Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2015 в 11:09, курсовая работа
В современном обществе все строится на знании “закона”, его же незнание никогда не давало право человеку им пренебречь или же наоборот, воспользоваться ради каких либо корыстных целей, ущемляя при этом интересы других. Возможно же такое при недостаточном уровне развития права и его неудовлетворительном “качестве”. Такое положение вещей дает толчок развитию правоведения и юриспруденции, ведь существенное и первостепенное значение, не только для общества и его мировоззрения, но и государства в целом, политической и идеологической борьбы, имеет правильное “знание” о праве и его понимании.
Введение
Глава 1. Понятие и классификация права
Глава 2. Объективная и субъективная природа права
2.1 Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции
2.2 Объективная и субъективная сторона права
Глава 3. Подходы к пониманию объективной и субъективной природы права
3.1 Естественно-правовой подход к пониманию права
3.2 Позитивный подход к пониманию права
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и классификация права
Глава 2. Объективная и субъективная природа права
2.1 Понимание права в
мировой и отечественной
2.2 Объективная и субъективная сторона права
Глава 3. Подходы к пониманию объективной и субъективной природы права
3.1 Естественно-правовой подход к пониманию права
3.2 Позитивный подход к пониманию права
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современном обществе все строится на знании “закона”, его же незнание никогда не давало право человеку им пренебречь или же наоборот, воспользоваться ради каких либо корыстных целей, ущемляя при этом интересы других. Возможно же такое при недостаточном уровне развития права и его неудовлетворительном “качестве”. Такое положение вещей дает толчок развитию правоведения и юриспруденции, ведь существенное и первостепенное значение, не только для общества и его мировоззрения, но и государства в целом, политической и идеологической борьбы, имеет правильное “знание” о праве и его понимании.
Ни один грамотный юрист никогда не спутает понятия права в объективном и субъективном смысле. Профессионал без труда объяснит, что конкретно имеется в виду под словом «право» в той или иной ситуации, в том или ином контексте. Да и рядовые граждане, не вдаваясь в теорию и не прибегая к «мудреным» терминам, интуитивно различают указанные понятия в своей практической жизни.
В одних случаях субъект говорит: «Право мне позволяет, разрешает, гарантирует; оно меня охраняет, защищает, определяет границы свободы, рамки правомерного и неправомерного» (право в объективном смысле); в других он утверждает: «я имею право», «мне принадлежит право», «я вправе совершать те или иные действия, требовать соответствующего поведения от других, предъявлять судебные иски и т.д.», очерчивая тем самым круг своих юридических прерогатив (право в субъективном смысле).
Трудность, однако, состоит в том, что два разных явления обозначаются одним словом - «право». Этот дуализм и сбивает с толку, затрудняет восприятие реальности. Перед нами слово-омоним (омонимы - термины, имеющие одинаковое звучание, но разное значение). Разумеется, лучше было бы обозначать два разных понятия (право как норму закона и право как возможность определенного лица действовать или пользоваться каким-то благом) различными терминами.
Суть двух значений права проста: совокупность юридических норм, выраженных (внешне объективированных) в соответствующих актах государства (Конституциях, законах, кодексах, указах, постановлениях и т.д.), - это право в объективном смысле, или просто объективное право; система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения, составляет право в субъективном смысле, или субъективное право. При этом в объективное право входят также судебный прецедент, правовой обычай и нормативные договоры, а право в субъективном смысле - законные интересы.
Понимая актуальность и важность данной проблемы, целью курсовой работы ставится систематизация знаний о субъективном и объективном праве; выяснение роли субъективного и объективного права в правовой сфере. Ведь право, будучи явлением человеческой цивилизации и культуры, призвано, прежде всего, служить человеку.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
В курсовой работе использовался комплекс методов научного познания общественных отношений.
Автором были применены общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, классификации, описания. Логические методы исследования используются в работе для выявления сущности, признаков субъективного права, характера соотношения субъективного права со смежными правовыми явлениями. Системный, структурный и функциональный методы применялись для определения места субъективного права в правовой действительности и познания его функциональных возможностей в правовой системе.
К изучению и разработке выбранной мною темы курсовой работы обращались ученые правоведы на протяжении многих лет. Значительное внимание исследованию объективного и субъективного в праве уделили Венгеров А.Б., Еллинек Г., Коркунов Н.М., Марченко М.Н., Саленко А.В., Спиридов Л. И., Стародубский Б.А., Мелехин А.В., Марченко М.Н., Абдулов М.И., Матузов Н.И., Малько А.В., Пиголкин А.С., Чиркин В.Е., Хропанюк В. Н., Шершеневич Г.Ф., М.И. Абдуллаев.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, вторая и третья глава включают в себя по два параграфа, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и классификация права
Признание приоритета права над государством, политикой, насилием в правовом государстве предполагает не только теоретическое, но и практическое значение. Примат права над государством говорит о том, что абсолютно каждый человек обладает естественными и неотчуждаемыми правами и свободами. Человек всегда был основой основ права. Право-это социальное свойство, качество человека. Право есть сфера свободы личности, то без чего человек не является и не может быть личностью, не может дать себе самоопределиться раскрыть свой творческий потенциал и деятельное начало. “Но право не есть безграничная свобода, равнозначная вседозволенности и произволу”- пишет М.И. Абдуллаев. Право же есть мера свободы, социальной свободы, относительно справедливой и равной. И как явление цивилизации и культуры, право формируется и совершенствуется лишь потому, что он в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает порядок организации и деятельности системы государственных органов.
Понятие право - один из важнейших компонентов юриспруденции. От того или иного понимания права во многом зависит постановка задачи научных исследований, общая ориентация судебной практики. Найти действительную сущность, социальную природу за многообразными проявлениями права считается главной задачей. Не мало важно также понять, не содержит ли то, что мы называем правом “антиправовые элементы”, санкционированный государством произвол, нарушающий во всех аспектах естественные, прирожденные права человека или нарушающий и не соответствующий объективно существующему правопорядку. Иначе говоря, понять, что есть право, а что противоположное праву. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона)
2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона)
Главное не забывать, то, что содержательная сторона стоит на первом месте. Другими словами важно то, чьи интересы данный регулятор обеспечивает.
Также можно сделать предположение и выделить следующие подходы к сущности права:
- классовый. В рамках этого
класса право определяется как
система гарантированных
- общесоциальный. Право-компромисс между классами, группами, различными социальными слоями общества (право используется как средство закрепления и реального обеспечения прав человек и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма)
Также наряду с этими основными подходами выделяют религиозный, национальный, расовый в рамках которых будут доминировать интересы соответственно религиозные, национальные, расовые в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, нормативных договорах. В зависимости от исторических условий на первый план может выходить любой из перечисленных подходов.
И так, перед нами стоит задача: за многообразием правовых и неправовых явлений, найти то, что действительно представляет собой право, определить его качества и свойства, которые отличают право. Нетрудно убедиться в том, что самой, что самой непосредственной данностью обладает естественное для социальной природы человека право - его основные права и свободы от рождения. "Человек рождается свободным и равным другому человеку. В этом смысле право есть одно из важнейших качеств и свойств свободной личности". Человек как личность включен в определенные отношения и связи с другими людьми, он выделяет себя, свое “я” из общества, в котором существует. М.И. Абдуллаев называет это смыслом жизни, смыслом существования личности. Реализация собственного “я” по его мнению, стоит выше всего. Действительно, ведь общество и развивается лишь потому, что развивается свободная личность, реализуя свои способности, таланты. Общество, в котором же подавлена личность, индивидуальность, нет никакого шанса нанести свой отпечаток в истории. “Обреченное, стагнирующее, загнивающее общество, остающиеся на обочине цивилизации и культуры”.
Так как право является свойством личности, способной развиваться и изменяться в условиях социальной свободы, а свобода не безгранична ка каждом этапе развития социума то можно дать следующее определение права. Право - относительно равная и справедливая мера свободы, диктуемая развитием цивилизации. Кроме того право - это и ответственность за осуществленный выбор поступка.
Официально признанное и защищаемое государством право-позитивное, т.е. юридическое, легальное право. Но в то же время позитивное право не должно противоречить правам и свободам общесоциальным или естественным. Юристы не должны забывать об этом.
В юридической науке выделяют два понимания права: объективное и субъективное.
Объективное право (юридические нормы) - определяется как совокупность или система общеобязательных юридических норм, которая существует объективно и независимо от тех, на кого она распространяется. Устанавливаются и охраняются нормы государством.
Субъективное право (юридические отношения) - право конкретного лица в конкретных условиях. В субъективном смысле право индивидуализировано. Общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц. Субъективное право включает в себя:
а) конкретные права данного субъекта права
б) соответствующие этим правам обязанности других людей
в) определенный порядок реализации этих прав обязанностей
г) субъективные права лица поддерживаются и защищаются государством.
Право, являясь явлением социальным и очень сложным, имеет множество аспектов, которые характеризуют его с разных сторон. Верно, заметил И. Кант, что “юристы до сих пор ищут свое определение права”. В силу того что право “находится как бы на “перекрестке” удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит”, оно может быть использовано в разных целях.
Право, как мера свободы человека немыслимо вне общеобязательных правил поведения, т.е. объективного права. Совокупность общеобязательных юридических норм, регулирующих систему общественных отношений, принято называть объективным правом. Это право обращено ко многим субъектам правоотношений, но не зависит как-либо ни от одного из них.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: право, будучи явлением общесоциальным, в первую очередь является регулятором чьих либо интересов. Обеспечивая эти самые интересы, существуют свои подходы к пониманию права. Не стоит забывать и о том, что установленные государством общеобязательные правила поведения обеспечиваются мерами государственного воздействия.
Деление же права на объективное и субъективное дает нам еще раз понять, что право является свойством личности, способной развиваться и изменяться в условиях социальной свободы.
Глава 2. Объективная и субъективная природа права.
2.1 Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции.
Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право. 1
Правопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например:
а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще;
б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы;
в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.
Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.
Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения право-понимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.
Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти правопонимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков. 2
Информация о работе Подходы к пониманию объективной и субъективной природы права