Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 10:01, курсовая работа
В истории становления современного государства одним из ключевых моментов является разработка и принятие его Конституции - Основного Закона, определяющего характер государственной власти, общественный строй, права, свободы, обязанности граждан и т.д. Крайне необходимо изучить, как происходили разработка и принятие Конституции, какие при этом существовали проблемы, каково участие в данном процессе политических партий и широкой общественности. Только проанализировав основные моменты, связанные с выработкой и утверждением Конституции, возможно понимание того, что представляет из себя то или иное государство.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова"
Кафедра конституционного и муниципального права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
Конституционное право Российской Федерации
На тему
Подготовка и принятие Конституции 1993 года. Альтернативные проекты
Руководитель
Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, к. ю. н, доцент
Студента А.А. Плотникова
Архангельск 2013
Содержание
В истории становления современного государства одним из ключевых моментов является разработка и принятие его Конституции - Основного Закона, определяющего характер государственной власти, общественный строй, права, свободы, обязанности граждан и т.д. Крайне необходимо изучить, как происходили разработка и принятие Конституции, какие при этом существовали проблемы, каково участие в данном процессе политических партий и широкой общественности. Только проанализировав основные моменты, связанные с выработкой и утверждением Конституции, возможно понимание того, что представляет из себя то или иное государство. Рассмотрение вышеизложенных вопросов на опыте Российской Федерации представляется весьма актуальным, так как процесс принятия первой Конституции был продолжительным, трудным, дискуссионным и значительно повлиял на ее последующее развитие. Все вышеперечисленные моменты делает весьма актуальной любую попытку проанализировать причины начала работы над проектом, дальнейший период ее разработки, процесс обсуждения ее возможных вариантов, утверждение того проекта, который получил название "президентского", а также последствия принятия Конституции и то, как это событие повлияло на становление Российской Федерации.
Актуальность также вполне объяснима тем, что, во-первых, с Конституцией непосредственно связано функционирование Российской Федерации как "обновленного" государства, которое базируется на демократических принципах, именно Основной Закон является главным организационным звеном, чьи нормы регулируют поведение людей, политических партий, общественных организаций и т.д. Во-вторых, известно, что реформирование законодательства породило множество проблем, разрешение которых во многом определяется принятой 12 декабря 1993 года Конституции. Конституция выполняет роль основного показателя дальнейшего развития демократии и становления правового государства в Российской Федерации.
Помимо этого, актуальность данной работы связана не только с необходимостью проанализировать процесс становления новой российской государственности, но и с тем, что весьма трудоемким представляется процесс усовершенствования политической жизни страны, преобразования государственности и построения на этой основе идейно новых отношений между основными социальными группами российского общества, государством и его гражданами. И, естественно, крайне важное место в этом сложнейшем процессе отводится легитимному образованию исполнительной и законодательной ветвей власти, созданию механизмов их сбалансированного и гармоничного взаимодействия на основе новой Конституции. Конституционный процесс сыграл значительную роль в развитии начал демократии в России и стал следствием эволюции политической системы, повлияв на многие стороны общественной жизни российских граждан и предопределив путь развития государства в будущем. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года несомненно качественно преобразило содержание российского конституционализма, но так до конца и не решило все существующие конституционно-правовые проблемы, в частности, проблемы федерализма в России. В результате этого, в 1990-е годы в политической жизни России резко ослабла государственность и снизилась эффективность центральной власти, многие субъекты приняли нормативно-правовые акты, содержание которых противоречило федеральному законодательству и нарушало Конституцию. Подводя итоги, стоит сказать, что без анализа развития конституционного процесса с точки зрения науки представляется крайне сложным понимание смысла и целей начавшихся в тот период и продолжающихся по сей день преобразований в России.
Степень научной разработанности темы характеризуется как начальная, так как большинство работ данной тематики имеют дискуссионный характер.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, актуальность избранной темы не вызывает сомнения. В связи с этим также хотелось бы более детально сформулировать цели и задачи данной конкретной работы.
Целью работы является подробное изучение процессов разработки и принятия Конституции 1993 года, анализ предпосылок ее создания и соответствующих последствий, вызванных введением ее в действие. Исходя из этого представляется необходимым выделить ряд задач по реализации данной цели:
1. Изучение юридической литературы по теме "Подготовка и принятие Конституции 1993 года. Альтернативные проекты", а также самих проектов Конституции, мнения критиков-современников и ученых-правоведов;
2. Тщательный анализ предпосылок принятия Конституции, то есть выявление всех исторических условий ее создания и причин возникновения острой потребности в новой Конституции;
3. Изучение процессов принятия Конституции, всех ее возможных проектов и дискуссий, возникших вокруг ее разработки;
4. Анализ последствий, итогов и значения принятия нового Основного закона нашего государства;
5. Систематизация полученного материала;
6. Подведение итогов проделанной работы.
Институт Конституции в России возник значительно раньше принятия Конституции РФ 1993 года, которая действует в нашей стране и по сей день. Зарождение Конституции начинается еще в Российской империи в XIX веке, когда среди мыслящей прогрессивной части общество получили большое распространение либеральные конституционные идеи, активно оспаривающие целесообразность и гуманизм доктрины самодержавия. Русские либеральные мыслители и правоведы полагали, что Конституция - это некий учредительный документ, устанавливающий основные государственные законы и принципы устройства страны. Такие известнейшие либеральные профессоры, преподаватели Московского и Санкт-петербургского государственных университетов, как А. С Алексеев, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, С.А. Котляревский, Н.И. Лазаревский в своих лекциях 50-60-х годов проводили идею конституционной монархии. 1
Также стоит отметить, что сторонниками конституционного правления были наиболее прогрессивные представители дворянской аристократии, настаивавшие на проведении решительных конституционных реформ, которые изменили бы привычный государственный уклад Российской империи. С их точки зрения, преобразования должны были ограничить самодержавную власть монарха народным представительным органом, установить подлинную демократию, пресечь чиновничий и полицейский произвол. К первым конституционным проектам можно отнести работы М.М. Сперанского, известного общественного и государственного деятеля, приближенного в начала XIX века к себе императором Александром I. Он разработал "План государственного преобразования" (1809 год), в котором выразил идею конституционной монархии, контролируемой Парламентом, а также постепенной отмены крепостничества, которое он рассматривал как преграду на пути либеральных преобразований. Под конституцией М. Сперанский подразумевал государственный закон, "определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой". Не менее значительным либеральным документом той эпохи является и "Государственная уставная грамота Российской империи" Н.Н. Новосильцева (1818 год), также содержащая в себе смелые реформистские идеи.
Огромное значение представляют и конституционные идеи декабристов, содержащиеся в "Русской правде" П.И. Пестеля, конституционном проекте Н.М. Муравьёва и "Манифесте к русскому народу" Северного общества. Н.М. Муравьев предполагал преобразование Российской империи в конституционную монархию с федеративной формой устройства, законодательная власть в которой будет принадлежать Народному вече, исполнительная - наследственному монарху, судебная же будет сконцентрирована в руках Верховного судилища. Население будет обладать множеством конституционных прав и свобод, в том числе правами на свободу слова, печати, вероисповедания и т.д. 2
Но стоит отметить что все конституционные начинания XIX века остались либо нереализованными, либо не завершились полностью. Причиной этого стало отсутствие каких-либо политических, социальных или экономических предпосылок, то есть так или иначе подобное реформирование в ту пору было невозможно. И как никто другой это осознавали сами императоры Российской империи: Александр I осознал неуместность значительных преобразований государственного устройства еще на раннем этапе и сразу же свернул их, остановив подготовку многих проектов, а Александр II, великий реформатор, освободитель закрепощенных крестьян, не смог реализовать начатый им конституционный проект, так как в отношении его был совершен теракт, повлекший гибель императора.
Однако впоследствии Россия вновь встала на путь перехода от монархии к республики. Конституционная монархия начала свое оформление посредством принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную думу - первый русский парламент, обладающий совещательными функциями, а также закрепил у российских подданных наличие избирательных прав. Манифест от 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка" продолжил начатое, наделив Думу еще и определенными законодательными полномочиями и провозгласив неотъемлемые гражданские права. Манифест от 19 октября учредил в России Совет министров, правительственный орган. Также огромное конституционное значение имели такие акты как "Учреждение Государственной Думы" от 20 февраля 1906 года; Указ "О переустройстве учреждения Государственного совета" от 20 февраля 1906 года; "Основные государственные законы" от 23 апреля 1906 года. Все они способствовали закреплению конституционного строя, однако это процесс был приостановлен Октябрьской революцией 1917 года.
Дальнейшее конституционное развитие характеризовалось разрушением прежней имперской государственной системы и формированием на ее обломках нового государственного строя. Акты того времени в целом закрепляли диктатуру пролетариата, власть Советов различных уровней, обобществление собственности, ликвидацию дореволюционных административных учреждений и т.д. Для послеоктябрьских конституционных актов была характерна высокая степень утопичности, обусловленная идеалистичными представлениями о всемирной революции, свержении эксплуататорского строя и достижении всеобщего человеческого равенства. 3
Именно с начала
XX века конституционное законодательство
получает мощный толчок в развитии. Начало
ему положила принятая V Всероссийским
съездом Советов первая Конституция РСФСР
от 10 июля 1918 года. Данная Конституция
закрепляла основы строя государства,
находящегося в состоянии перехода от
капитализма к социализму. Она определяла
диктатуру пролетариата, признавала источником
власти все рабочее население, объединенное
в представлявших его Советах, оформивших
систему представительной демократии.
Она стремилась обеспечить равноправие
и ликвидировать привилегии, однако ее
идеологическая направленность предполагала
ограничение прав непролетарского населения,
которое ранее являлось эксплуататором.
Также согласно Конституции 1918 года РСФСР
объявлялась федеративным государством,
имеющим организованную взаимосвязанную
систему органов государственной власти.
Следующая Конституция РСФСР была утверждена
Постановлением XII Всероссийского Съезда
Советов от 11 мая 1925 года "Об Утверждении
Конституции (Основного Закона) РСФСР".
Её принятие было обусловлено вхождением
РСФСР в состав Союза ССР и приведением
российского законодательства в соответствие
союзному (прежде всего, Конституции
СССР 1924 года). Данная
Конституция содержала несколько изменений
касательно административно-
конституция российская федерация проект
В конце 80-х - начале 90-х годов XX века Советский Союз переживал острый политический, социальный, экономический кризис. Государственный организм буквально разрушался получившими развитие негативными тенденциями. Экономика претерпевала отрицательную динамику всех параметров хозяйственного развития и катастрофическое ускорение темпов инфляции. Общество пришло к осознанию того, что власти не способны разработать необходимую стратегию реформирования, которая удержала бы страну от неминуемого краха. Политический кризис приобретал системный характер. Социальные процессы становились все менее управляемыми, государство теряло контроль над общественной жизнью. Влияние политического центра на внутренние процессы и межнациональные отношения ослабевало, система власти все больше отставала от управления реальной жизнью. 6
Неудивительно, что Конституция 1978 года, действовавшая на тот момент, была вынуждена претерпеть множество изменений, связанных с глобальными переменами в общественной жизни, возникшими после 1985 года. Многочисленные поправки, внесенные в ее текст с 1989 по 1992 год, значительно изменили ее содержание и негативно сказались на ее структуре. В 1989 году в Конституцию РСФСР было одновременно внесено 25 поправок. С мая 1990 года по декабрь 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР принял 8 законов, внеся более трехсот поправок: в 1990 году - 53, в 1991 году - 29, в апреле 1992 года - 177, а в декабре того же года - около 90. 7Общество уже не успевало следить за внесением новых поправок в Конституцию, которая приобретала "лоскутный" характер. В ходе внесения поправок Конституция 1978 приобрела кардинально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, ликвидация монополии КПСС, принятие концепции политического плюрализма, практическая реализация принципа разделения властей посредством реорганизации институтов государственной власти, признание равноправия и множественности всех форм собственности, существенное преобразование государственного устройства, расширение прав местного самоуправления и прав избирателей и т.д. Все эти изменения пошатнули стройное здание Конституции, ее каркас оброс чрезмерным количеством поправок, что в итоге сделало ее содержание расплывчатым, запутанным и противоречивым, что обусловило возникновение объективной необходимости создания новой Конституции. Помимо этих причин, стоит сказать также сказать о том, что федеративный договор от 31 марта 1992 года разграничивал компетенцию органов государственной власти Федерации и её субъектов, а также устанавливал гарантии территориальной целостности России. Прекращение существования СССР в 1991 году повлекло за собой переименование Конституции РСФСР в Конституцию Российской Федерации, а также ликвидацию из ее текста статей, касающихся ограничения суверенитета России, в связи с чем возникла новая государственная символика России. Также была подтверждена полная международная правосубъектность России, то есть самостоятельность и независимость её внешней и оборонной политики. Принятию Конституции предшествовали полное отсутствие твердой политической власти в стране, дисциплины, контроля над исполнением решений, нестабильность в обществе, углубление структурного и функционального кризисов, крах экономического строя, парализованность механизмов власти и управления. Вся совокупность данных факторов определила срочную потребность конституционных перемен, которая вылилась в начало работы над созданием Конституции Российской Федерации 1993 года. Было очевидно, что выработка и сравнительно быстрое принятие новой Конституции - единственный возможный путь выхода из сложившегося кризиса, охватившего все сферы жизни общества. России были жизненно необходимы новая государственность, новая Конституция, новая правовая надстройка общества, так как Конституция, принятая в тоталитарном государстве, не может регулировать жизнь цивилизованного демократического общества, которым должна была стать наша страна. 8
Информация о работе Подготовка и принятие Конституции 1993 года. Альтернативные проекты