Перестройка в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

И так, целью данной работы является краткое исследование и уяснение исторического периода в истории нашей страны середины 80-х начала 90-х годов прошлого столетия, названного «перестройкой». Актуальность исследуемой темы продиктована особым интересом к советскому периоду на его «последних стадиях» развития, когда закладывались многие внутриполитические и внешние проблемы современной России. В ходе нашего исследования нам предстоит решить ряд задач: определить причины и цели политики «перестройки» М.С. Горбачева, охарактеризовать преобразования периода «перестройки» М.С. Горбачева с социально-экономической и политической точки зрения, рассмотреть основные итоги политики преобразований осуществленных М. Горбачевым в 1985-1991.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ ПОЛИТИКИ «ПЕРЕСТРОЙКИ»
М. С. ГОРБАЧЕВА…………..……..………………….............................
5
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
ПЕРИОДА «ПЕРЕСТРОЙКИ» М. С. ГОРБАЧЕВА............................
10
2.1. Этап социально-экономических преобразований....................................... 10
2.2. Этап политического реформирования советского строя............................ 13
2.3. Приоритеты внешней политики в период управления страной
М. С. Горбачевым...........................................................................................
18
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПОЛИТИКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ М. С. ГОРБАЧЕВЫМ В 1985-1991 .............
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.... 28

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории Перестройка в СССР.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................

3

ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ ПОЛИТИКИ «ПЕРЕСТРОЙКИ»

         М. С. ГОРБАЧЕВА…………..……..………………….............................

 

5

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ     

         ПЕРИОДА «ПЕРЕСТРОЙКИ» М. С. ГОРБАЧЕВА............................

 

10

2.1. Этап социально-экономических  преобразований.......................................

10

2.2. Этап политического  реформирования советского строя............................

13

2.3. Приоритеты внешней  политики в период управления  страной 

       М. С. Горбачевым...........................................................................................

 

18

ГЛАВА 3 Основные итоги политики преобразований  

         осуществленных М. С. Горбачевым в 1985-1991 .............

 

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................

26

Список использованных источников и литературы....

28


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Приход к власти 10 марта 1985 г. после смерти К. У. Черненко самого молодого члена Политбюро - 54-летнего М. С. Горбачева во многом был предопределен и не вызвал острой борьбы в Политбюро. Уже в апреле 1985 г. новый генсек предложил стране новую политику, получившую вскоре название «перестройка». За годы реформ ее первоначальный замысел неоднократно менялся, соответственно, менялись и ее определения. Сегодня с достаточным основанием можно сказать, что перестройка - это последняя попытка здравомыслящей части правящей элиты спасти прогнившую советскую систему, соединив «социализм и демократию». Весной 1985 г. перестройка и ее «архитектору», и ее «прорабам» виделась как возвращение к ленинской концепции социализма, соединение социализма с демократией. Административно-организационные меры, на которые также вначале рассчитывал Горбачев, должны были укрепить порядок и дисциплину и самое главное — активизировать «человеческий фактор». Ни Горбачев, ни кто-либо в СССР и за его пределами не представляли себе истинных масштабов системного экономического и социального кризиса, поразившего страну. Преобразования начинаются с реализации концепции «ускорения» социально-экономического развития страны, а команда реформаторов постоянно запаздывает с принятием принципиально важных решений. Весной 1985 г. главная проблема выбора стратегии реформ носила не столько теоретический, сколько политический характер: управляемая модернизация по любому сценарию была возможна лишь при жестком политической контроле над ситуацией. Однако партийно-бюрократический аппарат в своей массе категорически не принимал самих идей модернизаций. Для эффективного обновления советского строя требовалась упреждающая реформа политической системы, но ее необходимость осознается в полной мере лишь спустя два года.

И так, целью данной работы является краткое исследование и  уяснение  исторического периода  в истории нашей страны середины 80-х начала 90-х годов прошлого столетия, названного «перестройкой». Актуальность исследуемой темы продиктована особым интересом к  советскому периоду на его «последних стадиях» развития, когда  закладывались многие внутриполитические и внешние проблемы современной России. В ходе нашего исследования нам предстоит решить ряд задач: определить причины  и цели  политики  «перестройки» М.С. Горбачева, охарактеризовать   преобразования периода «перестройки» М.С. Горбачева с социально-экономической и политической точки зрения, рассмотреть основные итоги политики преобразований  осуществленных М. Горбачевым в 1985-1991.

При подборе материла для данной работы, я опиралась  на труды таких ученых-историков  как Горинов М.М, Орлов А.С., Корнихина  Т.П. и ряда других.

Структура работы представляет собой введение,  три основные части и заключение.

 

ГЛАВА1. Причины и цели политики «перестройки»

М.С. Горбачева

 

В 70-е гг. советская  экономика все больше отставала  от экономики развитых стран по техническому и технологическому уровню, показателям эффективности, и, что более важно, СССР утрачивал преимущества в темпах экономического роста. Весь период 1961-1985 гг. сопровождался непрерывным падением темпов экономического развития. По всем оценкам специалистов, в эти годы происходило снижение роста национального дохода, валового национального продукта, падение фондоотдачи и эффективности капиталовложений. К середине 80-х гг. кризис советской системы приобретает открытый характер. На рубеже 70-80-х гг. в мире начался новый этап научно-технической революций, получивший название «микроэлектронная революция». С этого времени уровень развития той или иной страны определяется уже не количеством выплавленной стали, добытого угля, а использованием информационных технологий. По этому показателю СССР отставал не только от ведущих западных стран, но и от новых индустриальных держав (Южной Кореи, Тайваня) на десятилетия1.

В 1985 г. в США основная масса валового национального продукта (67%) создавалась в сфере услуг, торговле, на транспорте, и лишь 31% составлял вклад промышленности и строительства, тогда как в СССР соотношение было иным - соответственно 38% и 45%. На долю сельского хозяйства в СССР приходилось 17% ВНП, в США всего 2%. Чтобы покупать новейшие технологии и продовольствие, СССР вынужден был все больше сырья поставлять на экспорт. В 1985 г. в обмен на оборудование и хлеб ушло 20% добытой в стране нефти, 11% газа, 31% калийных удобрений, 24% хлопка и. т. д. Видимость благополучия народного хозяйства, сохранявшаяся все 70-е гг., обеспечивалась за счет «нефтяного допинга». Именно экспорт нефти, цены на которую на мировом рынке выросли в эти годы почти в 20 раз, позволял стране относительно безбедно существовать, «решая» продовольственную, космическую и другие «комплексные» программы. Главным образом за счет масштабного экспорта невосполнимых природных ресурсов в 60–70-е гг. шло интенсивное освоение восточных районов страны, формировались и развивались крупные народнохозяйственные комплексы: Западно-Сибирский, Саянский, Канско-Ачинский. За эти годы появились соответствующие мировому уровню автомобили ВАЗ и КамАЗ, новые нефтехимические комплексы и предприятия оборонной промышленности. В 70-е гг. экономика страны была предельно милитаризирована. Наиболее современные производства высокой технологии работали главным образом по военным заказам. Доля военных расходов в валовом национальном продукте составляла 20-25%. Производство военной техники - более 60% общего объема продукции машиностроения. Третья часть всех занятых в добывающих и обрабатывающих отраслях работала непосредственно на военные нужды. Военная экономика, по существу, разоряла страну. За 70–80-е гт.. СССР израсходовал на вооружение сверх необходимого по некоторым оценкам, 700 миллиардов рублей. Это при том, что национальный доход, по официальным данным, составлял в 1970 г. 290 миллиардов руб., а в 1980 г. – 579 миллиардов руб. По данным зарубежных источников, в начале 80-х гг. заводы СССР выпускали танков в 4,5 раза больше, чем США, БТР – в 5 раз, артиллерийских орудий - в 9 раз, атомных пол водных лодок – в 3 раза. Соответственно, в советской оборонной промышленности работало в два-три раза больше работников, чем в США (соответственно 5–8 миллионов и 2,2 миллиона человек)2.

Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство вела к колоссальным диспропорциям. Бюджетные методы регулирования  советской экономики не срабатывали. В начале 80-х гг. из-за начавшегося падения цен на мировом рынке иссякает поток нефтяных денег в страну, вслед за этим прекращается основанный на нефтедоходах экономический рост. Отражением общего экономического неблагополучия становится лавинообразное наращивание внешнего долга СССР. Обслуживание взятых за рубежом кредитов идет счет получения новых. Нарастание кризисных явлений в экономике разрушает основы внутренней социальной стабильности советского общества К концу 80-х гг. прекращается рост жизненного уровня. В конце 70-х гг. дискомфорт в той или иной мере ощущали все слои советского обществ, особенно интеллигенция, давно жаждавшая подлинной демократии и свободы3.

Начиная с 60-х гг. различные варианты реформирования общества и государства  обсуждались и в научных, и  в диссидентских кругах. Однако в конечном итоге целостной программы реформ к середине 80-х гг. так и не было создано. Главная особенность почти всех предлагаемых проектов реформирования – микроэкономический характер реформ, т. е. их реализация на уровне предприятий и работников. При таком подходе сохранялись принципиальные основы советской экономической системы: Госплан Госснаб и другие директивные органы. В концепциях также не был peшен принципиальнейший вопрос о реформировании собственности. К моменту прихода к власти М. С. Горбачева в силу закрытости советской системы большая часть населения страны находилась в плену старых представлений и привычек. Диссидентское движение переживало тяжелейший идейный и организационный кризис. В этих условиях реальные преобразования в обществе могли начаться только по инициативе «верха» и под его руководством. Смерть в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю. А. Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. За 15 месяцев нахождения eго у власти привычные победные реляции стали уступать место критическим оценкам состояния советского общества. Андропов предпринял ряд мер по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины, стимулировал расследования уголовных дел, связанных с коррупцией. Однако попытки Андропова придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений, только с помощью организационно-административных мер, не могли вывести страну из кризисного состояния.

Растущая социальная апатия, отсутствие значительных социальных групп, прямо заинтересованных в реформах, изначально обрекли на неуспех консервативный, нерыночный вариант модернизации страны, который пытался провести «генсек с Лубянки». По-прежнему продолжалось участие СССР в войне в Афганистане, усилилась борьба с инакомыслием. Были восстановлены органы безопасности на железнодорожном, морском и воздушном транспорте, а также в армии и ВМФ. Вновь стали просматриваться письма граждан, почта различных организаций. После смерти в феврале 1984 г. Ю. В. Андропова консервативные силы в руководстве страны выдвинули на должность Генерального секретаря ЦК КПСС престарелого К. У. Черненко. Год его правления был возвратом в брежневскую эпоху, в «застой». В марте 1985 г. на фоне всеобщего стремления страны к обновлению в результате закулисной борьбы к власти пришло новое политическое руководство во главе с М. С. Горбачевым. Располагая всеобъемлющей информацией, тщательно скрываемой от общества, и понимая, что в стране наступает тяжелейший кризис, Политбюро ЦК КПСС по инициативе М. С. Горбачева решает приступить к реформированию общества, которое в дальнейшем получит название «перестройка». Этот период станет одним из самых драматических в новейшей отечественной истории. Первоначально считалось, что реформирование СССР должно идти по пути совершенствования принципов социализма, очищения его от сталинских деформаций, использования ленинских подходов при решении сложных социально-экономических и политических проблем. Были надежды на то, что удастся заставить работать эту систему, придав ей второе дыхание4.

Уже на закате перестройки, в феврале 1991 г., М. С. Горбачев так объяснял причины ее начала: «Только на первый взгляд может казаться, что все было тогда нормально. Уже в конце 1970-х – начале 1980-х гг. стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производительности труда уменьшился в два раза, а потом дошел до нуля. На единицу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть, неисчерпаемые трудовые ресурсы – выкручивались за счет этого. Потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных - за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затраты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась...

Добавлю и другие причины. Наша экономика перегружена отраслями тяжелой промышленности, слишком мало предприятий производят товары народного потребления. Это была самая милитаризованная экономика в мире и самые огромные затраты на оборону. Если еще вспомнить, что происходило в политическом процессе, – никто не мог и слова правдивого сказать: надо что-то делать на предприятии, в регионе, республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции». Иными словами, перестройка была вызвана объективной необходимостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сферах жизни общества5.

 

2. Общая характеристика преобразований периода «перестройки» М.С. Горбачева

 

2.1. Этап социально-экономических преобразований

 

Весной 1985 г. экономический кризис еще не стал определяющим фактором жизни советского общества. Это обстоятельство, а также баланс сил в Политбюро и правительстве определи характер первого этапа экономических преобразований, начатых под руководством Горбачева. Задача перестройки системы управления экономикой была выдвинута на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС - с минимальными затратами за счет «скрытых резервов» в короткий срок переломить наметившееся падение темпов экономического роста.

Инициаторы перестройки пытались одновременно решать противоречащиё друг другу задачи, совмещать экономически несовместимое. Весь план двенадцатой  пятилетки (1986-1990 гг.) был составлен на основе методов и подходов прошлого. Главные усилия в экономике сосредотачивались на опережающем развитии машиностроительной отрасли, темпы роста которой предполагалось увеличить в 1,5-2 раза. Особые надежды на первом этапе экономических реформ возлагались на так называемые «целевые программы научно-технического прогресса» по информатике и вычислительной технике, робототехнике, генной инженерии6.

Преобладание в руководстве  страной старой гвардии вынуждало  Горбачева бесконечно маневрировать, попусту тратить время на поиски «консенсуса». Лишь небольшая часть обновленного Политбюро (А. Н. Яковлев и В, А. Медведев) выступала за структурные реформы и преобразование экономических отношений. Два года реформаторы безуспешно пытались преодолеть «застой». На первом этапе перестройки так и не было найдено адекватных способов реализации заявленного курса на «ускорение социально-экономического развития, совершенствование всех сторон жизни общества». Так как экстенсивные способы экономического роста уже исчерпали себя, была сделана ставка на административные методы активизации «человеческого фактора». 17 мая 1985 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Указом Президиума Верховного Совета СССР, в стране началась беспрецедентная по масштабу и радикализму мер антиалкогольная кампания. Благородий замыслы оздоровления советского общества, не подкрепленные элементарным здравым смыслом и экономическими расчетами, обернулись дискредитацией идеи ускорения и громадными экономическими потерями.

На состоявшемся в феврале 1986 г. очередном XXVII съезде КПСС М. Горбачев расширил содержание концепции ускорения, распространив ее на общественные отношения. С этого момента во главу угла политики «ускорения» были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом, беззаконием. За короткое время был омоложен верхний эшелон руководства. Один за другим отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. Секретарь ЦК КПСС Б. Н. Ельцин возглавил Московский горком КПСС. Чистка коснулась также среднего и нижнего звена партноменклатуры. К началу 1987г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% членов ЦК КПСС7.

В 1986 г. становится очевидным, что сформулированные сверху цели не имеют соответствующего механизма реализации на микроуровне. Закостеневшая система государственного планирования не справлялась с ликвидацией созданных ею же диспропорций. Резкое повышение темпов экономического роста, заложенное в новый пятилетний план, оказалось очередной утопией. Антиалкогольная кампания разбалансировала бюджет. Введение вместо ведомственного контроля на производстве государственной приемки привело к сокращению выпуска промышленной и продовольственной продукции. В январе 1987 г. наступил спад производства, что явилось началом экономического кризиса. Экономическую ситуацию усугубила страшная трагедий на Чернобыльской АЭС. Реальным результатом полуторагодичного осуществления программы ускорения стало лишь углубление кризиса, перевод его в открытую форму. Неудачи первого этапа перестройки заставили руководство во главе с М. Горбачевым искать иные пути продвижения вперед, поставили на повестку дня вопрос о комплексной экономической реформе, и прежде всего о движении в сторону рыночной экономики. Летом 1987 г. правительство Н.И. Рыжкова представило на утверждение июньскому Пленуму ЦК КПСС план реформ, разработанных с учетом опыта косыгинской хозяйственной реформы 1965 г. Это была программе осторожных рыночных преобразований, программа перехода к «социалистическому рынку». Попытка ее реализации с июня 1987 по декабрь 1991 г. составила содержание второго (и последнего) этапа экономической реформы М.С. Горбачева. Основными компонентами новой экономической стратегии стали: расширение самостоятельности социалистических предприятий, перевод их на полный хозрасчет, самофинансирование и частичное самоуправление; развитие индивидуальной и кооперативной форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме совместных предприятий. При этом реформы по-прежнему ориентировались на устранение «отдельных недостатков» существующей системы при сохранении социалистической собственности и старых институтов государственного управления (планирование, снабжение)8.

Информация о работе Перестройка в СССР