Подготовка и принятие Конституции 1993 года. Альтернативные проекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

В истории становления современного государства одним из ключевых моментов является разработка и принятие его Конституции - Основного Закона, определяющего характер государственной власти, общественный строй, права, свободы, обязанности граждан и т.д. Крайне необходимо изучить, как происходили разработка и принятие Конституции, какие при этом существовали проблемы, каково участие в данном процессе политических партий и широкой общественности. Только проанализировав основные моменты, связанные с выработкой и утверждением Конституции, возможно понимание того, что представляет из себя то или иное государство.

Файлы: 1 файл

конституция принятие.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Также Б.Н. Ельцин своим указом от 20 мая 1993 года "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации" учредил такой совещательный орган как Конституционное совещание, целью которого была выработка альтернативного варианта Конституции Российской Федерации. В состав Конституционного совещания входили 250 членов, осуществлявших работу над проектом в пяти секциях. Также внутри Конституционного совещания были созданы 2 палаты: Общественная и Государственная. Целью Общественной палаты была организация взаимодействия между общественными объединениями и федеральными органами власти в процессе разработки проекта Конституции, она должна была вносить предложения и дополнения к тексту проекта касательно социальных, экономических и политических вопросов. А Государственная палата предполагала совместную деятельность федеральных органов государственности власти и органов государственной власти субъектов, при этом она имела аналогичные с Общественной палатой функции. Исходя из структуры и организации Конституционного совещания, можно предположить, что оно задумывалось как форум, на котором будут представители как от власти, так и от общественности. Однако многие приглашенные члены отказались от участия в работе Совещания, а Верховный Совет вообще отказался от сотрудничества с ним под предлогом коррумпированности некоторых его членов. Б.Н. Ельцин призвал членов Совещания разработать на основе "президентского" проекта и проекта Конституционной комиссии единый компромиссный проект. По завершении деятельности групп представителей рабочая комиссия должна была окончить работу над текстом проекта Конституции, учитывая при этом мнения групп представителей. Рабочей комиссии было поручено представить текст проекта Б.Н. Ельцину 15 июня 1993 года. 25Данные события вызвали широкий общественный резонанс, среди политиков возникло множество вопросов, и главный состоял в том, чем же является Конституционное совещание: своеобразным "круглым столом", созданным для привлечения общественности к конституционному процессу, или же неким учредительным органом, цель которого - принятие Конституции Российской Федерации в обход закона? Также дискуссионным стал вопрос о том, следует ли членам Верховного Совета принимать участие в Конституционном совещании. В результате официальным представителем Верховного Совета в Конституционном совещании был избран его Председатель Р. Хасбулатов. А 4 июня 1993 года Верховным Советом было принято постановление "О порядке согласования и принятия проекта Конституции Российской Федерации", в котором в очередной раз подчеркивалась обязательность соблюдения всех конституционных требований при принятии Конституции. Помимо этого, учитывая многообразие поданных в виде законодательной инициативы проектов, Верховный Совет принял решение обязать Конституционную комиссию совместно с Президентом согласовать проект Конституции с учетом мнения представителей государственной власти, общества, Конституционного совещания и иных органов не позднее 30 июня 1993 года. Данный проект впоследствии подлежит официальной публикации Верховным Советом и вынесению на всеобщее обсуждение сроком на три месяца. Мнение населения будет учтено при последующем согласовании проекта с Президентом, Конституционной комиссией, Верховным Советом и субъектами Российской Федерации. Согласованный проект в очередной раз проходит процедуру опубликования и передается Съезду народных депутатов, который созывается 17 ноября 1993 года для принятия проекта в первом чтении.

На открытии Конституционного совещания 5 июня 1993 года Президент Б.Н. Ельцин выступил с докладом, основной мыслью которого было то, что принятие Конституции означает утверждение подлинной демократической республики в Российской Федерации, которое предполагает полное свержение архаичных институтов социализма. Также Президент подчеркнул несовместимость нового демократического общества и наличия в нем каких-либо социалистических элементов в аппарате государства, а значит и невозможность принятия Конституции обновленной России устаревшими представительными органами советской власти. 26Б.Н. Ельцин особое внимание уделил тому, что сложившийся конституционный кризис обусловлен именно несовместимостью еще существующих советов и уже развивающейся демократии. И инициативу созыва Конституционного совещания он мотивировал именно тем, что, по его мнению, имеющиеся законодательные органы принадлежат к советскому типу, а значит не могут принять такую Конституцию, которая способствовала бы и стабильности в обществе, и прогрессу одновременно.

Помимо критики в адрес законодательной ветви власти в той форме, в которой она существовала на тот момент, Президент подчеркнул достоинства собственного проекта Конституции, который, с его точки зрения, должен был способствовать целостности, суверенитету и сильной власти в Российской Федерации. Также Б.Н. Ельцин предложил свой вариант процедуры принятия новой Конституции, в которой значительно приуменьшил роль Верховного Совета, что вызвало недовольство его Председателя Р. Хасбулатова. В результате Хасбулатов и многие народные депутаты уже в начале Совещания покинули зал. Данная ситуация впоследствии была обсуждена на заседании Верховного Совета, и было постановлено, что Р. Хасбулатов вновь выдвигается в качестве официального представителя Верховного Совета на Конституционном совещании. При этом, участвуя в работе Совещания, он должен исходить из принципов того, что решения Совещания носят рекомендательный характер, демократия может быть совместима с Советами, а конституционную процедуру устанавливают Верховный Совет и Съезд народных депутатов.

Изначально уже в начале работы Совещания было отмечено много минусов и недоработок. Сроки его деятельности были продлены в связи с невозможностью осуществления такой масштабной работы в столь краткий срок.

В результате своей работы участникам Конституционного Совещания удалось прийти к созданию общего проекта, который был одобрен 12 июня 1993 года. Раскрывая его содержание, стоит отметить, что он во многом идентичен с действующей Конституцией (например, большей частью положений глав "Основы конституционного строя" и "Права и свободы человека и гражданина") и по ряду вопросов отличается от "президентского" проекта. 27

Согласно проекту, Российская Федерация - суверенное демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Субъекты Российской Федерации равноправны и представляют собой государственно-территориальные образования в ее составе, однако данное положение проекта носит противоречивый характер, так как в текст проекта внесены также и три федеративных договора, которые закрепляли неравное положение субъектов.

Что касается Президента, то его полномочия несколько ограничены в сравнении с "президентским" проектом (например, отсутствие у Президента права на роспуск Совета Федерации и приостановление действия актов государственных органов и т.д.).

Немаловажно то, что проект усиливает позиции законодательного органа Российской Федерации - Федерального Собрания. Относительно Государственной Думы стоит отметить, что было увеличено количество ее депутатов и значительно расширены полномочия. Совет Федерации стал играть более значительную роль в законодательном процессе.

Также значительным отличием проекта Конституционного совещания от "президентского" является то, что Совещание не одобрило идею введения такого органа судебной системы как Высшее судебное присутствие. Полномочия, которые были ему даны проектом Б.Н. Ельцина, находились у Конституционного Суда Российской Федерации. 28

Существенно1 переработке подверглась глава о местном самоуправлении. Проект Совещания предполагал его осуществление через разнообразные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Было ликвидировано положение об осуществлении местного самоуправления представительными и исполнительными органами, мировыми судьями и органами первичных территориальных коллективов общественного самоуправления. Также появляются гарантии реализации местного самоуправления.

Как и в "президентском" проекте предусматривался сложный порядок изменения Конституции. Однако проектом не предусмотрено прекращение полномочий федерального парламента в связи с созывом Конституционного Собрания.

 

3.2 Конфликт законодательной и исполнительной ветвей власти и доработка проекта Конституции Российской Федерации (август - ноябрь 1993 года)

 

Для характеристики последующего развития событий, которое привело к вооруженному противостоянию политических сил, требуется уточнить, что параллельно с работой Совещания шла работа Конституционной комиссии над своим проектом, учитывавшим дополнения как "президентского" проекта, так и предложения субъектов Российской Федерации. Комиссия действовала в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 года "О проекте закона Российской Федерации "О порядке принятия Конституции Российской Федерации", однако Совещание следовало иному порядку, что означало продолжение конфронтации. Проекты Комиссии и Совещания были направлены представительным органам субъектов РФ, которые в свою очередь не дали им определенной оценки, так как требовали согласованности и наличия единого проекта Конституции. Также власти субъектов не считали приемлемой выбранную Президентом линию игнорирования законного порядка принятия Конституции, который продолжали поддерживать Конституционная комиссия и Верховный Совет.

Последовавшие далее события печально известны и трагичны для России. Президент, продолжая придерживаться избранного курса, издает Указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" и "Обращение к гражданам России", в которых выражает резкое недовольство позицией Верховного Совета и народных депутатов. 29Президент, критикуя их деятельность, ссылается на то, что они препятствуют реформированию и прогрессу, узурпируют все ветви власти и дискредитируют фундаментальные положения парламентаризма. Б.Н. Ельцин требует переизбрания Верховного Совета и Съезда народных депутатов, а также временного лишения их полномочий, объясняя это тем, что новому государству нужны новые органы власти. До начала работы нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания РФ - и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Все законодательство действовало только в части, не противоречащей данному Указу. До принятия Конституции вводились в действие новые органы власти, определенные проектом Конституции Совещания. Помимо данных мероприятий Президент также посчитал нужным провести выборы в Государственную Думу, одну из палат нового парламента, которые были назначены на 11-12 декабря 1993 года.

Исходя из вышеизложенного, легко можно сделать вывод о противоконституционности президентского Указа от 21 сентября 1993 года: Президент согласно Конституции не имел права на роспуск Верховного Совета и Съезда народных депутатов и ограничение их полномочий; также Президент отказался от усиленно обсуждавшейся в то время идеи одновременного избрания нового парламента и нового Президента, оставив за собой свой пост; помимо этого Президент был не вправе самостоятельно учреждать какие-либо конституционные органы; также явное противоречие Конституции данного Указа наблюдается в уже упомянутом выше положении о том, что все законодательство и Основной Закон страны в том числе действуют только в той части, в которой они не противоречат Указу. Таким образом, налицо попытка узурпации власти Президентом и установления им собственного безапелляционного полновластного политического режима. Сложившуюся ситуацию не оставил без внимания Конституционный Суд, проигнорировав предложение Президента не созывать заседания до начала работы нового парламента. Суд во главе с В.Д. Зорькиным принял решение о признании Указа и "Обращения" Президента недействительными по причине их несоответствия и противоречия Конституции, а также посчитал их принятие поводом к отрешению Президента от должности или же применения к нему каких-либо иных механизмов привлечения к ответственности.

Дальнейшее развитие событий можно предугадать: народные депутаты отказались подчиняться Указу, а Верховный Совет постановил считать прекращенными полномочия Б.Н. Ельцина на посту Президента с момента подписания им указа №1400, а также расценивать его действия как государственный переворот. 30Уже вечером 21 сентября в должность исполняющего обязанности Президента вступил вице-президент А.В. Руцкой. X Съезд народных депутатов подтвердил и одобрил действия Верховного Совета. Однако реальная вооруженная сила находилась на стороне Б.Н. Ельцина, что дало ему возможность проигнорировать решения Совета и Съезда, а нахождение у должности А.В. Руцкого воспринять как нелегальное присвоение полномочий. Народные депутаты отказались покинуть Дом Советов, что привело к окружению его вооруженными силами и фактической блокаде. Переговоры сторону не привели к нахождению компромисса. В результате толпы недовольных отсутствием правдивой информации демонстрантов смогли прорвать ряды военных и милиции и ворваться в здание Дома Советов. Также они взяли штурмом здание мэрии города Москвы и направились штурмовать Останкинскую телебашню с целью рассказать всей стране суть происходящих событий, правду о которых от них скрывали. Вечером 3 октября против них спецподразделениями была применена сила, что привело к жертвам среди демонстрантов. Уже 4 октября по решению Б.Н. Ельцина Дом Советов был обстрелян танками и захвачено силовиками.Р. Хасбулатов и А. Руцкой вместе с некоторыми другими лицами готовились к заключению в Лефортовскую тюрьму. В Москве объявляется о введении чрезвычайного положения.

Таком образом Б.Н. Ельцин одерживает победу в борьбе между политическими силами, целью одной из которых было преобладание законодательной ветви власти, а другой - усиление позиций Президента. Б.Н. Ельцин в итоге концентрирует в своих руках широчайший объем полномочий. Также он подвергает необоснованной критике деятельность Конституционного Суда, ставя вопрос о возможности его ликвидации. Помимо этого Президент рядом своих указов прекращает деятельность представительных органов власти субъектов. Однако все еще оставался нерешенным вопрос с Конституцией и откладывать ее принятие уже было нельзя.

 

3.3 Обсуждение проекта Конституции накануне референдума 12 декабря 1993 года. Итоги и значение референдума

 

Стала очевидной необходимость вынесения проекта Конституции на референдум. Форма референдума была избрана в связи с тем, что это она выглядит наиболее демократичной и эффектной, а также при должном уровне агитации позволяет добиться от народа нужного результата. 31Кроме этого, поддержав на референдуме проект Президента, население автоматически признало бы нахождение Б. Н, Ельцина у власти легитимным, что решило бы сразу же несколько проблем. Поэтому работа Конституционного совещания, которое создавало иллюзию общественной вовлеченности в процесс разработки проекта Конституции, возобновляется. Однако на самом деле проект разрабатывался узким кругом лиц, состоящим из Президента и его приближенных, а также некоторых экспертов-правоведов.15 октября 1993 года появляется Указ "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации", согласно которому голосование по проекту назначается на 12 декабря, то есть на день проведения выборов депутатов федерального парламента.

Информация о работе Подготовка и принятие Конституции 1993 года. Альтернативные проекты