Перестройка в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

И так, целью данной работы является краткое исследование и уяснение исторического периода в истории нашей страны середины 80-х начала 90-х годов прошлого столетия, названного «перестройкой». Актуальность исследуемой темы продиктована особым интересом к советскому периоду на его «последних стадиях» развития, когда закладывались многие внутриполитические и внешние проблемы современной России. В ходе нашего исследования нам предстоит решить ряд задач: определить причины и цели политики «перестройки» М.С. Горбачева, охарактеризовать преобразования периода «перестройки» М.С. Горбачева с социально-экономической и политической точки зрения, рассмотреть основные итоги политики преобразований осуществленных М. Горбачевым в 1985-1991.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ ПОЛИТИКИ «ПЕРЕСТРОЙКИ»
М. С. ГОРБАЧЕВА…………..……..………………….............................
5
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
ПЕРИОДА «ПЕРЕСТРОЙКИ» М. С. ГОРБАЧЕВА............................
10
2.1. Этап социально-экономических преобразований....................................... 10
2.2. Этап политического реформирования советского строя............................ 13
2.3. Приоритеты внешней политики в период управления страной
М. С. Горбачевым...........................................................................................
18
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПОЛИТИКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ М. С. ГОРБАЧЕВЫМ В 1985-1991 .............
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.... 28

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории Перестройка в СССР.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

В июне 1987 г. был принят Закон о  государственном предприятии, который мыслился в качестве «несущей конструкции» новой хозяйственной системы. Новый закон существенно расширял права предприятий, включая право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнерами. Свобода без рыночной дисциплины обернулась активизацией потребительской деятельности предприятий в ущерб инвестиционной. Неопределенность и временность положения директорского корпуса толкала их на проедание текущих доходов предприятий и скрытую их приватизацию через создаваемые при госпредприятиях кооперативы. Именно на этом этапе перестройки государственные органы утратили контроль над микроэкономическими процессами в стране, что во многом затруднило переход к рынку в дальнейшем. В конце 1986 - начале 1987 г. были приняты первые решения о развитии кооперации, и лишь в 1988 г. - Закон о кооперации в СССР и Основы законодательства об арендных отношениях. Кооперативы пробили первую брешь в государственной системе собственности, хотя на деле партийном власти попытались сразу поставить кооперативы в определенные ограничительные рамки. Почти одновременно с решением о развитии индивидуальной трудовой деятельности было принято решение о борьбе с нетрудовыми доходами, а затем началась массированная кампания против личного подсобного хозяйства граждан. Эти меры подорвали развитие новых форма хозяйствования, придали им в ряде случаев откровенно криминальный характер. Существовавшие в 1987-1990 гг. благоприятные возможности для постепенного разгосударствления, формирования легитимной частной собственности, а в конечном итоге безболезненного выхода из социализма были упущены.

Итогом экономического реформирования стало дальнейшее ухудшение экономического и финансового положения страны9.

 

2.2. Этап политического реформирования советского строя

 

На первом этапе перестройки  тоталитарные структуры сохранялись и в экономической, и в политической сферам советского общества, гражданское общество делало лишь первые робкие шаги. В 1985-1988 гг. ни один политик не мог открыто заявить о разрыве с марксизмом, с коммунистической партией, посягнуть на характерные для советской системы монополию власти на информацию, крайнюю нетерпимость ко всякому инакомыслию. Теоретическое обоснование нового курса, получившего название «нового мышления», было сделано в вышедшей в том же году книге Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Сердцевиной нового мышления стали выводы о приоритете общечеловеческих интересов и ценностей над классовыми, о необходимости деидеологизации межгосударственных отношений10.

Новое мышление, сочетая в себе здравый смысл и утопизм, создало, тем не менее принципиально новую основу для практических действий. После длительных дипломатических переговоров с Афганистаном 15 мая 1988 г. начался вывод советского контингента войск из этой страны. В феврале 1989 г, советские войска полностью покинули афганскую территорию. По меркам тоталитарного общества были по-настоящему радикальными провозглашенные М.С. Горбачевым идеи гласности и плюрализма. В результате многие диссиденты вышли из тюрем и психбольниц, из горьковской ссылки возвратился опальный академик А.Д. Сахаров. Впервые инакомыслие перестало считаться политическим преступлением. Провозглашая приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, М. С. Горбачев положил начало новому этапу духовного развития страны.

Средства массовой информации получают «сверху», хотя и сильно ограниченную, свободу критики существовавших реалий, всевозможных «безобразий, слабостей и прорех», о которых в прошлом запрещалось говорите. В рамках политики гласности были сняты многие цензурное запреты, возвращены с полок «спецхранов» запрещенные к показу кинофильмы, началось переиздание диссидентской и эмигрантской литературы. Стали издаваться новые газеты и журналы, был пересмотрен реестр не под лежащих публикации статистических данных. Для исследователей приоткрылись ранее закрытые архивные и библиотечные фонды. Ураган новой информации в считанные месяцы разрушил всю систему мифов, на которых покоилась официальная идеология. Процесс размывания коммунистической идеологии постепенно шел и в предшествующие годы, но в условиях гласности эта идеология окончательно лишилась своей господствующей роли.

Важной вехой в развитии демократического процесса стало критическое переосмысливание истории советского периода. Ослабление идеологического контроля позволило в начале публицистам, литераторам, а затем и профессиональным историкам коснуться многих «белых пятен» отечественной истории. В атмосфере поиска истины были продолжены работы по реабилитации жертв политического террора. Созданная в сентябре 1987 г. на волне обостренного интереса общества к своей истории комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30-40-х и начала 50-х гг., приходит к выводу о том, что наиболее крупные политические процессы 30-50-х гг. явились результатом грубого произвола и нарушения законности. Создание комиссии означало для власти практический разрыв с репрессивным тоталитарным режимом. За полтора года работы комиссия реабилитировала около миллиона несправедливо репрессированных граждан, в том числе Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева. Процесс переосмысливания затронул общественные науки: философию, политэкономию, право. Гласность позволила миллионам граждан страны сформировать собственную позицию по ключевым вопросам жизни общества11.

Одним из неизбежных последствий  начавшейся «сверху» демократизации советского общества становится постепенное формирование открытой политической оппозиции режиму. К весне 1989 г. происходит окончательная  политизация неформального движения. Реформаторы на основе критики сталинизма и массовых репрессий начинают массированную атаку на саму советскую систему и ее политическое ядро - КПСС. Поляризация сил затрагивает и партийно-государственную элиту, и даже команду реформаторов, которая также распадается на отдельные группировки. Очень скоро во главе консервативного крыла в КПСС оказываются недавние сторонники Горбачева - Е.К. Лигачев, В.И. Чебриков, И. Полозков. За недостаточно радикальную либерализацию общественной жизни критикует «отца перестройки» другая группа его сторонников - А. Н. Яковлев, 3. А. Шеварнадзе, Б. Н. Ельцин. Разные взгляды в руководстве страны на обновление КПСС, на темпы и методы перестройки наиболее отчетливо обнаружились на октябрьском Пленуме ЦК КПСС в 1987т., где Б. Н. Ельцин выступил с критикой Генерального секретаря которая в то время не была допущена на страницы печати12.

В 1988 г. в стране проходили  многотысячные митинги под демократическими лозунгами; на которых уже ставился вопрос о демонтаже советской  системы. Стремясь удержаться во главе процессов обновления, Горбачев и его сторонники меняют стратегию реформ. Летом 1988 г. на XIX партконференции были декларированы передача власти Советам, разграничение функций партийных и советских органов, проведение демократических выборов народных депутатов. Стратегический замысел Горбачева состоял в том, чтобы, обновляя Советы, сохранить «авангардную» роль КПСС. В декабре 1988 г. в соответствии с установками партконференций в действующую Конституцию были внесены изменения, согласно которым высшим органом власти в СССР становился Съезд народных депутатов, состоявший из 2250 депутатов, его заседания должны были проводиться один раз в год. Изменения затронули и избирательную систему, она становилась более демократичной. Летом 1989 г. перестройка стала делом миллионов, и в этом качестве обрела новых лидеров, новые цели и задачи Соответственно, новое измерение получила и политическая реформа. Первый съезд народных депутатов, открывшийся в Москве 25 мая 1989 г., по многим характеристикам отличался от прежнего Верховного Совета. Благодаря поддержке народных фронтов в его состав вошли многие демократические лидеры, включая А.Д. Сахарова, Ю.Н. Афанасьева, Д.С. Лихачева. Участие в первом советском парламенте для многих демократов было сопряжено с риском. Еще были возможны гонения, аресты. Большинство депутатов съезда составляли сторонники старой системы. На съезде начали оформляться политические фракции как реформисткой, так и антиреформистской направленности. В противовес «агрессивно-послушному большинству» съезда, вопреки регламенту на съезде возникла Межрегиональная депутатская группа (МДГ). Ее лидерами стали такие известные ученые и политики, как А.Д.Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Б.Н. Ельцин, Г.X. Попов, А.А. Собчак, Г. В. Старовойтова. К концу работы съезда в ней насчитывалось около 150 депутатов. «Межрегионалы» не имели четкой программы реформ, единственное, что их объединяло в тот момент, - стремление отменить статью Конституции, закреплявшую монополию КПСС на власть в стране. К осени 1989 г. идея многопартийности, первоначально прозвучавшая как крамола, находила все большую поддержку во всех слоях общества. В начале 1990 г. настроения в пользу отмены 6-й статьи Конституции приняли массовый характер. Созванный в марте 1990 г. внеочередной III съезд народных депутатов СССР отменил эту статью и тем самым признал существование многопартийности в стране13.

Съезд учредил пост Президента СССР, внеся необходимые поправки в Конституцию, в соответствии с  которыми Президент СССР являлся  главой Советского государства и наделялся широкими полномочиями. Ему предоставлялось право налагать вето на законы, принимаемые Верховным Советом страны, объявлять военное или чрезвычайное положение в отдельных местностях. Единственным кандидатом на президентский пост стал М.С. Горбачев, за которого 15 марта 1990 г. было подано почти 60% голосов депутатов. Другие претенденты - премьер-министр Н. И. Рыжков и министр внутренних дел В. В. Бакатин - сняли свои кандидатуры в пользу М. С. Горбачева. Сохранив пост Генерального секретаря ЦК КПСС (так решило большинство съезда), М. С. Горбачев стал первым Президентом СССР. Введение института президентства стало шагом вперед в деле демократизации страны, создания правового государства.

 

 

2.3. Приоритеты внешней политики в период управления страной

М.С. Горбачевым

 

Вывод войск из Афганистана  позволил Советскому Союзу нормализовать  межгосударственные отношения с  Китаем. Чтобы преодолеть разногласия, наслаивавшиеся в течение 30 лет, СССР отвел и сократил войска, находившиеся на советско-китайской границе, и способствовал урегулированию камбоджийской проблемы, возникшей в результате кризиса после свержения режима красных кхмеров (на чем настаивал Китай.) Визит М.С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г. закрепил советско-китайское сближение. Характерной чертой новой внешнеполитической линии стало подкрепление новых концептуальных подходов практическими шагами. Добиваясь Прекращения гонки ядерных вооружений, СССР 30 июля 1985 г. объявил об одностороннем моратории на ядерные взрывы. Выдвижение идеи «Общеевропейского дома» (налаживания на континенте подлинно добрососедских отношений) также сопровождалось реальным сокращением советского ядерного оружия средней дальности в европейской части страны14.

 

ГЛАВА 3. Основные итоги политики преобразований осуществленных М.С. Горбачевым в 1985-1991 гг.

 

Летом 1989 г. бастовали  практически все угольные бассейны: Кузбасс, Донбасс, Караганда, Воркута. Их требования носили главным образом  экономический характер. Они хотели самостоятельности: права трудового  коллектива самостоятельно распоряжаться частью продукции, определять форму хозяйствования или собственности, самостоятельно устанавливать цены. Работники других отраслей также предъявляли государству свои претензии. В условиях, когда практически каждое предприятие является монополистом по выпуску той или иной продукции, продолжение забастовки грозило серьезной дестабилизацией ситуации в стране. Правительство Н. Рыжкова удовлетворило большинство экономических требований шахтеров, но отказалось вести переговоры по политическим требованиям (включая отмену 6-й статьи Конституции). С этого момента начинается радикализация забастовочного движения, создается Конфедерация труда. Забастовки ускорили принятие Верховным Советом страны многих важных законодательных актов, направленных на обеспечение самостоятельности трудовых коллективов, защиту прав и свобод каждого гражданина. После «жаркого лета» 1989 г. реформаторское руководство страны столкнулось с кризисом доверия. На многолюдных митингах, демонстрациях выражалось открытое недовольство ходом перестройки, нерешительностью и непоследовательностью правительства Н.И. Рыжкова, неспособностью власти контролировать обстановку в стране15.

Непосредственной причиной падения авторитета власти стали  пустые прилавки магазинов, роет преступности. К осени 1998г. в обществе уже реально существовал широкий спектр политических ориентации от принципиальных сталинистов до крайних радикалов, выступавших за полную смену административно-командной системы, введение многопартийности и частной собственности. С отменой 6-й статьи в СССР возникла реальная возможность для институционализации различного рода неформальных объединений и реорганизации их в политические партии. В конце 1989—1990 гг. создаются Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. Жириновским, Демократическая партия Н. Травкина и Г. Каспарова, Крестьянская партия России. С началом перестройки в национальном самосознании народов Poссии происходят серьезные изменения. Сепаратистские настроения в прибалтийских республиках, Грузии, Молдове, принятие в них дискриминационных законов о языке, желание возложить на россиян вину за все ошибки и просчеты союзного центра способствовали формированию у части населения республики национал-патриотических настроений, стремлению напомнить о «достоинстве РСФСР»16.

Процесс национального  самоутверждения российских народов  носил в своей основе защитный характер. На его волне возникают  самые различные общественные организации - от крайне правых до крайне левых. Серьезные изменения в общественном сознании российских народов быстрая его деидеологизация, пробуждение национальных и религиозных чувств заставили все политические силы в Российской Федерации использовать наиболее популярные идеи национально-патриотического движения. Компартия РСФСР также взяла на вооружение концепцию российского суверенитета. Демократические силы России, включая МДГ и Демплатформу в КПСС до начала 1990 г. решительно не разделяли идеи суверенизации РСФСР, справедливо считая, что они опасны для России, с ее «матрешечной» внутренней структурой. Но в условиях резкого всплеска национальных чувств российских народов демократы также широко использовали в предвыборной борьбе идею российского суверенитета, возрождения духовных и культурных традиции. После выборов в стране сложилась принципиально новая ситуация.

Символом перемен стало  избрание 29 мая 1990 г. Б.Н. Ельцина Председателем  Верховного Совета России. Одновременно народ все более отказывал в доверии М.С. Горбачеву.

Вопрос о российском суверенитете стал главным на Первом съезде народных депутатов Республики. 12 июня: 1990 г., выражая волю своих избирателей, делегаты съезда с редким для них единодушием большинством голосов приняли Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Ее принятие стало рубежей в развитии, как Российской Федерации, так и всего Советского Союза, который мог существовать только до тех пор, пока Россия играла роль объединяющего начала. Согласно Декларации государственный суверенитет распространялся на всю территорию республики. Органы власти РСФСР имели право решать все вопросы государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передавались в ведение Союза ССР. Декларация подтвердила необходимость существенного расширения прав автономных республик, краев и областей17.

Информация о работе Перестройка в СССР