Полномочия и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 01:39, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена теме полномочия и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Выбранная тема актуальна, так как Конституционный Суд занимает важное и особое место в судебной системе РФ.
Целью данной работы является более подробно ознакомиться с деятельностью Конституционного Суда, подчеркнуть значимость данного органа для судебной системы РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конституционный суд: понятие и общие положения…………….4
§ 1. Понятие Конституционного Суда Российской Федерации……………...4
§ 2. Отличие Конституционного Суда Российской Федерации от других судов судебной системы Российской Федерации………………………………5
§ 3. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в Судебной системе Российской Федерации………………………………………………...10
Глава 2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации……………………………………………………………………….12
§ 1. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации…..12
§ 2. Структура Конституционного Суда Российской Федерации…………13
§ 3. Задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации...……………………………………………………………………...17
Глава 3. Организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации……………………………………………………………………….22
§ 1. Принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации………………………………………………………………………..22
§ 2. Принципы конституционного судопроизводства ……………………..23
§ 3. Организационные формы конституционного судопроизводства……..26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 70.88 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Государственный  университет по землеустройству»

 

Кафедра государственного права и правоохранительной деятельности

 

Курсовая работа по дисциплине: Конституционное право  Российской Федерации

 

Тема: Полномочия и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

дневного отделения

юридического факультета

группа 22 П

Алимовская Э. М.

 

Проверил:

К.ю.н., доц. Улымжиев А. Д.

 

г. Москва 2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Конституционный  суд: понятие и общие положения…………….4 
   § 1. Понятие Конституционного Суда Российской Федерации……………...4

   § 2. Отличие Конституционного  Суда Российской Федерации   от других судов судебной системы  Российской Федерации………………………………5 
   § 3. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в Судебной системе Российской Федерации………………………………………………...10 

Глава 2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации……………………………………………………………………….12

    § 1. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации…..12 
    § 2. Структура Конституционного Суда Российской Федерации…………13 
    § 3. Задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации...……………………………………………………………………...17

 

Глава 3. Организация  деятельности Конституционного Суда Российской Федерации……………………………………………………………………….22 
    § 1. Принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации………………………………………………………………………..22 
    § 2. Принципы конституционного судопроизводства ……………………..23

    § 3. Организационные формы конституционного судопроизводства……..26

 

Заключение……………………………………………………………………...30 

Список использованной литературы………………………………………..31

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена  теме полномочия и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Выбранная тема актуальна, так как  Конституционный Суд занимает важное и особое место в судебной системе  РФ.

Целью данной работы является более подробно ознакомиться с деятельностью  Конституционного Суда, подчеркнуть  значимость данного органа для судебной системы РФ.

В круг рассматриваемых вопросов включены понятие Конституционного Суда РФ, отличие этого органа от других органов судебной системы  РФ, законодательство, регулирующее организацию  и деятельность Конституционного Суда, задачи этого Суда, полномочия, принципы деятельности и другие вопросы.

В работе большое внимание будет уделено компетенции и  организации деятельности Конституционного Суда как основным вопросам данной работы.

Теоретической базой данного  исследования являются труды российских правоведов таких, как: Гаджиев Г.А., Гусева Т.А., Е. И. Козлова, Кутафин О.Е., Зорькин В.Д., Захаров В.В., Баглай М.В., Витрука Н.В., Чиркин В.Е.

Нормативно-правовая база исследования представлена Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами.

Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной дипломной работы, являются законодательные  акты Российской Федерации – Конституция  России 1993 г., Федеральный Конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г., некоторые постановления Конституционного Суда РФ.

Перейдем непосредственно  к подробному ознакомлению с перечисленными выше вопросами.

Глава 1. Конституционный  суд: понятие и общие положения.

 

§ 1. Понятие Конституционного Суда Российской Федерации

 

Конституционный Суд РФ - государственный орган, отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий конституционный контроль  посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности  Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента1.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.  Конституционный Суд РФ вынужден принимать решения о внесении исправлений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство в целях реального обеспечения конституционных принципов правосудия. С одной стороны, Конституционный Суд РФ  – орган правосудия, составная часть судебной власти с учетом своих полномочий меняет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права, с другой - Конституционный Суд РФ  как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность их ветвей власти, на установление объема их полномочий.

Главная функция  Конституционного Суда РФ  – обеспечение конституционного контроля – обусловила сущностные отличия Конституционного Суда от других судов. Конституционный Суд как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов, но при этом им не устанавливаются фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов.

Следует отметить, что Конституционный Суд не наделяется в Конституции эпитетом «верховный» или «высший», поскольку он учреждается как федеральный суд в единственном числе, а не возглавляет федеральную систему органов конституционной юстиции.

 

§ 2. Отличие Конституционного Суда Российской Федерации   от других судов судебной системы Российской Федерации  

 

Одна из наиболее важных черт статуса Конституционного Суда РФ состоит в том, что он призван решать исключительно вопросы права, что является своеобразной преградой для вторжения в политику. Суд ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Это существенно сужает правомочия Суда, но создает четкий водораздел с другими судами.

Следующей особенностью Конституционного Суда РФ является то, что в отличие от Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ в  Конституции  РФ нет прямого указания на то, что  Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом, однако, это не означает, что в судебной системе РФ он стоит ниже Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Таким образом, главная особенность и важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных  судов в том, что Конституционный  Суд РФ - это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в  установленных Конституцией и законом  форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и  исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая роль Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей2.

Как видно, само по себе отнесение  Конституционного Суда к органам  судебной власти не является достаточным  для раскрытия его правовой природы, так как он существенно отличается от других судебных органов по своей  компетенции, организации, процедуре  деятельности, характеру рассматриваемых  дел и принимаемых решений, механизму  их исполнения. Он осуществляет особый вид правосудия - конституционное  правосудие, применяя при этом особую правовую процедуру - конституционное  судопроизводство. Конституционный  Суд не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, арбитражные, административные дела, не применяет  правовые нормы к конкретным случаям  как иные суды. Он наделен функцией конституционного контроля.

Конституционное судопроизводство имеет ряд особенностей.

Во-первых, Конституционный  Суд занимается установкой фактических  обстоятельств дела только в той  мере, в какой они могут повлиять на оценку конституционности оспариваемого  закона или отдельных его положений. Поэтому задача адвоката сводится в этом вопросе к приведению убедительной правовой и научной аргументации своей позиции, к попыткам помочь суду найти оптимальное научно обоснованное решение.

В Конституционном Суде очень  ограничены возможности выбора тактики  отстаивания интересов клиента. Публичность, яркость выступления  не оказывают здесь такого влияния, как в обычных судах. Необходимо уметь моделировать ситуацию и находить решение, строго обоснованное законом.

Во-вторых, конституционный  процесс, в отличие от других видов  процессов, достаточно скоротечен. Всего  одна инстанция. Решения Конституционного Суда окончательны и не подлежат обжалованию  и опротестованию. И поэтому адвокат  лишен возможности оставить на будущее  какие-то доводы или впоследствии их чем-то дополнить. Их необходимо изложить Суду сразу - иначе можно не изложить совсем.

В-третьих, у Конституционного Суда нет прописанной процедуры  исполнения его решений, т.е. отсутствует  механизм принуждения государственных  органов и их должностных лиц  к выполнению данных решений, если они  добровольно ему не подчиняются. Нередки случаи повторных обращений  в Конституционный Суд по одному и тому же вопросу, т.к. первое решение  никем не было выполнено. Зачастую положительное  решение Конституционного Суда означает новое разбирательство, в основном судебное, того дела, по которому был  применен нормативный акт, признанный неконституционным.

В-четвертых, защита конституционных  прав и свобод в конституционном  процессе реализуется не только через  отстаивания прав конкретного человека, а в форме защиты прав и свобод всех лиц, по отношению к которым  может быть применен оспариваемый правовой акт, т.е. всегда защищаются публичные  интересы3.

Решения судов должны быть законными, справедливыми и обоснованными. Только при соблюдении этих принципов будет оправданно существование презумпции их истинности, которая должна означать, что вступившее в силу решение Конституционного Суда считается истинным до тех пор, пока оно не отменено этим судом в порядке, установленном Федеральным конституционным законом. Случаев пересмотра решений будет немного, но такая возможность в правовом государстве должна существовать. Только в этом случае стадии конституционного судопроизводства обретут системность и логическую целостность.

Предлагаем дополнить  Закон о Конституционном суде статьей 72.1 Пересмотр решения следующего содержания:

Решение Конституционного Суда Российской Федерации пересматривается по инициативе самого Суда на пленарном  заседании большинством голосов  судей.

Основаниями пересмотра являются:

1) вновь открывшиеся обстоятельства, которые не были известны на  момент принятия постановления  или заключения, при условии, что  они существенно влияют на  вынесенное Судом решение;

2) изменение норм Конституции  Российской Федерации или законодательного  акта, послуживших основанием для  принятия пересматриваемого решения;

3) существенные процессуальные  нарушения, допущенные Судом при  вынесении пересматриваемого решения  и установленные с соблюдением  требований конституционного судопроизводства".

Есть также потребность  в дополнении Закона о Конституционном  праве такой нормой: "В заседании  Конституционного Суда участвуют Председатель Высшего Арбитражного Суда, Генеральный  прокурор, Министр юстиции России и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации". (Подобная норма имелась в Законе 1991 года.)

Недостаточно разработан в законе и процессуальный статус участников конституционного судопроизводства, который, надо полагать, отнюдь не тождествен понятию и положению сторон в гражданском и уголовном судопроизводстве.

Правильное и своевременное  применение судами общей юрисдикции решений Конституционного Суда, его  правовых позиций способствует очищению действующего законодательства от конституционно ущербных норм, конституционализации судебной практики. Судьи, разрешая конкретные дела, вынуждены восполнять пробелы и разрешать противоречия действующего законодательства, создавая при этом новое судебное право. Важнейшим источником в этом процессе являются решения и правовые позиции Конституционного Суда.

Право толкования законов  и обобщения судебных казусов  стало важнейшей прерогативой судебной власти, способствующей повышению ее роли в развитии и совершенствовании  права. Учет законодателем при разработке новых законов судебной практики, в том числе формируемой решениями  Конституционного Суда, позволяет говорить о прочном становлении судебной власти в нашей стране. Думается, наступил момент, когда требуется  официальное признание судебного  правотворчества как необходимого способа формирования правовых норм, на основе которых смогут разрешаться  не только одно конкретное дело, но и  другие аналогичные дела.

Информация о работе Полномочия и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации