Парламентская республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление сущности парламентской республики как формы правления и анализ ее особенностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрытие понятия формы правления как одного из основополагающих компонентов понятия формы государства;
• анализ содержания понятия республиканской формы правления и выявление её видов;
• выявление особенностей парламентской республики и их обобщение;

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Республика как форма правления 6
1.1. Форма правления понятие и сущность формы правления 6
1.2. Понятие республики 9
Глава II. Парламентская республика как форма правления 15
2.1. История развития парламентской республики 15
2.2. Парламентская республика понятие и сущность 19
2.3. Характеристика парламентской республики 20
Заключение 24
Список использованной литературы: 27

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 62.54 Кб (Скачать файл)

президент не несет ответственность  за деятельность правительства. Она  возложена н6а главу правительства;

президент не может по собственному усмотрению отправить в отставку главу правительства, но по рекомендации главы правительства может отправить  в отставку любого члена правительства;

в законодательной области  президент парламентской республики наделен правом законодательной  инициативы, согласованной с правительством; обладает правом промульгировать законы, принятые парламентом;

акты, издаваемые президентом, нуждаются в контрасигнатуре, т.е. подписи премьер-министра или министра, которые и несут за них ответственность. Без такой подписи акты президента недействительны. В парламентской  республике ключевая фигура в государстве - глава правительства.15

2.3. Характеристика парламентской республики

В такой республике правительство  формируется парламентским путём  из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия  большинства парламента правительство  либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в  значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Как правило, глава государства  в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства  является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства  в современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями  членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным  собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет16.

Главное достоинство парламентской  системы обычно видят в наиболее тесной связи с принципом народного  представительства. Весь политический спектр страны представлен и структурирован через правительство партийного большинства (политический спектр в  этом случае разделяется на партийное  большинство и меньшинство). При  наличии потребности четкого  конструирования политической системы  парламентская модель кажется  наиболее естественной и воплощающей идеалы партийного правления, в то время как в президентской системе ценность партийного правления отступает на второй план по строению с возможностью набрать для управления высокопрофессиональную команду.

При подлинно многопартийной системе парламентская форма  правления обеспечивает оптимальное  парламентское большинство в  виде коалиционного правительства. При этом и количество портфелей  распределяется в правительстве  пропорционально весу этих партий, что не возможно в президентской  республике.

В определенной мере и следование партийным установкам и программам, связанность ими политического  курса может выступать как  достоинство парламентской системы, поскольку дает четкую идеологическую основу независимо от вкусов и сиюминутных  пристрастий партийных лидеров.

Сам политический стиль парламентской  республики обеспечивает приобщение избирателей  к более фундаментальным политическим ценностям и ориентациям. Он связан с обеспечением действительно глубокого  и сущностного для парламентских  систем политического плюрализма с  выбором между большим числом политических платформ разных политических партий, в то время как президентская  система персонифицирована и  ориентирует избирателей на ярких  лидеров.

Парламентская система обеспечивает единство действий исполнительной и  законодательной власти, полную поддержку  законодательных инициатив правительства (за исключением правительства неустойчивого  парламентского большинства или  правительства парламентского меньшинства).17

Недостатки парламентской  системы, так же как и президентской, являются продолжением ее достоинств.

При коалиционном правительстве  несконцентрированность государственной воли, необходимость учета противоречивых интересов политических партий ведет к противоречивости политической платформы правительства, отсутствию внятного политического курса.

Неустойчивость коалиций в парламентских системах ведет  к частной смене правительства, к неустойчивости всей политической системы в целом (характерный  пример этого дает Италия с ее частыми  парламентскими кризисами).

В результате необходимости  выдерживания определенной идеологической линии у правительства может  наблюдаться недостаток прагматизма. Кроме того, партийные правительства, связанные определенной идеологией, не могут быстро реагировать на вызовы, меняя свои взгляды в соответствии с прагматическими потребностями.

Во время кризисов и  осложнений, когда нужно действовать  быстро, принимая персонально всю  ответственность, в парламентских  системах ощущается недостаток полномочий у правительства и главы государства.

В то же время в парламентских  системах есть на первый взгляд парадоксальная тенденция принижения роли парламента в условиях, когда члены правительства  одновременно являются депутатами и  выступают в качестве политической элиты в противоположность "заднескамеечками". В этом случае правительство узурпирует законодательную власть, предоставляя парламенту возможность только "штамповать" законы, чего не может в принципе быть в президентских системах.18

 

 

 

 

Заключение

Проведенное исследование формы  правления позволило сформулировать следующие выводы.

Форма государства – это  совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования  и организацию высших органов  государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления  государственной власти.

Форма правления – это  организация высших органов государственной  власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в  их формировании и деятельности. Форма  правления имеет основополагающее значение конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Республика – это форма  правления, в которой высшая государственная  власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и  несущим ответственность перед  избирателем.

Республиканская форма правления - самая распространенная в современном мире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такой универсальной международной организации, как ООН, являются республиками. Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом непосредственно либо иным способом на определенный срок полномочий.19 Основные признаки республики:

- выборность высших органов  власти на определенный срок;

- возможность участия  граждан в управлении делами  государства; 

- разделение властей на  законодательную, исполнительную и судебную;

- определенная процедура  принятия высшими органами власти  своих решений.

Основные виды республик: президентская, парламентская, смешанная.

Главное различие между ними состоит в юридической ответственности  правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.

Президентская республика –  это форма правления, где президент  непосредственно при определенном парламентском контроле формирует  правительство, которое несет перед  ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и  правительства выполняет чаще всего  президент.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать  отставки правительства, выразив ему  недоверие, т.е. правительство, несет  ответственность перед парламентом. Президент – глава государства, но не глава правительства.

Для парламентарных республик  характерно:

президент получает свои полномочия от парламента или коллегии с участием членов парламента;

президент может быть наделен  обширными полномочиями, но ответственность  за их осуществление несет правительство;

правительство несет коллегиальную  ответственность перед парламентом;

парламент может быть распущен президентом по инициативе правительства  в определенных конституцией случаях.

Существуют смешанные  республики, где парламент и президент  в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность  по отношению к правительству.

Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской  не всегда способствуют согласованности  и взаимодействию высших органов  государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису  все политической системы.

 

Список  использованной литературы:

  1. Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях "Российская газета", N 7, 21.01.2009,
  2. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 218.
  3. Любашиц В. Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 106
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005;
  5. Краткий юридический словарь /М.Е. Волосов, В.Н. Додонов, В.П. Панов; под ред. проф. С.П. Щербы. – 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2009. – стр. 224.
  6. Радугин А.А. Политология. М., 1999.
  7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2006. - 669 с.
  8. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА • М, 1998. — 480 с
  9. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.Н. Андреева. - Москва: Эскимо, 2005. - 265, [1] с.
  10. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005. - 666 с.
  11. Иностранное конституционное право.- под ред. Маклакова В.В., М.,1996.
  12. Конституционное право зарубежных стран = Constitutional law of foreign countries: Учеб. для вузов по юрид. специальности / П.А. Барбалат и др. под ред.В.О. Лучина, Г.А. Василевич, А.С. Прудникова: Моск. Университет МВД России, Фонд содействия правоохранительным органам "Закон и право". - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 20004. - 687с
  13. Матузов Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.Н. Андреева. - Москва: Эскимо, 2005. - 265, [1] с.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 1997.
  14. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. - метод. комплекс / А.А. Прокопов. - Мн,: МГЭИ, 2004. - 2000 с.
  15. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001
  16. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Страшун. - 2-е изд. - М.:НОРМА.2006.
  17. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. Пособ.-М.:Юрайт-М.2001.
  18. Василевич Г.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - Мн.: Книжный Дом. 2006. 
  19. Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. - Мн.:   Вышэйшаяшкола.2004.

 

 

1 Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях "Российская газета", N 7, 21.01.2009,

2 Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 218.

3 Любашиц В. Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 106.

4 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2006. - 669 с.

5 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Страшун. - 2-е изд. - М.:НОРМА.2006.

6 Краткий юридический словарь /М.Е. Волосов, В.Н. Додонов, В.П. Панов; под ред. проф. С.П. Щербы. – 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2009. – стр. 224.

7 Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. Пособ.-М.:Юрайт-М.2001.

8 Любашиц В.Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002;

9 Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.Н. Андреева. - Москва: Эскимо, 2005. - 265, [1] с.

10 Радугин А.А. Политология. М., 1999.

11 История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА • М, 1998. — 480 с.

12 Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005. - 666 с.

13 Иностранное конституционное право.- под ред. Маклакова В.В., М.,1996.

14 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005;

15 Конституционное право зарубежных стран = Constitutional law of foreign countries: Учеб. для вузов по юрид. специальности / П.А. Барбалат и др. под ред.В.О. Лучина, Г.А. Василевич, А.С. Прудникова: Моск. Университет МВД России, Фонд содействия правоохранительным органам "Закон и право". - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 20004. - 687с.

16 Василевич Г.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - Мн.: Книжный Дом. 2006. 

17 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 1997.

18 Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.Н. Андреева. - Москва: Эскимо, 2005. - 265, [1] с.

19 Конституционное право зарубежных стран: Учеб. - метод. комплекс / А.А. Прокопов. - Мн,: МГЭИ, 2004. - 2000 с.

 


Информация о работе Парламентская республика