Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:44, курсовая работа
Целью работы является выявление сущности парламентской республики как формы правления и анализ ее особенностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрытие понятия формы правления как одного из основополагающих компонентов понятия формы государства;
• анализ содержания понятия республиканской формы правления и выявление её видов;
• выявление особенностей парламентской республики и их обобщение;
Введение 3
Глава I. Республика как форма правления 6
1.1. Форма правления понятие и сущность формы правления 6
1.2. Понятие республики 9
Глава II. Парламентская республика как форма правления 15
2.1. История развития парламентской республики 15
2.2. Парламентская республика понятие и сущность 19
2.3. Характеристика парламентской республики 20
Заключение 24
Список использованной литературы: 27
президент не несет ответственность
за деятельность правительства. Она
возложена н6а главу
президент не может по собственному
усмотрению отправить в отставку
главу правительства, но по рекомендации
главы правительства может
в законодательной области
президент парламентской
акты, издаваемые президентом, нуждаются в контрасигнатуре, т.е. подписи премьер-министра или министра, которые и несут за них ответственность. Без такой подписи акты президента недействительны. В парламентской республике ключевая фигура в государстве - глава правительства.15
В такой республике правительство
формируется парламентским
Как правило, глава государства
в подобных республиках избирается
парламентом либо специально образуемой
парламентской коллегией. Назначение
парламентом главы государства
является главным видом парламентского
контроля над исполнительной властью.
Процедура избрания главы государства
в современных парламентарных республиках
неодинакова. В Италии, например, президент
республики избирается членами обеих
палат на их совместном заседании, но
при этом в выборах участвуют
по три депутата из каждой области,
избранных областным советом. В
федеративных государствах участие
парламента в избрании главы государства,
также разделяется с
Главное достоинство парламентской системы обычно видят в наиболее тесной связи с принципом народного представительства. Весь политический спектр страны представлен и структурирован через правительство партийного большинства (политический спектр в этом случае разделяется на партийное большинство и меньшинство). При наличии потребности четкого конструирования политической системы парламентская модель кажется наиболее естественной и воплощающей идеалы партийного правления, в то время как в президентской системе ценность партийного правления отступает на второй план по строению с возможностью набрать для управления высокопрофессиональную команду.
При подлинно многопартийной системе парламентская форма правления обеспечивает оптимальное парламентское большинство в виде коалиционного правительства. При этом и количество портфелей распределяется в правительстве пропорционально весу этих партий, что не возможно в президентской республике.
В определенной мере и следование
партийным установкам и программам,
связанность ими политического
курса может выступать как
достоинство парламентской
Сам политический стиль парламентской
республики обеспечивает приобщение избирателей
к более фундаментальным
Парламентская система обеспечивает
единство действий исполнительной и
законодательной власти, полную поддержку
законодательных инициатив
Недостатки парламентской системы, так же как и президентской, являются продолжением ее достоинств.
При коалиционном правительстве несконцентрированность государственной воли, необходимость учета противоречивых интересов политических партий ведет к противоречивости политической платформы правительства, отсутствию внятного политического курса.
Неустойчивость коалиций в парламентских системах ведет к частной смене правительства, к неустойчивости всей политической системы в целом (характерный пример этого дает Италия с ее частыми парламентскими кризисами).
В результате необходимости
выдерживания определенной идеологической
линии у правительства может
наблюдаться недостаток прагматизма.
Кроме того, партийные правительства,
связанные определенной идеологией,
не могут быстро реагировать на вызовы,
меняя свои взгляды в соответствии
с прагматическими
Во время кризисов и
осложнений, когда нужно действовать
быстро, принимая персонально всю
ответственность, в парламентских
системах ощущается недостаток полномочий
у правительства и главы
В то же время в парламентских системах есть на первый взгляд парадоксальная тенденция принижения роли парламента в условиях, когда члены правительства одновременно являются депутатами и выступают в качестве политической элиты в противоположность "заднескамеечками". В этом случае правительство узурпирует законодательную власть, предоставляя парламенту возможность только "штамповать" законы, чего не может в принципе быть в президентских системах.18
Проведенное исследование формы
правления позволило
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.
Форма правления – это
организация высших органов государственной
власти: порядок их образования, принципы
их взаимоотношения между собой,
степень участия народных масс в
их формировании и деятельности. Форма
правления имеет
Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем.
Республиканская форма правления - самая распространенная в современном мире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такой универсальной международной организации, как ООН, являются республиками. Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом непосредственно либо иным способом на определенный срок полномочий.19 Основные признаки республики:
- выборность высших органов власти на определенный срок;
- возможность участия граждан в управлении делами государства;
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- определенная процедура
принятия высшими органами
Основные виды республик: президентская, парламентская, смешанная.
Главное различие между ними
состоит в юридической
Президентская республика –
это форма правления, где президент
непосредственно при
В парламентарной республике
парламент наделен не только законодательными
полномочиями, но и право требовать
отставки правительства, выразив ему
недоверие, т.е. правительство, несет
ответственность перед
Для парламентарных республик характерно:
президент получает свои полномочия от парламента или коллегии с участием членов парламента;
президент может быть наделен
обширными полномочиями, но ответственность
за их осуществление несет
правительство несет коллегиальную
ответственность перед
парламент может быть распущен президентом по инициативе правительства в определенных конституцией случаях.
Существуют смешанные республики, где парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису все политической системы.
1 Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях "Российская газета", N 7, 21.01.2009,
2 Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 218.
3 Любашиц В. Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 106.
4 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2006. - 669 с.
5 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Страшун. - 2-е изд. - М.:НОРМА.2006.
6 Краткий юридический словарь /М.Е. Волосов, В.Н. Додонов, В.П. Панов; под ред. проф. С.П. Щербы. – 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2009. – стр. 224.
7 Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. Пособ.-М.:Юрайт-М.2001.
8 Любашиц В.Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002;
9 Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.Н. Андреева. - Москва: Эскимо, 2005. - 265, [1] с.
10 Радугин А.А. Политология. М., 1999.
11 История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА • М, 1998. — 480 с.
12 Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005. - 666 с.
13 Иностранное конституционное право.- под ред. Маклакова В.В., М.,1996.
14 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005;
15 Конституционное право зарубежных стран = Constitutional law of foreign countries: Учеб. для вузов по юрид. специальности / П.А. Барбалат и др. под ред.В.О. Лучина, Г.А. Василевич, А.С. Прудникова: Моск. Университет МВД России, Фонд содействия правоохранительным органам "Закон и право". - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 20004. - 687с.
16 Василевич Г.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - Мн.: Книжный Дом. 2006.
17 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 1997.
18 Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.Н. Андреева. - Москва: Эскимо, 2005. - 265, [1] с.
19 Конституционное право зарубежных стран: Учеб. - метод. комплекс / А.А. Прокопов. - Мн,: МГЭИ, 2004. - 2000 с.