Политические партии в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния на политическую жизнь общества.
Перед курсовой работой ставятся следующие задачи:
- систематизировать теоретический материал, накопленный в отечественной и зарубежной науке по проблеме партий и партийных систем;
- выявить классификацию и функции политических партий;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
3
Глава 1. Роль партий в политической системе общества ………………
1.1 Политические партии, их место, роль в политической системе общества…………….......................................................................................
Политическая культура как необходимое условие политической деятельности…………………………………………………………………….
Глава 2. Политические партии: происхождение, сущность ………………
2.1 Понятие политической партии……………………………………….……
2.2 Классификация политических партий и их функции……………………
Глава 3. Политические партии в Республике Беларусь…………………...
3.1 Общая характеристика политических партий……………………………..
3.2 Права и условия деятельности политических партий в Республике Беларусь………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………….…...

Файлы: 1 файл

ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА-2.docx

— 68.97 Кб (Скачать файл)

Политические партии - это такие организации, которые добиваются контроля над управлением страной. Они действуют как посредники между отдельными людьми и правительством, являются механизмами продвижения к власти лидеров [14, с. 108].

Политическая партия выполняет следующие функции:

  1. Политическую - овладение государственной властью.

Для реализации своих социально-групповых интересов партия должна иметь власть или оказывать влияние на нее. Партии, одержавшие победу на выборах или сумевшие провести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров, а через них - легитимное право на участие в процессе принятия политических решений и возможность контроля за их исполнением.

2) Представительскую - выражение интересов определенных групп и слоев населения.

Любая политическая партия создается для проведения в жизнь определенных политических интересов, опирается на определенные социальные слои, является их своеобразным представителем в сфере политики. Она объединяет интересы так, чтобы они стали общими для значительной части людей, при этом из совокупности интересов выделяет наиболее социально значимые. В результате происходит выработка политических решений, политического курса. Если партия рассчитывает на достаточно серьезный политический успех, она должна выражать и общенациональные интересы.

3) Рекруторскую - подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов.

Оно выражается в подборе, фильтрации и выдвижении кадров для самой партии, в формировании политической элиты для всех уровней политической власти, в подготовки ее к политической деятельности. Можно сказать, что партии - это своеобразный университет политического образования, где на практических делах формируют и воспитывают политиков. В осуществлении этой функции партии являются практически монополистами. Помимо выдвинутых ими профессиональных политиков, в управлении делами общества и государства нередко самое активное участие принимают и партийные эксперты, аналитики, специалисты.

4) Электоральную - организация и участие в избирательных кампаниях.

Выборы - самая активная фаза деятельности партий. И после выборов они стремятся увеличить электоральную поддержку правящему или оппозиционному курсам, организуя различные кампании в средствах массовой информации, акции поддержки (или недоверия) правящему режиму, другие мероприятия, призванные убедить население в правильности (или неверности) сделанного выбора. Ведя борьбу за избирателя, партии обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан.

5) Идеологическую - осуществление политической ориентации и политической мобилизации граждан.

Для того, чтобы добиться своих целей, партии необходимо поднять, организовать граждан на политическое участие.

Эта функция проявляется:

- в разработке теоретических  концепций, резолюций, лозунгов, осуществляемых  «мозговыми трестами», специальными  идеологическими учреждениями - научными  центрами и институтами партии. С этой целью проводятся разнообразные  исследования, выясняющие интересы  и склонности различных слоев  населения, предпринимается опрос  электората;

- в распространении своей  идеологии и партийной информации, пропаганде своих ценностей и  традиций, в интересах расширения  числа своих членов и сторонников, обеспечения преемственности социальной  базы партии, вовлечения новых  людей в партийную деятельность.

Названные функции, раскрывающие специфику партий, отличают их от общественных движений, объединений и ассоциаций, религиозных обществ и групп, которые менее организованы и не ставят своей целью завоевание власти.

Основным способом осуществления функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Политические партии цивилизованных демократических стран являются элементами политической организации гражданского общества. Они не обладают государственными функциями, самостоятельны и автономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят политических руководителей с тем, чтобы, войдя в государственные структуры, через своих представителей управлять государственной и общественной жизнью страны [15, с. 140].

Между политическими партиями и государством четко разделены функции. Партии организуют политический процесс, а власть находится у государства. Политические партии не обладают государственной властью, но, становясь парламентскими, они частью своих представителей-депутатов выполняют государственные функции, которые не являются постоянными, так как парламент периодически сменяется, в то время как государственный аппарат постоянен. При этом партии и государство не противостоят друг другу, а служат взаимодополняющим противовесом, позволяющим избегать монополизации властных отношений, их абсолютизации путем формирования сдерживающих механизмов.

Действующие в современном обществе политические партии весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга происхождением, местом и ролью в политической системе, внутренней структурой, методами деятельности, социальной базой, идеологией, программами. Исходя из такого многообразия, политологи предлагают различные классификации партий с целью определения их особенностей:

1) По способу организации:

а) парламентские (кадровые) партии - для них характерна относительно небольшая численность. В их составе знатные и влиятельные члены, крупные политики. Важнейшими критериями для привлечения к работе этих партий являются престиж, организаторские способности, величина личного состояния того или иного деятеля. Эти партии, как правило, поставляют кадры для парламента и правительства;

б) массовые - многочисленные объединения со сложной организационной структурой и фиксированным членством. Массовые партии заинтересованы в привлечении новых членов, существуют на членские взносы, с помощью которых финансируют свое участие в выборах.

2) По отношению к власти:

а) правящие партии - весьма существенно отличаются от оппозиционных. У них резко возрастает удельный вес и значение деятельности в парламенте. Естественно, что более значимыми для правящих партий становятся задачи экономические, управленческие. Политические действия в результате этого приобретают более прагматический характер, что может приводить к разрыву с предвыборной идеологией и программой. И это не случайно, ибо, становясь правящей, партия, члены которой формируют правительство, должна представлять не отдельные группы, а нацию в целом;

б) оппозиционные, которые делятся на легальные и нелегальные.

3) По типу членства:

а) открытые партии со свободным членством представителей различных социальных слоев;

б) закрытые с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема.

4) По отношению к обществу:

а) революционные партии, выступающие за коренное и насильственное изменение существующего строя;

б) реформистские партии, предлагающие постепенные и частичные изменения существующего строя;

в) консервативные партии, выступающие за сохранение существующего строя;

г) реакционные партии, ратующие за возвращение к предшествующему строю.

5) По типу политической программы:

а) левые партии (коммунистические, социалистические, трудовые), защищающие интересы социальных низов, общественную собственность, регулируемый рынок;

б) правые партии (демократические, республиканские, либеральные), защищающие интересы высшего класса, частную собственность, буржуазные ценности, нерегулируемый рынок;

в) центристские партии (социал-демократические), защищающие преимущественно средний класс и занимающие примиренческую позицию [16, с. 81].

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод,  что политические партии, как общественные объединения, борющиеся за политическую власть, играют важную роль в политической жизни общества. Политические партийные системы по-разному реализуют цели политических партий. В Республике Беларусь, как демократическом государстве, сформировалась и успешно функционирует многопартийная политическая система.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Общая характеристика  политических партий

 

В Республике Беларусь статья 4 Конституции провозглашает, что «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений». Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право на свободу объединений»  [17].

Часть 1 ст. 5 Конституции Республики Беларусь гласит: «Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах» [17].

Данные конституционные нормы направлены на реализацию важнейшего конституционного положения, закрепляющего народ в качестве единственного источника государственной власти (ст. 3 Конституции Республики Беларусь). Государство не только признает наличие многопартийности в Республике Беларусь, но и право граждан на свободу объединения, а также право на их участие в политической жизни страны.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XII «О политических партиях» политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах [18].

Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения органов государственной власти и широкой общественности, выдвижение кандидатов при проведении выборов на государственные должности, участие в выборах.

Политические партии создаются в целях участия граждан Республики Беларусь в политической жизни общества посредством участия не только в выборах, но и для организации участия граждан в иных общественных и политических акциях - референдумах, митингах, шествиях, демонстрациях, а также для представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Важная роль принадлежит политическим партиям не только в их участии в политической и государственной жизни страны, но и в становлении и развитии гражданского общества в Беларуси. Политические партии являются одним из элементов гражданского общества.

Политические партии имеют право создавать союзы (ассоциации).

Политические партии, союзы являются некоммерческими организациями.

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, союзов. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность политических партий, союзов, равно как и вмешательство политических партий, союзов в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 6 Закона о политических партиях).

В зависимости от политической ориентации партии можно разделить на три основные группы: левые, центристские и правые.

Левые партии стремятся к социализму, социальному равенству, выступают за превосходство коллективных форм собственности над частными. К левым партиям в Беларуси можно отнести: Партия коммунистов Белорусская, Белорусская социалистическая партия, Республиканская партия труда и справедливости и др.

Правые партии выступают за ограничение государственного регулирования в сфере экономики и социальной сфере, за сокращение налогов. Они сторонники устоявшихся традиций и порядков. К правым партиям в Беларуси относятся: Белорусский народный фронт, Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая громада и др.

Центристские партии подразделяются на левоцентристские и правоцентристские. Центристские партии занимают промежуточное положение и имеют черты как левых, так и правых партий. К центристским партиям в Беларуси можно отнести: Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия и др.

В настоящее время в Министерстве юстиции Республики Беларусь зарегистрировано 17 политических партий. Общее количество членов политических партий достигает 45 тысяч человек. Для современных политических партий Беларуси характерны следующие основные черты. Прежде всего - малочисленность членов и в тоже время большое их количество.

Для нормального функционирования политической системы в Беларуси достаточно наличия 3-4 партий, выражающих интересы крупных общественных групп [19, с. 120].

Кроме того, в настоящее время в Беларуси отсутствуют объективные условия для создания политических партий. Большинство граждан Республики Беларусь по имущественному положению не различаются. Господствующее положение в экономике занимает государственная собственность. Все эти факторы не способствуют возникновению нормальных политических партий, а существующие являются прототипами, зародышами партий. Не проявляют особой активности политические партии и в политической жизни страны, не все они принимают участие в избирательных компаниях.

Информация о работе Политические партии в Республике Беларусь