Полномочия и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 01:39, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена теме полномочия и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Выбранная тема актуальна, так как Конституционный Суд занимает важное и особое место в судебной системе РФ.
Целью данной работы является более подробно ознакомиться с деятельностью Конституционного Суда, подчеркнуть значимость данного органа для судебной системы РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конституционный суд: понятие и общие положения…………….4
§ 1. Понятие Конституционного Суда Российской Федерации……………...4
§ 2. Отличие Конституционного Суда Российской Федерации от других судов судебной системы Российской Федерации………………………………5
§ 3. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в Судебной системе Российской Федерации………………………………………………...10
Глава 2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации……………………………………………………………………….12
§ 1. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации…..12
§ 2. Структура Конституционного Суда Российской Федерации…………13
§ 3. Задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации...……………………………………………………………………...17
Глава 3. Организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации……………………………………………………………………….22
§ 1. Принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации………………………………………………………………………..22
§ 2. Принципы конституционного судопроизводства ……………………..23
§ 3. Организационные формы конституционного судопроизводства……..26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 70.88 Кб (Скачать файл)

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной  власти;

б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

В случае признания федерального закона или закона субъекта Федерации, либо отдельных положений этих законов  не соответствующими Конституции РФ гражданам и (или) объединений граждан, обратившихся в Конституционный Суд за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:

4. Дает толкование Конституции  Российской Федерации;

Конституционный Суд в процессе толкования не создает новых правовых норм. Толкование нельзя смешивать  ни с толкуемой нормой права, ни с  нормой права вообще. Правотолковательное положение - это только правило надлежащего понимания уже существующей нормы права, а не новая норма права. Конституция может быть несовершенной, но с этим Конституционный Суд не вправе ничего сделать.

5. Дает заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6. Выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

Инициатором он может быть только в одном случае - внося в Государственную  Думу проект федерального закона.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  Российской Федерации, Федеративным  договором и федеральными конституционными  законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Все это говорит о том, что  акты Конституционного Суда, которые  создают правовые нормы, не могут  рассматриваться в качестве источников конституционного права, хотя они, как  и все другие правовые акты обязательны  для исполнения.

Будучи органом государственной  власти, Конституционный Суд имеет  право, в частности, принимать акты по вопросам организации его собственной  деятельности. Именно таким актом, относящимся  к числу источников конституционного права, является Регламент Конституционного Суда РФ.

В случае если решением Конституционного Суда нормативный акт признан  несоответствующим Конституции  РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела  в правовом регулировании, государственный  орган или должностное лицо, принявшие  этот нормативный акт, рассматривают  вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим  Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

В случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт признан несоответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:

1. проверка конституционности законов,  нормативных правовых актов и  договоров, осуществляемая по  трем видам запросов и жалоб  (от органов власти, граждан и  судов);

2. разрешение споров о компетенции; 

3. толкование Конституции РФ;

4. дача заключений о соблюдении  порядка выдвижения обвинения  в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Организация  деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

 

§ 1. Принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

 

Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации  закреплены в ст.5 Закона о Конституционном  Суде РФ. К ним относятся независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Рассмотрим их подробнее.

Согласно ч.1 ст.29 Закона о Конституционном Суде, судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и Законом о Конституционном Суде. В свое деятельности они выступают в личном качестве, выражая в принимаемых решениях только свою правовую позицию, свободную от политических пристрастий, чьих бы тони было указаний и мнений.

Следующим принципом деятельности Конституционного Суда является коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производится Конституционным Судом коллегиально. Закон не предусматривает возможность принятия судьей Конституционного Суда единолично каких-либо решений по существу поступивших в Конституционный Суд обращений. Конституционный Суд правомочен принимать решения по рассматриваемым им вопросам при условии, что в пленарном заседании участвовало не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – не менее трех четвертей состава палаты, за исключением судей, отстраненных от участия в деле, и судей, чьи полномочия приостановлены. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Также одним из принципов  Конституционного Суда является гласность. Рассмотрение дел в Конституционном  Суде проводится открыто за исключением случаев, когда проведение закрытого заседания вызывается необходимостью сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

Правило об открытости судебных заседаний относится только к  заседаниям по делам, рассматриваемым  в порядке конституционного судопроизводства; заседания по вопросам, касающимся принятия обращений к рассмотрению или отказа в этом, а также по вопросам организации деятельности Конституционного Суда проводятся закрыто.

В соответствии с принципом  состязательности и равноправия  сторон, в заседании Конституционного Суда РФ стороны пользуются равными  правами и возможностями по отстаиванию  своей позиции на основе состязательности. Осуществление конституционного судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон не исключает того, что Конституционный Суд РФ при принятии решений по рассматриваемым им делам не связан с основаниями и доводами обращения в Конституционный Суд и что, несмотря на неиспользование сторонами в конституционном судопроизводстве предоставленных им процессуальных возможностей по отстаиванию своих позиций, он вправе принять любое решение, которое сочтет отвечающим требованиям Конституции.

 

§ 2. Принципы конституционного судопроизводства

 

Федеральный конституционный закон закрепил важнейшие принципы конституционного судопроизводства. Они совпадают  с общими принципами судопроизводства в РФ, установленными Законом о  статусе судей.

Так в соответствии с Законом  о Конституционном Суде, судьи  Конституционного Суда Российской Федерации  независимы и руководствуются при  осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации  и настоящим Федеральным конституционным  законом.

В своей деятельности судьи  Конституционного Суда Российской Федерации  выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий11.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают  решения в условиях, исключающих  постороннее воздействие на свободу  их волеизъявления. Они не вправе запрашивать  или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным  Судом Российской Федерации.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность. 

Следующим принципом  конституционного судопроизводства является коллегиальность. Он заключается в том, что рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать  решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании  палаты - при наличии не менее  трех четвертей ее состава.

Коллегиальность конституционного судопроизводства отличается от коллегиальности правосудия. Представители населения не привлекаются к рассмотрению дел, так как их разрешение требует глубоких юридических знаний и высокого профессионализма.

Следующий принцип  конституционного судопроизводства закреплен в ст. 31 Закона о Конституционном Суде РФ и касается  гласности. Он заключается в том, что рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Еще одним принципом  является  устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

Языком конституционного судопроизводства в Конституционном  Суде является русский язык. В соответствии с этим принципом участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.  

Непрерывность судебного  заседания также является принципом  конституционного судопроизводства. Заседание  Конституционного Суда Российской Федерации  по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного  для отдыха или необходимого для  подготовки участников процесса к дальнейшему  разбирательству, а также для  устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Конституционный Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном  заседании, или до отложения его  слушания не может рассматривать  в пленарном заседании другие дела.

Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или  до отложения его слушания не может  рассматривать другие дела, отнесенные настоящим Федеральным конституционным  законом к компетенции палаты.

До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном  заседании Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения  решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

 Еще одним принципом  является состязательность и равноправие сторон. Он гласит, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

Все перечисленные принципы имеют большое значение для конституционного судопроизводства и отсутствие хотя бы одного из них значительно изменило бы деятельность Конституционного Суда РФ.

 

§ 3. Организационные формы конституционного судопроизводства

 

Рассмотрение и разрешение входящих в компетенцию Конституционного Суда РФ вопросов осуществляется в  пленарных заседаниях и заседаниях палат.

В пленарных заседаниях принимают  участие все действующие судьи  Конституционного Суда. Заседание  признается правомочным принимать  решения при условии, если в нем  участвует не менее двух третей общего числа судей. В пленарных заседаниях могут рассматриваться как любые  входящие в компетенцию Конституционного Суда вопросы, относящиеся к сфере  конституционного судопроизводства и  касающиеся организации деятельности Суда, так и вопросы, которые решаются исключительно в  пленарных заседаниях. К таким вопросам относятся решение дел о соответствии Конституции конституций и уставов субъектов РФ; толкование Конституции; дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ  в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принятие послания Конституционного Суда РФ; принятие решения о выступлении с законодательной инициативой; официальное разъяснение решений, принятых в пленарном заседании.

Информация о работе Полномочия и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации