процедура для парламентской  республики) и не будет сформирована. Члены правительства назначаются  президентом по рекомендации главы  правительства;

ключевой признак парламентской  республики - политическая ответственность  правительства перед парламентом, а не перед президентом. Ответственность  эта чаще всего солидарная: недоверие  главе правительства влечет отставку всего правительства. В случае вынесения  вотума недоверия или отказа в  доверии правительство либо уходит в отставку, либо президент, не принимая отставки правительства, может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить  досрочные выборы;

Информация о работе Парламентская республика