Политический режим: понятие, сущность, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:13, реферат

Описание работы

Основная цель реферата - раскрыть понятие политического режима, выявить его основные типы и виды, дать характеристику политическому режиму как способу осуществления власти.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать политический режим как понятие, категорию и государственно-правовой (а также политический) институт; выявить его общие признаки и значение;
2. Провести анализ структуры политического режима;
4. Определить специфику демократического типа политического режима, рассмотреть его признаки;
5. Выявить особенности антидемократического типа политического режима, раскрыть его признаки.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Политический режим государственной власти……………………..4
Понятие и сущность политического режима……………………………4
Классификация политических режимов………………………………….6
Элементы политического режима……………………………………….8
Признаки политического режима………………………………………..9
Глава 2. Демократический режим государственной власти…………………10
2.1. Сущность и признаки демократического режима………………………..10
2.2. Историческое развитие форм демократического режима………………11
2.3. Современные формы демократического режима………………………..12
Глава 3. Антидемократический режим…………………………………………14
Сущность и виды антидемократического режима……………………14
Тоталитарный режим государственной власти….…………………….15
Авторитарный режим государственной власти….……………………17
Глава 4. Плюрализм взглядов на политический режим в современной России……………………………………………………………………..……..19
Заключение
Библиографический список……………………………………………………22

Файлы: 1 файл

реферат (Автосохраненный).docx

— 48.41 Кб (Скачать файл)

Большое значение для демократического режима имеет свобода мысли и  слова. Отсутствие цензуры – обязательный признак демократического политического  режима. Средства массовой информации являются рупором демократии. Через  критику государственной власти обеспечивается реальная возможность  повлиять на ее действия и решения, узнать о конкретной деятельности государства на благо общества.

В демократическом государстве  реально действует принцип разделения властей. Каждая из ветвей властей независима от другой и не подавляет другие органы власти. Деятельность государственных  органов должна осуществляться на основе принципа законности и в рамках своей  компетенции.

В демократическом политическом режиме особое значение имеет социальная политика. В ст. 7 Конституции РФ провозглашено, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на обеспечение  достойной жизни и свободного развития человека, выделены основные направления социальной политики Российского государства.

    1. Историческое развитие форм демократического режима

История знает различные  формы демократических режимов, различающихся по степени участия  населения в осуществлении государственной  власти.

Античная демократия – политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении всех прав рабов (по принципу раб – говорящее орудие). Такой режим называется аристократическим (гр. Aristokratia – власть лучших в смысле «знати»).

Близким по содержанию политическим режимом является олигархический (гр. Oligarchic – власть немногих), также построенный на господстве большой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия. Отличие обоих режимов состоит в том, что аристократы получали власть по наследству, в зависимости от знатности рода, а финансовая олигархия была властью денег, наиболее богатых людей.

С развитием общества эти  политические режимы были вытеснены  более демократическими. Наибольшее распространение  в современных  условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим лат. Liberalis – свободный). Данный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обуславливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности, дает простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

    1. Современные формы демократического режима

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название – непосредственная, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них – четко  регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами), носят  императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных  структур, другие имеют консультативный  характер. Однако независимо от юридической  природы различных институтов прямой формы демократии, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

Положительные моменты прямой демократии:

-дает больше возможностей  для выражения интересов граждан  и их участия в политическом  процессе

-в большей мере обеспечивает  полную легитимность власти

-обеспечивает контроль  над политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии:

-отсутствие стойкого  желания у большинства населения  заниматься данной управленческой  деятельностью

-сложность и дороговизна  проводимых прямо демократических  мероприятий

-низкая эффективность  принимаемых решений вследствие  непрофессионализма большинства  «правителей» и т.д.

Представительная  демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам и другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что  она дает больше возможностей для  принятия эффективных решений, поскольку  в процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более  рационально организует политическую систему.

К недостаткам часто относят следующие черты:

-Возможно неограниченное  развитие бюрократии и коррупции;

-Отрыв представителей  власти от их избирателей;

-Принятие решений в  интересах не большинства граждан,  а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и  т.д. 

По мнению В.А.Четвернина, «даже самое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии» 7.

Глава 3. Антидемократический  режим государственной власти.

3.1. Сущность и виды антидемократического режима

Антидемократические режимы основаны на сосредоточении всей государственной  власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц (хунты). Такие режимы принято называть автократическими (гр. Autokrates – самовластный), или авторитарными (лат. Autoritas – устанавливающими режим личной власти).

Антидемократический режим  характеризуется ликвидацией или  значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных  партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов  и усилением роли исполнительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.

В первую очередь среди антидемократических режимов выделяют тоталитарные и авторитарные режимы.

3.2 Тоталитарный  режим государственной власти

Тоталитарный режим является полной противоположностью демократическому. В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитаризм, он имел свою специфику. Вместе с тем есть и общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

- государство стремится  к глобальному господству над  всеми сферами общественной жизни,  к всеохватывающей власти;

- общество практически  полностью отчуждено от политической  власти, но оно не осознает  этого, ибо в политическом сознании  формируется представление о  «единстве», «слиянии» власти и  народа;

- монопольный государственный  контроль над экономикой, средствами  массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни и мотивов поступков людей;

- государственная власть  формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам,  окружена «ореолом тайны» и  недоступна для контроля со  стороны народа;

- доминирующим методом  управления становится насилие,  принуждение, террор;

- господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального  аппарата с государством, запрет  оппозиционно настроенных сил;

- центром тоталитарной  системы является вождь. Его  фактическое положение сакрализируется.  Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно  думающим о благе народа. Какое-либо  критическое отношение к нему  пресекается.

Социальная цена за тоталитарный способ осуществления власти со временем возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические  потери), что приводит в конечном счете к осознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому росту сознательности людей, политической борьбы и иных факторов.  В рамках тоталитарного режима, обеспечивающего федеративное устройство государства, могут возникать национально-освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство.

Особой разновидностью тоталитарного  режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм.

Фашизм (от итал. Fascio – пучок, связка, объединение) – крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-политическое движение, направленное на установление открытой террористической диктатуры, жесткое подавление демократических прав и свобод всякой оппозиции и прогрессивных движений.

Фашизм зародился в  Италии в 1919 году под влиянием националистских  идей вождя фашистской партии и главы  Итальянского правительства Бенито Муссолини, а затем получил развитие в Германии. В 20-30-х годах ХХ века фашисты пришли к власти в целом ряде стран мира ( Португалия, Испания, Болгария и ряд других стран Центральной и Восточной Европы) 8.

В некоторых источниках дается информация, что фашизм в Италии был установлен в 1922 году, а в Германии утвердился в 1933 году9.

Тоталитарный режим фашистского  типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости  сильной, беспощадной власти, которая  держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

3.3 Авторитарный  режим государственной власти

Авторитарный режим можно  рассматривать, как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим  режимами. С одной стороны, он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но, с другой – жестче, антинароднее, чем демократия.

Авторитарный режим –  государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета) 10.

Основные характеристики авторитарного политического режима:

- в центре и на местах  происходит концентрация власти  в руках одного или нескольких  тесно взаимосвязанных органов  при одновременном отчуждении  народа от реальных рычагов  государственной власти;

- игнорируется принцип  разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

- роль представительных  органов власти ограничена, хотя  они и могут существовать;

-суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе  с которым могут использоваться  и внесудебные органы;

-сужена и сведена на  нет сфера действия принципов  выборности государственных органов  и должностных лиц, подотчетности  и подконтрольности их населению;

- в качестве методов  государственного управления доминируют  командные, административные, в то же время отсутствует террор;

-сохраняется ограниченная  цензура, «полугласность»;

- существует частичный  плюрализм;

- права и свободы человека  и гражданина главным образом  провозглашаются, но реально не  обеспечиваются во всей своей  полноте;

- силовые структуры обществу  практически неподконтрольны и  пользуются подчас и в сугубо  политических целях и т.п.

Можно выделить два вида авторитарных режимов – прогрессивные  и консервативные.

Цель прогрессивных режимов – догоняющее индустриальное развитие на основе экономического принуждения (например, режим Пиночета в Чили).

Консервативные режимы (например, мусульманские фундаменталистские режимы) возникают в условиях разрушения традиционного общества и представляют собой реакцию традиционно правящей элиты на ослабление ее господства.

Авторитарное воздействие  на общество происходит независимо от воли большинства членов общества (диктатура). Вероятность успех любого авторитарного  режима, даже самого прогрессивного, составляет 50%. Это вытекает из самого смысла государственного авторитаризма. Управляющая система  воздействует на управляемую, не обладая при этом информацией о результатах воздействия, имея ограниченные возможности для корректировки воздействия.

Информация о работе Политический режим: понятие, сущность, виды