Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ места и роли главы государства в зарубежных странах.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и основные признаки глав государств;
- рассмотреть виды глав государств в зарубежных странах;
- рассмотреть функции глав государств в зарубежных странах;
- на примере США и Великобритании раскрыть отличительные особенности полномочий глав государств.
Введение
Глава 1. Общая характеристика института главы государства в зарубежных странах
§1. Понятие и основные признаки глав государств
§2. Виды глав государств
2.1 Глава государства - монарх
2.2 Глава государства - президент
Глава 2. Полномочия глав государств в зарубежных странах
§1. Полномочия в области государственного управления
§2. Внешнеполитические полномочия
§3. Полномочия в судебной области
§4. Чрезвычайные полномочия
Глава 3. Сравнительная характеристика полномочий глав государств на примере Великобритании и США
Заключение
Список использованной литературы
Влиянию монарха в немалой
мере способствует его информированность
об общем состоянии страны. Например,
королева Великобритании регулярно
заслушивает отчет премьер-
Практика политической жизни
ряда парламентарных монархий знает
отдельные случаи прямого вмешательства
монарха в процесс формирования
правительства и определения
целей правительственной
Формальный нейтрализм монарха
в политической области нередко
маскирует его активное сотрудничество
с консервативными, а то и реакционными
кругами. Это подтверждают и практика
функционирования монархии в период
существования фашистского
Монарх не несет парламентской ответственности за свою деятельность (одно из редких исключений составляет монарх в Бутане). Это объясняется действием презумпции, согласно которой монарх поступает в соответствии с советами своих министров, которые и несут за них ответственность.
Монарх обладает особыми льготами, правами и привилегиями. К их числу, в частности, относятся право на титул, особые регалии и знаки царской власти, особо почетную встречу, неподсудность по уголовным и гражданским делам, освобождение от налогообложения. Содержание монарха, царствующего дома и двора оплачивается за счет средств государственного бюджета (так называемый цивильный лист, принимаемый в форме закона парламентом). Конституции ряда государств провозглашают особу монарха «священной и неприкосновенной» (Марокко).
Нередко монарх и королевская семья владеют огромным личным состоянием, размеры которого обычно не сообщаются и составляют государственную тайну.
2.2 Глава государства - президент
Главой государства в
республиканских странах
В президентской республике глава государства играет гораздо большую роль, нежели в парламентарной, а во многих освободившихся странах с однопартийной системой президент, будучи лидером правящей партии, обладает полномочиями, которые на практике далеко выходят за рамки, очерченные конституцией.
Президент парламентарной республики
не располагает правительственной
властью и активного участия
в управлении государственными делами
не принимает. Он выполняет функции
преимущественно
Во всех случаях, когда
глава государства в
Исключительно важную роль
в руководстве и управлении государственными
делами играет президент в странах,
где он наделен правительственной
властью и формально является
единоличным носителем
Глава государства в президентских
республиках наделяется широкими полномочиями
в области политического
Стремление к расширению
президентской власти нередко приводит
к острым столкновениям между
главой государства и представительным
учреждением, в ходе которых победа
не всегда оказывается на стороне
президента. Нередки случаи, когда
парламент под давлением
Весьма значительными
собственными полномочиями обладает глава
государства в республиках со
смешанными формами правления. Так,
президент Французской
Глава 2. Полномочия глав государств в зарубежных странах
§1. Полномочия в области государственного регулирования
Глава государства играет важную роль в формировании правительства. Однако степень его воздействия на правительственную политику и круг реально осуществляемых в области государственного управления полномочий значительно различаются.
В парламентарных республиках
и монархиях глава государства
не может назначить правительство,
которое не располагает поддержкой
парламентского большинства. Соответственно
замещение поста премьер-
В странах, в которых глава
государства наделен
В президентских и
В странах, в которых глава
правительства выступает как
единоличный носитель исполнительной
власти, он играет решающую роль в определении
программы правительственной
Полномочия главы государства
в области правительственной
деятельности включают в себя руководство
административным аппаратом и вооруженными
силами. Он производит назначения на высшие
военные и гражданские
§2. Внешнеполитические полномочия
Хотя конституции различных
стран зачастую и наделяют главу
государства весьма широкой компетенцией,
реальный объем его полномочий на
практике зависит от особенностей функционирования
государственного механизма, партийной
системы, конкретной политической ситуации,
определяемой соотношением сил внутри
страны. Однако именно за ним сохранены
функции верховного представительства
государства. С представительскими
функциями связаны
Глава государства является высшим представителем страны в сфере внешних отношений. Выезжая с официальными визитами за границу, он пользуется правом на особо торжественный прием, ему предоставляется целый ряд привилегий. Дипломатическая практика в этом отношении обычно не делает различий между монархом и президентом.
Объем внешнеполитических полномочий
главы государства определяется
действующим законодательством, а
уровень и степень их реального
осуществления зависят от сложившейся
политической практики, обычаев и
традиций политической жизни. Так, Конституция
Франции 1958 г. (а по ее образцу и
основные законы франкоязычных стран
Африки) весьма детально регулирует внешнеполитические
полномочия президента. В конституциях
же латиноамериканских стран эти
функции лишь упоминаются в самой
общей форме. В странах-членах Содружества
полномочия главы государства в
сфере внешней политики обычно вообще
специально не оговариваются. Это объясняется
влиянием британской конституционно-правовой
доктрины, которая относит функции
управления внешней политикой к
традиционным полномочиям короны. Указанные
различия на практике не играют решающей
роли, поскольку степень
В США президент традиционно располагает в рассматриваемой сфере весьма значительными полномочиями, которые основываются не столько на тексте Конституции, сколько на решениях Верховного суда, доктрине «внешнего суверенитета». Последний в отличие от внутреннего суверенитета не является производным от передачи полномочий со стороны штатов, а вытекает из самого акта образования федерации. В странах с парламентарными формами правления реальная внешнеполитическая прерогатива главы государства обычно сводится лишь к формальному представительству страны в международных отношениях.
Наиболее значимые международные
договоры, подписываемые главой государства,
обычно подлежат ратификации, что связано
с принятием специального решения
парламентом (одной из его палат).
В США достаточное
При установлении реальных
внешнеполитических полномочий главы
государства нельзя исходить только
из конституционного текста. В Основном
законе ФРГ они определяются, например,
значительно шире, нежели в американской
Конституции, хотя действительность прямо
противоположна. Решающее значение имеет
практика функционирования конституционного
механизма. В странах с парламентарными
формами правления все
Информация о работе Полномочия глав государств зарубежных стран