Полномочия глав государств зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ места и роли главы государства в зарубежных странах.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и основные признаки глав государств;
- рассмотреть виды глав государств в зарубежных странах;
- рассмотреть функции глав государств в зарубежных странах;
- на примере США и Великобритании раскрыть отличительные особенности полномочий глав государств.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика института главы государства в зарубежных странах
§1. Понятие и основные признаки глав государств
§2. Виды глав государств
2.1 Глава государства - монарх
2.2 Глава государства - президент
Глава 2. Полномочия глав государств в зарубежных странах
§1. Полномочия в области государственного управления
§2. Внешнеполитические полномочия
§3. Полномочия в судебной области
§4. Чрезвычайные полномочия
Глава 3. Сравнительная характеристика полномочий глав государств на примере Великобритании и США
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр.docx

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1. Общая характеристика института главы государства  в зарубежных странах

§1. Понятие и основные признаки глав государств

§2. Виды глав государств

2.1 Глава государства - монарх

2.2 Глава государства - президент

Глава 2. Полномочия глав государств в зарубежных странах

§1. Полномочия в области  государственного управления

§2. Внешнеполитические полномочия

§3. Полномочия в судебной области

§4. Чрезвычайные полномочия

Глава 3. Сравнительная характеристика полномочий глав государств на примере  Великобритании и США

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность данной курсовой работы. Во всех современных государствах имеется институт главы государства. Глава государства рассматривается  как высшее должностное лицо, считающееся  носителем исполнительной власти и  верховным представителем государства  в сфере международных отношений.

Обычно главой государства  выступает либо выборный президент (в республиках) либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, ОАЭ).

В системе высших органов  власти зарубежных стран глава государства  занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве  случаев отнюдь не соответствует  этому положению.

Реальное место и роль главы государства в осуществлении  государственной власти зависит  от формы правления и сложившегося политического режима в стране. Глава  государства может стоять вне  ветвей государственной власти, может  быть включен в исполнительную власть и стоять во главе ее, а может  быть включен и в законодательную, и в исполнительную, и даже в  судебную ветви власти.

Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения  по поводу института главы государства  в зарубежных странах.

Предметом - полномочия глав государств в зарубежных странах.

Целью данной курсовой работы является анализ места и роли главы  государства в зарубежных странах.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие и основные  признаки глав государств;

- рассмотреть виды глав  государств в зарубежных странах;

- рассмотреть функции  глав государств в зарубежных  странах;

- на примере США и  Великобритании раскрыть отличительные  особенности полномочий глав  государств.

В данной работе использованы труды таких известных отечественных  ученых, как: А.С. Автономова, А.А. Мишина, И.А. Алебастрова, А.А. Мишина, В.Е. Чиркина  и др.

В данной курсовой работе были использованы различные методы исследования: формально-догматический (внешняя обработка  материала: сбор, накопление, систематизация и изучение), метод анализа и  синтеза, вторичный анализ данных.

Структура курсовой работы: Данная курсовая работа состоит из 3 глав. В первых двух главах по 4 параграфа. В первой главе рассматривается  понятие, виды и основные признаки главы  государства. Во второй главе говорится  о полномочиях глав государств в  зарубежных странах в различных  сферах государственной жизни. В  третьей главе дана сравнительная  характеристика полномочий глав государств в Великобритании и США.

Глава 1. Общая характеристика института главы государства

в зарубежных странах

§1. Понятие и  основные признаки глав государств

полномочие глава государство  зарубежный

Институт главы государства  является неотъемлемой частью механизма  осуществления власти во всех современных  государствах.

Главой государства принято  называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально  высшее место в иерархии государственных  институтов и осуществляющее представительство  страны во внутриполитической жизни  и в отношениях с другими государствами  Конституционное право зарубежных стран: учебник./ Под ред. В.Е.Чиркина.- М.: Юрист, 2002. - с.210.

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В  первом случае это монарх или президент, во втором - обычно постоянно действующий  орган парламента, им избираемый. В  прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в  странах тоталитарного социализма - в СССР, Болгарии, Венгрии, Польше и  др. В настоящее время подобным органом является Государственный  совет на Кубе, где нет президента (по конституции глава государства - председатель Государственного совета). В КНР по конституции главой государства  является избираемый парламентом Председатель республики, но многие функции главы  государства он выполняет совместно  с Постоянным комитетом Всекитайского  собрания народных представителей, а  некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране  эти полномочия разделены между  Руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовных лиц - мусульман, и Президентом республики. В ОАЭ существует «коллективный  монарх», в Малайзии - выборной монарх.

Во всех развитых демократических  государствах осуществление государственной  власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и  судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют  между собой в процессе осуществления  власти. В разных странах глава  государства в соответствии с  их конституциями рассматривается  либо как неотъемлемая составная  часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет. Вопрос о правовом статусе государства должен решаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей конституционного строя, урегулированности положения главы государства действующей Конституцией, национальным законодательством и практикой функционирования государственных институтов. Априорная оценка места и роли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданны. Здесь необходим конкретный анализ.

Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает институт главы государства в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственность  и стабильность государственной  власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а  следовательно исказить применение самого принципа разделения властей.

Правовой статус главы  государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и  характера политического режима. В странах, где глава государства  наделен одновременно широкой правительственной  властью, и осуществляет реальное руководство  государственными делами, формулирует  политический курс и обеспечивает его  воплощение в жизнь. При парламентарных формах правления глава государства  непосредственного участия в  управлении государственными делами не принимает. Однако и в этих странах  он оказывает зачастую существенное влияние на политический процесс, а  в случае возникновения кризисных  или чрезвычайных ситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные органы могут заметно  возрастать.

§2. Виды глав государств

В современных зарубежных странах главой государства по общему правилу выступает либо выборный президент, либо наследственный монарх. Весьма редко встречаются монархи, замещающие свой пост на основе выборов (например, в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах). В некоторых  странах Латинской Америки, Азии и Африки лица, занимающие пост главы  государства и именуемые президентами, не избирались, а были назначены  военными округами или иными политическими  группировками в результате государственных  переговоров.

В значительной части развитых государств единоличным главой государства  остается монарх. Почти половина всех западноевропейских стран сохраняет  монархическую форму правления (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия и др., в 1947 г. реставрирована монархия в Испании). Своеобразен институт монархического главы государства  в бывших доминионах (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Главой государства  здесь формально является британский монарх, представленный генерал-губернатором, хотя условия назначения (избрания) и объем полномочий последнего определяются национальным законодательством и  зависят от расстановки политических сил в стране.

Преобладающая тенденция  в освободившихся странах - отказ  от монархической формы правления  и замена наследственного главы  государства выборным президентом. По этому пути пошло подавляющее  большинство бывших британских доминионов в Азии и Африке (Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Кения, Нигерия и др.) Ликвидированы  монархии в Ливии, Южном Йемене, Эфиопии, Афганистане и других странах.

Вместе с тем институт монархического главы государства  продолжает играть значительную роль во многих странах Востока. Для этих стран характерна активная роль монарха  в руководстве и управлении делами государства. В его руках сосредоточена  исполнительная власть. Он обладает большими полномочиями в законодательной  и судебной областях. Таково, в частности  положение главы государства  в дуалистических монархиях (например, в Марокко, Иордании, Кувейте). Неограниченной властью располагает глава государства  в абсолютной монархии. Иногда монарх является не только светским, но и религиозным главой подданных (теократическая монархия в Саудовской Аравии).

Сохранение монарха в  качестве единоличного главы государства  в ряде зарубежных стран отражает заинтересованность их правящих кругов в использовании института, который  в наименьшей степени подвержен  влиянию конъюнктурных изменений  в расстановке сил и формирование которого не связано с риском проведения выборов.

Несмотря на высокую степень  приспособляемости, монархия в современном  мире все больше утрачивает свои позиции. В странах, в которых антифеодальные революции прошлого приобретали  наиболее радикальный характер, а  также в странах, в которых  последующее общедемократическое  или национально-освободительное  движение достигало большого подъема, институт наследственного монарха  обычно уступал свое место институту  выборного президента. В настоящее  время выборный президент является главой государства в подавляющем  большинстве зарубежных стран (США, Франция, ФРГ, Италия, Португалия, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Индия, Шри-Ланка  и др. Институт единоличного главы  государства получил распространение  в странах Восточной Европы и  в странах СНГ).

Сохранение монарха в  качестве единоличного главы государства  в значительной части стран мира обусловлено конкретно историческими  причинами. Очень важную роль в сохранении этого института единоличного и  наследственного правления играют исторические традиции, особенности  национальной культуры и национального  правосознания. Речь в данном случае идет о приверженности не столько  определенной личности, нередко сама особа монарха может и не пользоваться большой популярностью, а о приверженности институту, который рассматривается  как один из атрибутов национальной государственности. Немаловажную роль играет и то обстоятельство, что  монарх нередко рассматривается  общественным мнением как политически  нейтральная фигура, стоящая выше столкновений различных политических сил или даже как своего рода арбитр при конфликтах между законодательной  и исполнительной властями. Определенную заинтересованность в сохранении института  монарха проявляет и политическая элита, особенно в тех случаях, когда  это позволяет исключить риск политической борьбы и политических неожиданностей при замещении института  главы государства.

2.1 Глава государства - монарх

Монарх рассматривается  правовой доктриной и нередко  законодательством как верховный  представитель, а в ряде стран  и как верховный носитель государственной  власти. По его уполномочию формально  действует правительство, состоящее  из министров обороны; от его имени  издаются законы; его именем выносятся  судебные постановления. Важнейшие  сферы государственной деятельности формально резервируются за монархом, образуя королевскую прерогативу.

Действительное положение  монарха в подавляющем большинстве  государств значительно отличается от формально прокламируемого в  законе. Реальное сосредоточение всей полноты государственной власти в его руках имеет место  лишь в тех странах, в которых  приверженность демократическим традициям  и ценностям отсутствует, а власть сосредоточена в руках феодальной или трибальной верхушки.

Монарх в дуалистической и тем более в абсолютной монархии занимает центральное положение  во всей системе государственных  органов. По своему усмотрению монарх назначает и смещает правительство, даже если предусмотрена формальная ответственность последнего перед  парламентом.

Глава государства в значительной мере контролирует формирование и деятельность парламента. Нередко члены парламента или часть парламентариев назначаются  монархом. Он пользуется правом досрочного роспуска парламента или одной из его палат и правом вето на принимаемые  последним законопроекты.

Монарх является верховным  руководителем вооруженных сил. Он назначает на все высшие военные  и гражданские должности, включая  судей. В ряде стран его власть практически не знает правовых ограничений.

В дуалистической, так же как в абсолютной, монархии глава  государства реально осуществляет полномочия по руководству и управлению страной и играет решающую роль в  определении внутренней и внешней  политики государства. Однако формально  его полномочия могут быть ограничены конституцией, а законодательная  власть поделена с парламентом (дуализм).

Заметно отличается от описанного выше фактическое положение монарха  в парламентарных монархиях. В некоторых  из них, например в Японии (по конституции 1947 г.) или Швеции (по конституции 1974 г.), полномочия монарха подверглись  существенному ограничению даже в формально-юридическом плане. Император  Японии Хирохито, хотя и сохранил свой престол после окончания второй мировой войны, вынужден был публично отвергнуть миф о своем божественном происхождении. Японская конституция  характеризует императора как символ единства нации, но не содержит прямых указаний на признание за ним качества главы государства. Император осуществляет только такие действия, относящиеся  к делам государства, которые  предусмотрены конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с  осуществлением государственной власти Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. - 3-е изд./Сост. Проф. В.В. Маклаков. - М.: Бек, 2000. - с.382. Заметный шаг в сторону ограничения  королевской власти делает и последняя  Конституция Швеции. Важнейшие полномочия, касающиеся взаимоотношений короля с Риксдагом и правительством, переданы либо самому парламенту, либо правительству и премьер-министру. В подавляющем большинстве других парламентарных монархий глава государства  номинально, по закону наделен исключительно  важными прерогативами, однако на практике они осуществляются иными государственными органами, прежде всего руководителем  правительства. Монарх, таким образом, должен действовать по совету своих  министров, которые и несут политическую ответственность за эти действия. Не имея власти, монарх, бесспорно обладает влиянием, которое позволяет ему  участвовать в процессе выработки  и принятия решений.

Информация о работе Полномочия глав государств зарубежных стран