Политический режим и его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной и актуальной. На сегодняшний день форма государства стала одной из важнейших тем теории государства и права, следовательно, и тема политического режима на данный момент представляет большой интерес. Думается, что данная тема будет оставаться актуальной во все времена, это во многом определяется практическими потребностями государства, так как такие элементы формы государства, как политический режим непосредственно влияют на его содержание и функции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность политического режима…………………………………
1.1. Понятие политического режима……………………………………
1.2. Признаки политического режима…………………………………..

Глава 2. Разновидности политических режимов…………………………
2.1. Демократический политический режим…………………………
2.2. Авторитарный политический режим……………………………….
2.3. тоталитарный политический режим………………………………..

Заключение……………………………………………………………………

Библиография………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая, ТГП.docx

— 55.48 Кб (Скачать файл)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

 

 

 

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

Ижевск

2009

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Сущность политического режима…………………………………

1.1. Понятие политического  режима……………………………………

1.2. Признаки политического  режима…………………………………..

 

Глава 2. Разновидности  политических режимов…………………………

           2.1. Демократический политический  режим…………………………

           2.2. Авторитарный политический режим……………………………….

           2.3. тоталитарный политический режим………………………………..

 

Заключение……………………………………………………………………

 

Библиография…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Тема данной работы является чрезвычайно интересной и актуальной.  На сегодняшний день форма государства стала одной из важнейших тем теории государства и права, следовательно, и тема политического режима на данный момент представляет большой интерес. Думается, что данная тема будет оставаться актуальной во все времена, это во многом определяется практическими потребностями государства, так как такие элементы формы государства, как политический режим непосредственно влияют на его содержание и функции.

     Выбранная  тема достаточно глубоко и  серьёзно изучена в научной  среде, ибо она была объектом  внимания многих исследователей. Достаточно вспомнить, что к  ней обращались такие философы  Древнего мира, как Платон. На  протяжении последних десятилетий  эта тема поднималась и рассматривалась  многими ведущими российскими  теоретиками – Денисовым А.  И., Петровым В. С., Лазаревым В.В., Алексеевым С. С., Марченко М.  Н. Каждый из них по-своему  развивает эту тему, рассматривая  её в историческом аспекте   на примере множества государств с различным государственным устройством.

     Избранная  для изучения тема представляет  интерес в силу своей непреходящей  значимости для каждой политически  активной личности, ибо зачастую  именно политический режим во  многом определяет жизнь государства  и его граждан, оказывая непосредственное  влияние на разные сферы деятельности  человека.

     В различные исторические периоды в разных странах форма государства имела свои отличительные особенности, характерные признаки, которые наполнялись новым содержанием по мере общественного развития. Однако вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства, в том числе и политическому режиму.

    Для характерных  признаков формы государства  имеет важное значение политический режим как совокупность приемов и способов государственного руководства, так и как уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

     В такой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования тюрем, и других карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа или не участие народа в политической жизни, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

    Политические режимы, а также их классификация представляет большой интерес, и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации и определения характерных признаков политических режимов имеет большое значение при характеристике государства и определения его формы.

    Объект данного  исследования: сущность политического  режима и его классификация  в соответствии с основными  критериями, сложившимися в процессе  развития теории государства  и права.

Предмет исследования: политический режим и его разновидности.

    Целью данной  работы ставится исследование  политического режима, как элемента формы государства, через последовательное, структурное изложение работы по главам и параграфам, рассмотрение сущности политического режима путём изучения понятия политического режима и его характерных признаков, а также рассмотрение классификации политических режимов для уяснения структуры данного элемента формы государства.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность политического режима

    1. Понятие политического режима

Политический режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. До этого к форме государства относили только форму правления и государственного устройства, поскольку именно они представляют собой формальную характеристику государственности. Что касается режима, то он указывает на содержательные аспекты государственности. Высказываются мнения, что режим – это не столько характеристика формы государства, сколько раскрытие его сущности. Иногда форму правления и государственное устройство называют внешней формой государства, а политический режим – внутренней. Считается также, что политический режим является ведущим элементом формы государства, так как он оказывает решающее влияние на два других элемента.

Политический режим  - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический  режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни  общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима, судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создаёт определённый политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период её исторического развития.

Политический режим представляет собой совокупность способов, средств  и методов практического осуществления  правящими кругами, главным образом  высшими должностными лицами, государственной  властной воли. В известном смысле политический режим близок к понятию  «стиль государственного управления», но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения е рациональности и эффективности, то политический режим  фиксирует политическую сторону  государственного управления – реальную принадлежность власти определённым субъектам  политических действий, способы владения и удержания её и, соответственно, механизмы воздействия на людей. В политическом режиме скрыты многие секреты властеотношений, которые  к тому же специально камуфлируются, маскируются, прикрываются благообразным  антуражем (Г. В. Атаманчук).

Политический режим обеспечивает стабильность и определённую упорядоченность  политической власти; управляемость  субъектов политики, приемлемую для  власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной  власти, реализацию интересов властвующей  элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений  с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующим в обществе политическим сознанием, поведением, типом  легитимности.

Следует различать понятия  государственного и политического  режимов. Они, как считается, далеко не тождественны. Если государственный  режим определяется методами государственной  власти, то политический режим включает в себя и определяет не только методы деятельности государственной власти, но и всех иных элементов политической системы общества – политических партий, массовых движений, отдельных  лиц, участвующих во властно-политических отношениях. Политический режим следует понимать как более широкое понятие, включающее в качестве составной части государственный режим.

Некоторые теоретики государства и права употребляют термины «государственно-правовой режим», «политико-правовой режим», «государственно-политический режим». Думается, что ни один из этих терминов нельзя считать объективно отражающим суть проблемы.

Первый термин является внутренне  противоречивым, поскольку очевидно, что любое государство использует не только законодательные (правовые), но и, наоборот, внеправовые методы. Более того государство может  вообще творить произвол, хотя и  вынуждено принимать законы, но оно  может им не следовать. Иногда государство  не может следовать принятым законам, поскольку возникает ситуация, непредвиденная, не урегулированная законодательством. Второй термин – «политико-правовой режим» - также является во многом неточным. Политика представляет собой такую  сферу человеческой деятельности, которую  государство стремится урегулировать  законами и иными нормами права, но добиться полного правового регулирования  политических отношений государство  не в силах. В современном цивилитарном государстве любая политическая сила, получившая большинство в парламенте, способна изменить любой закон, ограничивающий её. Более того в политике нет  и не может быть раз и навсегда установленных правил, поскольку  здесь цель всегда оправдывает средства. Понятие «государственно-политический режим» несёт в себе элемент тавтологии, поскольку общеизвестно, что государство  есть главный элемент политической системы, в силу чего любое воздействие  государственной власти на общественные отношения есть и политическое воздействие.

Прав проф. В. Н. Протасов, который понимает политический режим  в широком и узком смыслах: в широком – как всю политическую атмосферу общества, определяемую взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества; в узком – как государственный режим. [Протасов, В. Н. Проблемы теории государства и права / В. Н. Протасов. – М., 2001. – С. 62.]

Содержание политического  режима достаточно широко. Его образует множество общественных отношений, большинство из которых в значительной степени определяет и государственный  режим. Например, мы включаем в понятие политического режима следующие признаки (общественные отношения): степень участия народа в формировании политической власти, соотношение прав и свобод человека с правами государства, гарантированность прав и свобод личности, степень реализации политической власти непосредственно народом, положение СМИ и реальная гласность в обществе, стимулирующий или ограничивающий  характер правового регулирования деятельности граждан и должностных лиц, методы осуществления политической власти, степень верховенства закона, принципы взаимоотношения общества и власти, реальное и юридическое положение силовых структур государства, степень политического плюрализма.

Политический и государственный  режимы не возникают случайно. Они  развиваются взаимосвязано и  под воздействием целого ряда зримых и незримых факторов. К видимым  факторам, несомненно, влияющим на них, относятся: экономический уклад  общества, достигнутый в связи  с ним уровень материальной жизни  людей, уровень их культуры, форма  правления и государственное  устройство в обществе. Вместе с  тем нельзя отрицать и влияние  невидимых, субъективных факторов. В  общем виде их можно назвать «народный дух», «народный характер», «душа народа». При всей кажущейся ненаучности и расплывчатости этих понятий отрицать их влияние на государственный и политический режимы невозможно. Всякий народ, как и всякая личность, имеет свой дух, свой характер и свою душу. Все идеологически обусловленные усилия объяснить сущность конкретного демократического обществаи конкретного правового государства материальными факторами в рамках исторического, социокультурного, антропологического, генетического, религиозного, политического подходов спорны. Закончились неудачей и попытки объяснить сущность народа историческими и экономическими причинами, свести сущность человека лишь к его физиологии.

Оперируя этими категориями, можно определить их влияние не только на государственный режим, но и на государство в целом, познать  его сущность и предназначение, эффективность  государственной власти и возможности  её развития в будущем.

Информация о работе Политический режим и его разновидности