Действующее законодательство,
корректируемое практикой построения
и функционирования государственного
механизма, позволяет выделить и
очертить компетенцию главы государства
в сфере внешних сношений. Это
во-первых, верховное представительство
страны в международных отношениях.
Любое выступление, заявление или
акция главы государства, независимо
от наличия специальных полномочий,
обязывают государство. С этим же
связано и право непосредственного
обращения к главам иностранных
государств. Это право может осуществляться
как путем посланий, так и посредством
личных встреч. Практика свидетельствует
о том, что все более активный
характер приобретают личные контакты,
визиты и встречи глав государств.
При выезде главы государства
с официальным визитом за рубеж
он имеет право на почетную встречу
и пользуется особыми льготами и
привилегиями.
Во-вторых, глава государства
назначает руководителя ведомства
иностранных дел и дипломатических
представителей страны за рубежом. В
США такие назначения производятся
формально «по совету и с согласия
Сената», в большинстве других стран
- по решению правительства. Глава
государства скрепляет своей
подписью верительные и отзывные
грамоты. При нем аккредитуются
иностранные дипломатические представители.
В-третьих, в ряде стран
глава государства дает указания
о подготовке и проведении переговоров,
участвует лично в наиболее важных
из них и подписывает международные
договоры или другие международно-правовые
акты. Его обязаны информировать
о проведении переговоров и подписании
актов, не требующих ратификации
Сенатом, президент должен представлять
их в определенные сроки Сенату для
ознакомления. Глава государства
скрепляет своей подписью ратификационные
грамоты, однако наиболее важные международные
договоры ратифицируются на основе решения
парламента (либо одной из его палат).
В США решение о ратификации
принимает только верхняя палата
Конгресса квалифицированным большинством
в две трети голосов. Во Франции
ратификация производится президентом
на основе уполномочивающего закона,
принимаемого парламентом.
В-четвертых, к компетенции
главы государства во многих странах
отнесено объявление войны и заключение
мира. Особая значимость этого полномочия
привела к тому, что в большинстве
стран оно осуществляется на основе
решения парламента или правительства.
Специфическая особенность
ряда конституции (прежде всего латиноамериканских)
состоит в том, что они запрещают
главе государства покидать территорию
страны без специального разрешения
парламента. Такой несанкционированный
выезд обычно рассматривается как
халатное оставление президентом своего
государственного поста. Согласно, например,
ст.139 Конституции Коста-Рики 1949 г. президент
должен получить у парламента разрешение
покинуть территорию страны всякий раз
за исключением визитов в страны
Центральной Америки или Панаму,
не превышающих 10 дней Конституционное
право зарубежных стран: Учебник / Под
ред. А.С. Автономова. - М.: Юриспруденция,
2003. - с.201. Причем данное положение должно
соблюдаться и бывшим президентом
в течение года после его ухода
с поста главы государства.
§3. Полномочия в судебной
области
Государственно-правовая доктрина
и конституционное законодательство
почти всех стран мира провозглашают
независимость судебной власти. Вместе
с тем за главой государства сохраняются
значительные полномочия, позволяющие
оказывать серьезное влияние
на деятельность судейского механизма.
Важнейшими полномочиями
в этой области являются:
- назначение на судебные
или высшие судебные должности;
- председательствование
в высших консультативных учреждениях,
которые ведают дисциплинарными
и отчасти административными
вопросами, относящимися к судейскому
корпусу;
- осуществление прав помилования.
Так, в Австрии в соответствии
с п.2 «в» ст.65 Конституции 1920 г. президенту
принадлежит право в отдельных
случаях осуществлять «помилование
лиц, осужденных вступившим в законную
силу приговором суда, смягчение и
замену назначенных судами наказаний,
смягчение правовых последствий
и погашение судимости в порядке
помилования, прекращение уголовного
судопроизводства в отношении лиц,
преследуемых в официальном порядке
за уголовно наказуемые деяния». В ряде
стран санкция главы государства
может также требоваться для
приведения в действие приговора
о смертной казни (это в частности,
предусмотрено ст.39 Конституции
Иордании 1952 г.).
Так, в США президент
«по совету и с согласия Сената»
назначает членов Верховного суда,
который представляет собой не только
высшую судебную инстанцию общей
юрисдикции, но и орган конституционного
надзора.
§4. Полномочия в
законодательной области и чрезвычайные полномочия
Возможность и степень
участия главы государства в
законодательном процессе неодинаковы
в различных группах стран. Конституционное
право конкретных стран по-разному
определяет методы и формы участия
главы государства в законодательном
процессе. В ряде случаев президенту
или монарху предоставляется
в ограниченной форме право законодательной
инициативы, которое обычно осуществляется
в виде посланий (у монарха - тронная
речь). Главы парламентарных государств
редко используют свое право обращения
к парламенту с посланиями; в президентских
же республиках послания являются программой
законодательной деятельности для
парламента. Правами досрочного роспуска
парламента (нижней палаты), созыва чрезвычайных
сессий, возвращения законопроекта
для повторного обсуждения, передачи
его в орган конституционного
надзора, законодательной инициативы
в конституционной сфере обладает
глава государства в республиках
со смешанной формой правления. Степень
реальности осуществления этих прав
хотя и зависит от расстановки
сил в парламенте, однако остается
в целом значительно более
высокой, нежели при парламентарной
форме правления.
Конституционная теория в
ряде государств рассматривает главу
государства как непременного участника
законодательного процесса. Конституции
некоторых стран (Индия, Канада, Австралия
и др.) включают главу государства
в состав парламента как его органическую
часть. Юридическим выражением этой
концепции является тот факт, что
законопроект получает силу только тогда,
когда он санкционируется главой
государства. Отказ дать санкцию - вето
влечет за собой ряд серьезных
правовых последствий.
Различают две основные разновидности
вето: абсолютное и отлагательное (относительное).
Абсолютное вето означает окончательное
отклонение главой государства законопроекта,
одобренного парламентом. На практике
абсолютное вето, признанное в большинстве
монархических государств (исключение
составляют Япония и Норвегия), в
настоящее время не используется.
Отлагательное вето представляет собой
право главы государства на возвращение
переданного ему на подпись законопроекта
для повторного обсуждения в парламенте.
Отлагательное вето в руках президента
президентской республики является
мощным действенным орудием, с помощью
которого глава исполнительной власти
активно вмешивается в законодательный
процесс
Наряду с полномочиями,
позволяющими оказывать общее влияние
на законодательную деятельность парламента,
глава государства зачастую наделяется
правом издавать собственные нормативные
акты. В странах с парламентарными
формами правления такие полномочия
осуществляются строго по совету правительства,
которое и несет за них ответственность.
Президент Индии, например, в соответствии
со ст.123 Конституции 1950 г. вправе издавать
указы во время перерыва в работе
парламента. Указ президента имеет
такую же силу, как и парламентский
акт, однако каждый такой указ должен
быть представлен палатам парламента
и прекращает свое действие по прошествии
шести недель с момента его
созыва, если до истечения этого
периода обе палаты не примут резолюцию,
отменяющую его. В странах же, где
глава государства наделен реальной
исполнительной властью, он самостоятельно
издает нормативные акты, которые
зачастую не нуждаются в министерской
контрассигнации.
Конституции зачастую наделяют
главу государства достаточно широкими
полномочиями по урегулированию чрезвычайных
ситуаций, особенно в странах с
сильной президентской властью.
К ним, в первую очередь, относится
введение чрезвычайного положения
(обычно по предварительной или незамедлительной
последующей консультации с парламентом,
Верховным судом либо иным соответствующим
органом). Чрезвычайное положение имеет
довольно много разновидностей: осадное
положение, военное положение, состояние
повышенной опасности и т.п. Характеризующая
их общая черта - это приостановка
действия конституционных гарантий,
ограничение полномочий представительных
учреждений, расширение власти административных
или военно-политических органов, временное
верховенство декретов главы государства
над текущим законодательством.
По Конституции Шри-Ланки 1978 г. подобные
декреты президента могут «отменять,
изменять или приостанавливать действие
любого закона, за исключением положений
Конституции» Конституционное право
зарубежных стран: учебник/Под ред.
А.С. Автономова - М.: Юриспруденция, 2003.
- с. 208. В соответствии с Конституцией
Франции 1958 г., президент при наличии
исключительных обстоятельств вправе
принимать любые меры, диктуемые
такими обстоятельствами (ст.16) Конституции
зарубежных государств: Учебное пособие.
- 3-е изд./Сост. Проф. В.В. Маклаков. - М.:
Бек, 2000. - с.36.
В некоторых парламентарных
государствах (Испания, Швеция, Япония
и др.) глава государства может
быть лишен каких-либо чрезвычайных
полномочий. В этом случае такими полномочиями
наделяются правительство и парламент.
Глава 3. Сравнительная
характеристика полномочий
глав государств
на примере Великобритании и США
В странах современного мира
реальная власть главы государства
обычно зависит не столько от объема
принадлежащих ему конституционных
полномочий, сколько от формы правления,
характера политического режима,
соотношения сил в стране в
тот или иной период времени.
Так, Великобритания - парламентарная
монархия, главой государства является
монарх, унаследовавший свою должность
бессрочно. США - президентская республика,
главой государства является выборный
президент.
Срок полномочий президента
США определен в четыре года, согласно
22-й поправке, принятой в 1951 г., президент
не может избираться более двух раз
и исполнять свои обязанности
дольше восьми лет.
Полномочия глав государств
США и Великобритании существенно
отличаются:
1. В сфере государственного
регулирования: в условиях двухпартийной
системы Великобритании монарх
практически лишь ратифицирует
выбор главы правительства, сделанный
сначала соответствующей политической
партией, которая избрала своего
лидера, а затем - избирателями, проголосовавшими
на выборах за ту или иную
партию. В США президент является
главой государства и главой
правительства одновременно. Он
самостоятельно назначает и смещает
членов кабинета, определяет его
политику и структуру. В США
Президентом назначаются все
высшие государственные должностные
лица (их примерно 300, включая министров,
судей Верховного суда и иных
федеральных судов, руководителей
ведомств, послов и др.) Данные
назначения должны быть затем
одобрены Сенатом.
2. Государственное право
конкретных стран по-разному определяет
методы и формы участия главы
государства в законодательном
процессе. В США послания президента
являются программой законодательной
деятельности для парламента. В
законодательной практике Соединенных
Штатов применяются три вида
президентских посланий - послание
о состоянии Союза, экономический
доклад и послание по бюджету.
Каждое из них представляет
собой законодательную программу
для конгресса. С точки зрения
чисто юридической президентские
послания не имеют никакой
обязательной силы, но на практике
их воздействие на конгресс
достаточно велико. Конституция
Великобритании включает главу
государства в состав парламента
как его органическую часть.
Формально монарх Великобритании
обладает правом абсолютного
вето, однако, фактически не применяется.
Так, в законодательной области
с 1708 г. монарх ни разу не
отказал в санкционировании закона.
Согласно Конституции США Президент
может наложить вето на любой
билль Конгресса в течение
10 дней с момента его получения.
Реальная сила вето в США
настолько велика, что Президент
имеет возможность эффективно
влиять на законодательный процесс
посредством одной лишь угрозы
его применения.
3. Внешнеполитические полномочия:
Монарх Великобритании представляет
государство на международной
арене, но согласует свои действия
с внешнеполитическим курсом
Правительства. В США руководство
внешней политикой по конституции
сосредоточено в руках президента.
Эти полномочия фактически закрепляют
за президентом роли главного
дипломата страны. Президент также
наделен правом заключать международные
договоры в форме исполнительных
соглашений, которые не требуют
ратификации сената. Ему принадлежит
право признавать или не признавать
иностранные правительства. Право
объявлять войну, формировать
и обеспечивать армию, создавать
и содержать флот, по конституции
закреплено за Конгрессом. Конституционное
право Конгресса объявлять войну
было нарушено Президентом Д.
Полком в 1845 г., когда Соединенные
Штаты начали войну против
Мексики. В 1898 г. президент В.
Мак-Кинли без ведома Конгресса
начал войну с Испанией, которая
была санкционирована Капитолием
лишь после ее окончания. После
второй мировой войны Президент
США без официального объявления
начал военные действия в Корее,
вел необъявленную войну во
Вьетнаме. В 1983 г. вооруженные
силы США осуществили вооруженную
интервенцию в Гренаду, в 1986
г. бомбили Ливию. Библиотека
Конгресса подсчитала, что США более 200
раз использовали свои вооруженные силы
за рубежом и только в пяти случаях войну
объявлял Конгресс. Президенты США вели
необъявленные войны, используя предписание
Конституции об опережении внезапного
нападения.
4. Монарх обладает целым
рядом почетных прав и прерогатив,
совершенно не свойственных президенту.
Среди них наиболее характерны
атрибуты монархической власти -
корона, мантия, трон, скипетр и держава,
а также титул, в котором
обычно перечисляются владения
монарха и т.д. Королева Английская
в самом Соединенном Королевстве
Великобритании и Северной Ирландии
именуется так: «Елизавета Вторая
Божией милостью Королева Великобритании
и Северной Ирландии и ее
других владений и территорий
Королева, Глава Содружества, Защитница
Веры». Кроме того, царствующая
королева выполняет функцию национального
представительства страны, в некоторой
мере облегчая соответствующие
обязанности Премьер-министра. Ограничения
и даже нуллификация реальных
властных полномочий монарха
отнюдь не означают, что этот
институт становится безразличным
для действующей политической
системы. Даже бесправная монархия
нужна и полезна правящей элите.
Суть этого явления вскрыл
более ста лет тому назад
Ф.Энгельс в своем анализе Английской
Конституции. «Власть Короны на
практике сводится к нулю, - писал
он, - и если бы известный всему
свету факт еще требовал доказательств,
достаточно было бы сослаться
на то, что уже более ста
лет, как прекратилась всякая
борьба против Короны… Тем
не менее… Английская Конституция
не может существовать без
монархии. Уберите Корону - «субъективную
верхушку» - и все искусственное
сооружение рухнет. Английская Конституция
представляет собой перевернутую
пирамиду, вершина которой является
одновременно основанием. И чем
менее значительным делался монархический
элемент в действительности, тем
большее значение приобретал
он в глазах англичанина. Нигде,
как известно, особа, которая не
управляет, не пользуется большим
поклонением, чем в Англии»
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.
- с.621 - 622.