Полномочия глав государств зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ места и роли главы государства в зарубежных странах.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и основные признаки глав государств;
- рассмотреть виды глав государств в зарубежных странах;
- рассмотреть функции глав государств в зарубежных странах;
- на примере США и Великобритании раскрыть отличительные особенности полномочий глав государств.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика института главы государства в зарубежных странах
§1. Понятие и основные признаки глав государств
§2. Виды глав государств
2.1 Глава государства - монарх
2.2 Глава государства - президент
Глава 2. Полномочия глав государств в зарубежных странах
§1. Полномочия в области государственного управления
§2. Внешнеполитические полномочия
§3. Полномочия в судебной области
§4. Чрезвычайные полномочия
Глава 3. Сравнительная характеристика полномочий глав государств на примере Великобритании и США
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр.docx

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Влиянию монарха в немалой  мере способствует его информированность  об общем состоянии страны. Например, королева Великобритании регулярно  заслушивает отчет премьер-министра о заседаниях кабинета и получает непосредственно все депеши дипломатических  представителей этой страны за рубежом  и информационных агентств. По степени  осведомленности о внутри- и внешнеполитическом положении Великобритании монарх значительно  превосходит обычного члена правительства. Аналогично положение и в некоторых  других странах. Информационный характер носят заседания государственного совета, то есть правительства под  председательством монарха, в Скандинавских  странах.

Практика политической жизни  ряда парламентарных монархий знает  отдельные случаи прямого вмешательства  монарха в процесс формирования правительства и определения  целей правительственной политики. Об этом, в частности, свидетельствует  опыт Бельгии, Голландии, Дании, возрожденной монархии в Испании. Так, в обязанности  короля в Испании включаются предложение  кандидата в председатели Правительства  и, в случае необходимости, когда  это установлено условиями конституции, его назначение и прекращение  его функций Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. - 3-е  изд./Сост. Проф. В.В. Маклаков. - М.: Бек, 2000. - с.185.

Формальный нейтрализм монарха  в политической области нередко  маскирует его активное сотрудничество с консервативными, а то и реакционными кругами. Это подтверждают и практика функционирования монархии в период существования фашистского режима в Италии, и тесное сотрудничество бельгийского короля с нацистскими  оккупантами в годы второй мировой  войны, и содействие, оказанное греческим  королем перевороту черных полковников» в 1967 г.

Монарх не несет парламентской  ответственности за свою деятельность (одно из редких исключений составляет монарх в Бутане). Это объясняется  действием презумпции, согласно которой  монарх поступает в соответствии с советами своих министров, которые  и несут за них ответственность.

Монарх обладает особыми  льготами, правами и привилегиями. К их числу, в частности, относятся  право на титул, особые регалии и  знаки царской власти, особо почетную встречу, неподсудность по уголовным  и гражданским делам, освобождение от налогообложения. Содержание монарха, царствующего дома и двора оплачивается за счет средств государственного бюджета (так называемый цивильный лист, принимаемый в форме закона парламентом). Конституции ряда государств провозглашают  особу монарха «священной и неприкосновенной» (Марокко).

Нередко монарх и королевская  семья владеют огромным личным состоянием, размеры которого обычно не сообщаются и составляют государственную тайну.

2.2 Глава государства - президент

Главой государства в  республиканских странах является, как правило, выборный президент. Его  реальный статус и действительная политическая роль в решающей степени зависит  от разновидности республиканской  формы правления и особенностей политического режима. Президент  может занимать различное положение  в системе государственной власти: Быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и  исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим  руководителем правительства при  наличии особой должности административного  премьер-министра (Египет, Франция). Президент  избирается на определенный срок: три  года в Латвии, четыре года в США, пять - в Бразилии, шесть - в Египте, семь - во Франции. Он может быть переизбран на один срок (США), переизбрание вообще не допускается (Мексика), может быть переизбран неограниченное число раз (Франция). В прошлом в некоторых  странах президенты провозглашались  пожизненными (КНДР, Тунис и др.). Пожизненным президентом был  И. Броз Тито в Югославии, в конституции  которой говорилось, что президент  избирается, но это правило не распространялось на Тито.

В президентской республике глава государства играет гораздо  большую роль, нежели в парламентарной, а во многих освободившихся странах  с однопартийной системой президент, будучи лидером правящей партии, обладает полномочиями, которые на практике далеко выходят за рамки, очерченные конституцией.

Президент парламентарной республики не располагает правительственной  властью и активного участия  в управлении государственными делами не принимает. Он выполняет функции  преимущественно представительского характера, хотя, в зависимости от конкретной политической обстановки, и особенно если он принадлежит к  руководству правящей партии, может  оказывать весьма значительное влияние  на ход государственных дел. Иногда президент принадлежит к оппозиционной  партии. Такое положение имело  место в отдельные периоды  в Италии, ФРГ, Австрии.

Во всех случаях, когда  глава государства в парламентарной республике наделен по закону более  или менее значительными полномочиями, их осуществление на практике находится  в ведении правительства. Акты президента в действительности исходят от правительства. Они нуждаются в скреплении подписью премьер-министра или заинтересованного  министра, что служит обязательным условием их действительности.

Исключительно важную роль в руководстве и управлении государственными делами играет президент в странах, где он наделен правительственной  властью и формально является единоличным носителем исполнительной власти. Он как бы совмещает в  одном лице полномочия главы государства  и главы правительства. Подобное положение типично прежде всего  для президентских республик (США, ряд стран Латинской Америки  и др.). Очень большой властью  обладает президент во многих освободившихся странах.

Глава государства в президентских  республиках наделяется широкими полномочиями в области политического руководства. Он располагает определенными средствами воздействия на законодательный  процесс, обладает распорядительной властью, важными прерогативами в области  руководства вооруженными силами и  гражданской администрацией.

Стремление к расширению президентской власти нередко приводит к острым столкновениям между  главой государства и представительным учреждением, в ходе которых победа не всегда оказывается на стороне  президента. Нередки случаи, когда  парламент под давлением общественности вынужден заниматься расследованием противоправных злоупотреблений администрации.

Весьма значительными  собственными полномочиями обладает глава  государства в республиках со смешанными формами правления. Так, президент Французской республики при назначении премьер-министра, досрочном  роспуске Национального собрания, использовании  чрезвычайных полномочий и осуществлении  некоторых других мер формально  принимает решение самостоятельно, и издаваемый им акт не нуждается  в контрасигнации Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. - 3-е изд./Сост. Проф. В.В. Маклаков. - М.: Бек, 2000. - с.36. На практике, однако, полнота власти президента зависит от расстановки политических сил, поскольку правительство должно пользоваться поддержкой парламентского большинства

Глава 2. Полномочия глав государств в зарубежных странах

§1. Полномочия в области государственного регулирования

Глава государства играет важную роль в формировании правительства. Однако степень его воздействия  на правительственную политику и  круг реально осуществляемых в области  государственного управления полномочий значительно различаются.

В парламентарных республиках  и монархиях глава государства  не может назначить правительство, которое не располагает поддержкой парламентского большинства. Соответственно замещение поста премьер-министра руководителем политической партии, победившей на парламентских выборах, происходит почти автоматически. Так, в Великобритании на пост премьер-министра монарх может назначить только лидера партии, одержавшей победу на выборах  в Палату общин. Монарх связан результатами выборов. Однако если ни одна из партий не получила большинства мест в парламенте или если внутри партии нет общепризнанного  лидера, то роль главы государства  в формировании правительства заметно  возрастает. Он получает возможность  маневрирования и может отдать предпочтение одному из кандидатов. Значительна  роль главы государства в формировании правительства в странах, где  обычно ни одна из партий не располагает  большинством в парламенте.

В странах, в которых глава  государства наделен правительственной (исполнительной) властью, его полномочия в области государственного управления значительно более широки.

В президентских и монократических  республиках (США, многие страны Латинской  Америки, значительная часть развивающихся  стран) президент является единоличным  носителем правительственной власти. Члены правительства рассматриваются  обычно как помощники и советники  президента, им назначаются и увольняются. В США подобные назначения производятся «по совету и с согласия сената», причем необходимо большинство в 2/3 голосов. Однако случаи отказа в утверждении  кандидатур, предложенных президентом, сравнительно редки. Правило парламентского большинства в этих государствах не действует. Более того, президент  может принадлежать к партии, которая  не располагает большинством в парламенте или одной из палат.

В странах, в которых глава  правительства выступает как  единоличный носитель исполнительной власти, он играет решающую роль в определении  программы правительственной деятельности; ему принадлежит право принятия окончательных решений. От имени  главы государства и за его  подписью издаются важнейшие акты исполнительной власти.

Полномочия главы государства  в области правительственной  деятельности включают в себя руководство  административным аппаратом и вооруженными силами. Он производит назначения на высшие военные и гражданские должности. В США, например, смена президента приводит, как правило, к замене или  перестановке от 2,5 до 3 тысяч руководящих  чинов в правительственной администрации. Фактически продолжает действовать  «система добычи», хотя ее и именуют  сегодня «системой заслуг».

§2. Внешнеполитические полномочия

Хотя конституции различных  стран зачастую и наделяют главу  государства весьма широкой компетенцией, реальный объем его полномочий на практике зависит от особенностей функционирования государственного механизма, партийной  системы, конкретной политической ситуации, определяемой соотношением сил внутри страны. Однако именно за ним сохранены  функции верховного представительства  государства. С представительскими функциями связаны внешнеполитические полномочия главы государства, к  которым, в частности, относятся  верховное представительство страны во внешних сношениях, назначение и  отзыв ее дипломатических представителей за рубежом, участие в международных  переговорах и подписание международных  договоров.

Глава государства является высшим представителем страны в сфере  внешних отношений. Выезжая с  официальными визитами за границу, он пользуется правом на особо торжественный  прием, ему предоставляется целый  ряд привилегий. Дипломатическая  практика в этом отношении обычно не делает различий между монархом и президентом.

Объем внешнеполитических полномочий главы государства определяется действующим законодательством, а  уровень и степень их реального  осуществления зависят от сложившейся  политической практики, обычаев и  традиций политической жизни. Так, Конституция  Франции 1958 г. (а по ее образцу и  основные законы франкоязычных стран  Африки) весьма детально регулирует внешнеполитические полномочия президента. В конституциях же латиноамериканских стран эти  функции лишь упоминаются в самой  общей форме. В странах-членах Содружества  полномочия главы государства в  сфере внешней политики обычно вообще специально не оговариваются. Это объясняется  влиянием британской конституционно-правовой доктрины, которая относит функции  управления внешней политикой к  традиционным полномочиям короны. Указанные  различия на практике не играют решающей роли, поскольку степень самостоятельности  главы государства в осуществлении  внешнеполитических функций определяется, прежде всего, формой правления, практикой  функционирования государственного механизма  в той или иной стране.

В США президент традиционно  располагает в рассматриваемой  сфере весьма значительными полномочиями, которые основываются не столько  на тексте Конституции, сколько на решениях Верховного суда, доктрине «внешнего  суверенитета». Последний в отличие  от внутреннего суверенитета не является производным от передачи полномочий со стороны штатов, а вытекает из самого акта образования федерации. В странах с парламентарными  формами правления реальная внешнеполитическая прерогатива главы государства  обычно сводится лишь к формальному  представительству страны в международных  отношениях.

Наиболее значимые международные  договоры, подписываемые главой государства, обычно подлежат ратификации, что связано  с принятием специального решения  парламентом (одной из его палат). В США достаточное распространение  получила практика подписания так называемых исполнительных соглашений, не требующих  утверждения Сенатом. Президент  обязан лишь предоставлять последнему такие соглашения для общего ознакомления.

При установлении реальных внешнеполитических полномочий главы  государства нельзя исходить только из конституционного текста. В Основном законе ФРГ они определяются, например, значительно шире, нежели в американской Конституции, хотя действительность прямо  противоположна. Решающее значение имеет  практика функционирования конституционного механизма. В странах с парламентарными  формами правления все полномочия главы государства осуществляются правительством и его руководителем. В республиках со смешанной формой правления в зависимости от расстановки  политических сил возможно как единоличное  руководство внешней политикой  со стороны главы государства, так  и определенное разделение полномочий между ним и главой правительства. В президентских республиках  глава государства занимает явно доминирующие позиции в области  руководства и управления внешними делами. Таким образом, национальная практика в области осуществления  внешнеполитических полномочий отличается значительным разнообразием. Тенденции  к концентрации оперативного руководства  внешними сношениями противостоит в  демократических странах тенденция  к сохранению возможности контроля за ее проведением другими высшими  органами. Поэтому, даже в президентских  республиках, где глава государства  располагает обширными полномочиями в области руководства внешней  политикой, его возможности в  определенной степени лимитированы. Только в странах с монократическими режимами, деспотическим или абсолютистским правлением какое-либо «конкурирующее»  участие других государственных  органов в осуществлении внешних  функций государства практически  отсутствует.

Информация о работе Полномочия глав государств зарубежных стран