Политическая власть: формирование и функционирование в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:07, курс лекций

Описание работы

Попробуем разобраться, что же такое «Политическая власть», какова ее сущность, структура, определим основные пути формирования власти.

Файлы: 1 файл

Курсоивая робота.docx

— 66.49 Кб (Скачать файл)

Заключение.

В своей работе я попытался раскрыть феномен политической власти в некоторых  ее основных проявлениях. Власть и есть та снова, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут  общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил  в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в  любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта  инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования  и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются  переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

«Так же я хотел подчеркнуть и то обстоятельство, что классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральною место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, по Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории». 23

«Нельзя не согласиться с позицией А. Здравомыслова, что власть является центром, своего рода, силового поля, напряжение в котором распространяется неравномерно. Можно сказать, что сама власть представляет собой определенную совокупность средств организации социального пространства через соответствующие точки напряжения, через линии искривления пространства. Там, где сопротивление власти минимально, наименьшим является и напряженность самого поля. Там, где появляются или существуют точки нелояльности, несогласия, неподчинения и протеста, возникает напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного рода. Если напряженность накапливается в центрах, жизненно значимых для всей системы доминирования и подчинения, а не в периферийных областях, то возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений».24

Еще раз следует подчеркнуть, что  любое совместное действие обязательно  предполагает определенное соотношение  между властью, авторитетом, с одной  стороны, и согласием с нею, ее легитимным признанием, с другой. С  этой точки зрения «вездесущность»  власти не является исключительным достоянием тоталитарного общества.

Отчетливо осознавая, что люди страдают либо от чрезмерного давления власти, либо от безвластия, ни одно из направлений  в современной наука не поддерживает ни авторитарно-тоталитарных теорий, выраженных, например, в формуле «одна нация  — одно государство», ни утопических  концепций устранения властных отношений, создания общества без государства. Речь идет в них лишь об изменениях форм властвования, господства и подчинения, участия во власти и способах реализации гражданских прав.

В современным условиях идет процесс  развития власти, в кртором можно  выделить ряд главных тенденций.

Первая тенденция заключается  в усилении интенсивности процессов  демократизации политической власти. Четко выраженным является процесс  замены форм политической власти, основанных на прямом  насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления. Об усилении демократической  тенденции во властных отношениях свидетельствуют  повышение 

роли в воздействиях на властные отношения общественных движений и  неполитических объединений, становление  и развитие в посттоталитарных странах  гражданского общества, в частности  в России.

Вторая тенденция проявляется  в возрастании фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры  всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти, т.е. признания  ее законного характера обществом.

Третья тенденция проявляется  в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Данный процесс  идет практически во всех странах  и имеет негативные последствия. Связано это с тем, что, осуществляя  конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию  различных заинтересованных групп  и отдельных лиц. Как известно, не исключены случаи, когда бюрократия в такой ситуации действует далеко не в государственных интересах.

Четвертая тенденция. Как правильно  было замечено, злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а  в необоснованной и неоправданной  ее Концентрации. Тенденция к разукрупнению  политической власти, к становлению  системы  разделения властей одна из ключевых в становлении и функционировании  политической власти. Особенно заметно  действие этой системы в странах  Восточной Европы и в России. При  этом проводится в жизнь разделение властей не только по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная), но и по  вертикали. Ярко выраженной является передача ряда полномочий от федеральных властных структур местным органам власти.

Пятая тенденция отражает негативный процесс нарастания конфликтности  между различными ветвями власти. Эта тенденция отрицательно воздействует на столь желательную для всех стран экономическую и политическую стабильность. Россия последних лет  дает многочисленные иллюстрации действия данной тенденции.

Итак, на этом я хочу закончить мою  дипломную работу и, обобщая все  что, было сказано выше делаю вывод: политическая власть, которая как  видно из предыдущего текста, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е власть-первооснова политики.

 

 

Список  использованной литературы

Гаджиев К.С., Каменская  Г.В., Родионов А.Н. и др.«Введение  в    политологию», «Просвещение»  1993г.                                                                                                                           

Ильин В.В. Философия  власти. МГУ 1993.

Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996.

 

 

Дегтярёв. А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. Полис: политические исследования 1996г. №3.

 

Бергер.П., Лукман. Т. Социальное Конструирование  Реальности. М., 1995.

 

Белов. Г. А. Кентавр. 1995 №4. Институциональная  Система Политической Власти.

 

Панарин. А. С. Политические системы современности. Политология. М., 1997.

 

Шабо. Ж.-Л. Государственная Власть: Конституционные  пределы и порядок осуществления. Полис.1993 №3.

 

Краснов. Б. И. Власть как общественное явление. Социально-политический журнал. 1994. №7-8.

 

Дегтярёв. А. А. Полис: Политические Исследования 96г. №3 Политическая Власть как             регулятивный механизм социального  общения.

 

Гончаров. Д. В., Гоптарева. И. Б. Введение в политическую науку. Юрист М., 1996.

 

Барнс. Б. Природа власти. Политология вчера  и сегодня. М., 1990.

 

Ильин. В. В. Власть. Вестник МГУ, Сер12., Социально-Политические  Исследования.,1992.№3.

 

Амелин. В. Н. Власть Как Общественное Явление. Социально-Политические Науки. 1991 №2.

 

Иванов. В. Н. Российский федерализм: что дальше? Социально-политический журнал №6 1997.

 

Миронов. В. А. Российское государственное строительство  в постсоюзный период (1991-1994 гг.) Кентавр  №4 1994.

 

Осипов. Г. В. и д.р. Перестройка и радикальные  реформы: десять лет спустя. Социально-политический журнал 1996 №1.

 

Власть  при переходе от тоталитаризма к  демократии. Свободная мысль 1993 №8.

 

Токвиль. А. Демократия В Америке. М., 1992.

 

Дубов. И. От Монтескье до наших дней. Диалог №2 1993.

 

Холмс. С. Чему нас учит Россия. Слабое государство  угроза - свободе. Открытая политика. 1997 №11.

1 Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. и др. «Введение в политологию» Москва, «Просвещение», 1993г., с. 36.

2 Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993., с. 79.

3 Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996., с. 78.

4 Краснов. Б. И. Власть как общественное явление. Социально-политический журнал. 1994. №7-8 (С 45)

5 Дегтярёв. А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. Полис: политические исследования 1996г. №3 (С 110)

6 Бергер.П., Лукман. Т. Социальное Конструирование Реальности. М., 1995.(С. 178).

7 Белов. Г. А. Кентавр. 1995 №4. Институциональная Система Политической Власти. (С. 148)

8 Панарин. А. С. Политические системы современности. Политология. М., 1997 (С 78)

9 Шабо. Ж.-Л. Государственная Власть: Конституционные пределы и порядок осуществления. Полис.1993 №3. (С 161)

10 Краснов. Б. И. Власть как общественное явление. Социально-политический журнал. 1994. №7-8 (С 43-45).

11 Дегтярёв. А. А. Полис: Политические Исследования 96г. №3 Политическая Власть как регулятивный механизм социального общения. (С 115)

12 Гончаров. Д. В., Гоптарева. И. Б. Введение в политическую науку. Юрист М., 1996 (С 42-44)

13 Барнс. Б. Природа власти. Политология вчера и сегодня. М., 1990 (С 63)

14 Ильин. В. В. Власть. Вестник МГУ, Сер12., Социально-Политические Исследования.,1992.№3 (С 13-22)

1.Амелин. В. Н. Власть Как Общественное Явление. Социально-Политические Науки. 1991 №2 (С 3)

16 Иванов. В. Н. Российский федерализм: что дальше? Социально-политический журнал №6 1997 (С 8)

17 Миронов. В. А. Российское государственное строительство в постсоюзный период (1991-1994 гг.) Кентавр №4 1994 (С 5)

18 Осипов. Г. В. и д.р. Перестройка и радикальные реформы: десять лет спустя. Социально-политический журнал 1996 №1 (С 36)

19 Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль 1993 №8 (С 55)

20 Токвиль. А. Демократия В Америке. М., 1992. (С. 130)

21  Дубов. И. От Монтескье до наших дней. Диалог №2 1993. (с 52-53) 

1 Холмс. С. Чему нас учит Россия. Слабое государство угроза - свободе. Открытая политика. 1997 №11 (С 48)

23 См; Сорокин. П. А Социальная и культурная мобильность. Сорокин. П. Человек, цивилизация, общество. Под ред. А. Ю. Согомонова. М., 1992.; Вебер М. Политики как призвание и профессия. (С 645-646)

24 Здравомыслов. А. Г Социология конфликта. (С 118) М., Аспект пресс 1996.


Информация о работе Политическая власть: формирование и функционирование в современной России