Политический режим и его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной и актуальной. На сегодняшний день форма государства стала одной из важнейших тем теории государства и права, следовательно, и тема политического режима на данный момент представляет большой интерес. Думается, что данная тема будет оставаться актуальной во все времена, это во многом определяется практическими потребностями государства, так как такие элементы формы государства, как политический режим непосредственно влияют на его содержание и функции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность политического режима…………………………………
1.1. Понятие политического режима……………………………………
1.2. Признаки политического режима…………………………………..

Глава 2. Разновидности политических режимов…………………………
2.1. Демократический политический режим…………………………
2.2. Авторитарный политический режим……………………………….
2.3. тоталитарный политический режим………………………………..

Заключение……………………………………………………………………

Библиография………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая, ТГП.docx

— 55.48 Кб (Скачать файл)

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое  развитие общества, на его социально-классовую  ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических,  внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности;  в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.

    1. Признаки политического режима

Можно выделить следующие  отличительные признаки политического  режима.

Во-первых, режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Решая задачи социальной и политической стабилизации, он способствует организации значительно более масштабных, макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, раскрывая ее динамический аспект. Именно на эту сторону деятельности режима обратила внимание политическая социология, в задачу которой изначально входил анализ взаимосвязей политики и социальных процессов. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения. В этом смысле любой режим обречён решать проблемы взаимоотношений, складывающихся между государством и гражданским обществом. Ведь именно в структурах гражданского общества коренятся отношения правительства и оппозиции, являющиеся ключевыми в характеристике типа и особенностей режима.

Во-вторых, очевидно, что  режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя ее элементы, структурные  характеристики в упорядоченное  взаимодействие, обеспечивая их слаженность  и координацию. И эта задача также  решается им успешно лишь в том  случае, если политико-правовые механизмы  создаются с учетом устройства и  особенностей развития социальных структур. Проблема заключается не только в  том, чтобы предписать обществу ту или  иную "формулу легитимности" (например, президентскую или парламентскую  модель), но и в том, чтобы выявить  имеющиеся для ее "трансплантации" социально-исторические предпосылки. Любой режим в этом смысле может  быть рассмотрен как некий способ разрешения, или артикуляции конфликта  между обществом и правительством (17).

В-третьих, режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему  классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях  могут существовать институт многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других - политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами. Одно из определений режимов, обращающее внимание на эту сторону проблемы, принадлежит известному американскому исследователю Марку Хагопиану. Он рассматривает режим "как специфическую институциональную структуру, которая характеризует политическую систему страны" и деятельность которой шире, чем деятельность правительства или отдельных групп официальных лиц, представленных в институтах.

Здесь необходимо иметь ввиду, что режимы, как справедливо отмечается исследователями элит, функционируют  не только на основании тех решений, которые принимаются в рамках имеющихся в обществе политико-правовых процедур. Не меньшее значение имеют неформальные механизмы принятия политических решений. По точному замечанию Р. Макридис, "в то время как изучение командной структуры всегда наделяет нас знанием того, каково её формальное устройство, изучение элиты почти всегда обеспечит нас информацией относительно отсутствующих (и иногда более важных) связей в организации, а именно - распределении и границах власти". Опыт различных политических устройств убеждает в том, что понятие господствующего класса не является бессодержательным, а политика нередко "делается" представителями крупных финансовых и промышленных кругов, теми, кто наделен ресурсами политического влияния. Поэтому властные структуры поэтому не следует отождествлять лишь с формально-юридическими механизмами осуществления власти. И на эту сторону деятельности режима в той или иной форме обращается внимание практически во всех приведенных выше определениях.

В-четвертых, любой режим  в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно  отличаться друг от друга, в зависимости  от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. Свидетельством того, что это не одно и то же, служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов. Обладающие нередко сходными репрессивными структурами политической власти, авторитарные режимы далеко не всегда обращаются к фронтальному насилию в достижении поставленных целей. В тех случаях, когда более эффективным оказывается использование методов убеждения, а не принуждения, репрессивный по своей природе режим может, вопреки ожиданиям, оказаться способным проявить "несвойственную" для него гибкость и склонность к компромиссам. Возможно здесь заслуживает упоминания один из методов массовой мобилизации, использованных режимом и, персонально, И. Сталиным в начале отечественной войны с фашизмом. Прямое обращение к нации ("Братья и сестры!"), культивирование национального единства перед лицом общей опасности сыграло не последнюю роль в достижении целей режима, существо которых совершенно не изменилось - всеми средствами сохранять власть.

Таким образом, методы осуществления  власти и властные структуры могут  существенно различаться. Поэтому  следует подчеркнуть, что режим  обладает не только специфическими структурами  власти (ими обладает и политическая система), но и особыми методами ее реализации.

Наконец, в-пятых, режим, по сравнению  с системой, обладает своими собственными временными характеристиками. Четче  всего этот признак отражен в  определении режима, данном американскими  политологами Дж. Барнсом, М. Картером и М. Скидмором: "Режим есть специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы". Как уже было замечено выше, одна и та же политическая система может функционировать в разных режимах.

Суммируя сказанное, можно  сформулировать следующее определение. Политический режим есть совокупность определенных структур власти, которые  функционируют в общих (структурных  и временных) рамках политической системы  общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (или  же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы. Режим, таким образом, это своего рода жизнь, "дыхание" политической системы, ее упорядоченная динамика. Таким образом, он весьма близок к  политической системе содержательно (на основании общности первого - третьего признаков), что в целом ряде случаев  позволяет рассматривать данные понятия как взаимозаменяемые. Хотелось бы, однако, иметь в виду два следующих  обстоятельства. Первое: данное определение - всего лишь рабочее, и его неверно  было бы рассматривать как окончательное. И второе: оно вовсе не является новаторским, ибо все основные его  компоненты были уже проанализированы политической мыслью, начиная с Античности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Разновидности  политических режимов

2.1. Демократический  режим

Демократия (“democratia”) в переводе с греческого – народовластие. Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов. Упрощенное понимание демократии как власти народа не отражает современное содержание этого термина. Дело также не столько в том, что прямая, непосредственная демократия повсеместно уступила место представительной демократии. А она явление новой истории, она есть продукт формационного перехода от докапиталистических форм общественного устройства к капиталистическим.

Демократический режим - это  режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие  права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод.

В результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными. Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью.

Следовательно, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев- профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

Таким образом, можно заключить, что демократический режим обладает следующими характерными признаками:

1. Источником власти в  государстве является народ. Он  избирает власть и наделяет  ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ  от произвола власти и власть  от произвола отдельных людей. 

2. Политическая власть  носит легитимный характер и  осуществляет свои функции в  соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической  жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".

3. Для демократического  режима характерно разделение  властей (отделение друг от  друга законодательной, исполнительной  и судебной власти). Парламент  наделен исключительным правом  издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

4. Демократический режим  характеризуется правом народа  влиять на выработку политических  решений (путем одобрения или  критики в средствах массовой  информации, демонстраций или лоббистской  деятельности, участия в предвыборных  кампаниях). Политическое участие  народа в выработке принимаемых  решений гарантируется конституцией  страны, а также международными  правовыми нормами. 

5. Важной характеристикой  демократического политического  режима является политический  плюрализм, предполагающий возможность  образования двух- или многопартийной  системы, конкуренция политических  партий и их влияние на народ,  существование на законных основаниях  политической оппозиции как в  парламенте и вне его. 

6. Демократический политический  режим характеризуется высокой  степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила  и принципы взаимоотношений государства  и граждан. 

Эффективность участия граждан  в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный  и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся моральные  начала и т.п. Из этого можно заключить, что демократия не может появиться сразу, как говорится, “на ровном месте”. Это сложный процесс преобразований общества и государства.

Демократический режим предполагает признание за гражданами широких  прав и свобод, легально действующие  оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые  одержали победу на соответствующих  выборах и т.д.

В качестве одной из важнейших  задач,  связанной с формированием  демократического государства,  следует  рассматривать развитие и совершенствование  законодательства,  формирование новой по существу правовой системы.

В течение долгих десятилетий  в  нашей  стране  действовала  однопартийная система, которая  исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных  партий.  Официальной, государственной  идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности.  Поэтому одним из  путей формирования  правового государства,  одним из направлений этой работы является  развитие  гражданского  общества,  выступающим важным звеном между личностью и государством,  в котором реализуется большая часть прав и свобод человека;  утверждение принципов политического плюрализма.

Информация о работе Политический режим и его разновидности