Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 15:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния на политическую жизнь общества.
Перед курсовой работой ставятся следующие задачи:
- систематизировать теоретический материал, накопленный в отечественной и зарубежной науке по проблеме партий и партийных систем;
- выявить классификацию и функции политических партий;
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава 1. Роль партий в политической системе общества ………………
1.1 Политические партии, их место, роль в политической системе общества…………….......................................................................................
Политическая культура как необходимое условие политической деятельности…………………………………………………………………….
Глава 2. Политические партии: происхождение, сущность ………………
2.1 Понятие политической партии……………………………………….……
2.2 Классификация политических партий и их функции……………………
Глава 3. Политические партии в Республике Беларусь…………………...
3.1 Общая характеристика политических партий……………………………..
3.2 Права и условия деятельности политических партий в Республике Беларусь………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………….…...
Граждане Республики Беларусь не знают большинства политических партий, так как они ни чем особым себя в политический жизни страны не проявляют. Популярность их среди народа невысока. Политическая активность граждан Беларуси и их политическая культура еще не достигли высокого уровня.
Деятельность политических партий Беларуси находится на начальной стадии.
3.2 Права и условия
деятельности политических
Политические партии со дня их государственной регистрации имеют право: свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения; пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством; учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством; проводить митинги, демонстрации, собрания и другие массовые мероприятия в порядке, установленном законодательством; защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях; участвовать в выборах в порядке, установленном законодательством; поддерживать связи с другими политическими партиями, союзами, иными общественными объединениями, их союзами (ассоциациями); создавать союзы [18].
Политическая партия обладает и другими правами. Политические партии могут иметь в собственности любое имущество, необходимое для их деятельности, предусмотренной уставом. Политические партии не имеют права основывать предприятия, за исключением средств массовой информации, и заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики.
Политическим партиям, союзам и созданным ими юридическими лицами запрещается прямо либо косвенно получать денежные средства и иное имущество от: иностранных государств и организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; анонимных жертвователей; граждан, не достигших восемнадцатилетнего возраста; религиозных организаций, а также юридических лиц, учрежденных религиозными организациями [20, с. 86].
Финансирование политических партий, союзов из государственного бюджета не допускаетcя. Государственные органы и иные государственные организации не вправе финансировать политические партии, союзы.
Денежные средства, драгоценные металлы и иные ценности политической партии, союза могут размещаться только на счетах в банках, зарегистрированных в Республике Беларусь. Политические партии, союзы не вправе получать доходы от акций и иных ценных бумаг.
За нарушение Конституции и других актов законодательства, учредительных документов к политической партии, союзу могут быть применены следующие меры ответственности: письменное предупреждение; приостановление деятельности политической партии, союза; ликвидация политической партии, союза [18].
Письменное предупреждение выносится Министерством юстиции Республики Беларусь. Деятельность политической партии, союза может быть приостановлена на срок от одного месяца до шести месяцев решением Верховного Суда Республики Беларусь по заявлению Министерства юстиции, если им было вынесено письменное предупреждение и политическая партия, союз в установленные сроки не устранили нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного предупреждения, либо не сообщили в регистрирующий орган об их устранении с представлением подтверждающих документов.
Политическая партия, союз ликвидируются по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях: совершения политической партией, союзом действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды; нарушения политической партией, союзом законодательства и (или) их учредительных документов в течение одного года после вынесения письменного предупреждения; если при государственной регистрации политической партии, союза со стороны их учредителей были допущены такие нарушения Закона о политических партиях, а также иных актов законодательства, носящие неустранимый характер; если численность политической партии менее 1000 членов; неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, союза, в срок, установленный решением Верховного Суда Республики Беларусь [21, с. 108].
Политическая партия, союз могут быть ликвидированы по решению Верховного Суда Республики Беларусь за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, а также за получение политической партией, ее организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной помощи.
Заявление о ликвидации политической партии, союза подается в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции или Прокуратурой Республики Беларусь.
В связи с вышеизложенным, необходимо сделать вывод, что в современном белорусском обществе идёт медленный процесс многопартийности. Одновременно с формированием многоукладной экономики в стране происходит структурирование интересов различных социальных сил, что и является объективной предпосылкой организационного оформления заинтересованных социальных групп в политические партии. Действующие же в Беларуси политические группировки, именуемые политическими партиями, пока представляют собой тот субстрат, из которого будут агрегироваться реальные политические партии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировой опыт показывает, что политические партии являются неотъемлемым элементом современной политической системы в государстве. Политические партии получили распространение во всех странах с различными политическими режимами - от тоталитарных до либерально-демократических. Деятельность политических партий в различных странах предоставляет обширный исследовательский материал для теоретического осмысления роли и места данного института в политической системе. Наличие в социальной структуре общества слоев и групп, которые имеют свои политические интересы, связанные, как правило, с проблемами распределения таких важных ресурсов, как материальные и социальные блага, а также обретением власти, порождает структуру многопартийности. Удовлетворение интересов одной части общества за счет ущемления интересов других чревато ростом социальной напряженности, которая может перейти в массовое насилие. Партии, выражая и представляя в политике государства притязания различных групп, выступают носителями плюрализма идей и мнений в формировании воли общества. Институт политических партий тесно связан с процедурой выборов, без которых современная демократия немыслима. Политические партии, используя право борьбы за государственные должности законными средствами, обеспечивают легитимность власти. Многопартийность же призвана предостеречь общественно-политическую систему от опасной концентрации власти каким-либо ее институтом, в том числе и какой-либо отдельной политической партией. В силу исключительной важности функций, выполняемых партиями в условиях политического плюрализма, исследование феномена многопартийности представляется весьма актуальным.
В Республике Беларусь был взят курс на построение политической системы на основе демократии. Исключительно важную роль в обеспечении политического плюрализма приобрел институт политических партий. Белорусская многопартийность - явление молодое. Вместе с тем партогенез в Республике Беларусь протекает в высшей степени динамично. В период трансформации общественно-политической системы развитие института политических партий, их место в политической системе Республики Беларусь требуют особого внимания и осмысления.
Таким образом, исключительная значимость партийного института в политической системе, сложный процесс генезиса многопартийности в современной национальной практике, весьма неоднозначный и противоречивый, требующий пристального внимания при выявлении наиболее существенных его тенденций.
Проведенный нами анализ научных работ современных исследователей в области политологии, подтверждает тот факт, что проблемы, связанные с политическими партиями и партийными системами в настоящее время занимают одно из основных мест в политологии, что говорит о исключительной важности места и роли партий в политических системах, основанных на принципе демократии. Однако такой объект исследования, как политические партии и их роль в организации и функционирования государства, столь сложен и многогранен, что ученым до сих пор не удалось выработать всеобъемлющей теории политических партий.
Переход обществ западных стран от индустриальной стадии к постиндустриальной стадии развития в конце XX вв., оказал огромное влияние на действующие в этих государствах политические партии, вызвал определенные сложности в их функционировании. Но эти организации оказались достаточно адаптивными к современным условиям, поэтому говорить об их закате преждевременно. До сих пор им не найдено полноценной альтернативы. Следовательно, не существует альтернативы политическим партиям и в Республике Беларусь.
Несмотря на то, что политические партии, существующие в конкурентной политической системе в Республике Беларусь, явление молодое и очевидны отличия по сравнению с ведущими странами Запада, к ним все же применимы те теоретические подходы, которые используются для исследования партий в развитых демократиях. Существующие в нашей стране партии обладают рядом признаков, позволяющим отнести их к политическим партиям: они имеют политические цели и регулярно участвуют в выборах, в них существует фиксированное членство, множатся их региональные представительства, они апеллируют к различным слоям населения, стремясь заручиться их поддержкой, выполняют функции, свойственные политическим партиям, хотя не всегда успешно. Тезис о неприменимости классических теорий к исследованию партий в Республике Беларусь означал бы, что они представляют собой совершенно особый феномен, и между ними и западными партиями невозможно проведение каких бы то ни было аналогий. С этим мы согласиться не можем. Партии на Западе и в Республике Беларусь при достаточно высокой степени обобщения — явления одного плана, но они находятся на разных стадиях организационного развития. Анализ показывает, что партии в Республике Беларусь еще слабы и недостаточно организованны, у них не обнаруживается четкая социальная база, а их программные установки недостаточно четко прописаны. В начале 1990-х гг. они в большей степени походили на протопартии. Это вполне естественно, если учитывать тот факт, что многопартийность в развитых западных странах эволюционировала веками. Однако рассмотрение того пути, который прошли партии со времени отмены монополии КПСС на политическое руководство позволяет сделать вывод, что институт политических партий в Республике Беларусь крепнет. Свидетельство тому — укрупнение субъектов партийно-политического процесса, выдвижение политических партий в качестве основных участников парламентских выборов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Политические партии в Республике Беларусь