Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:47, реферат
Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институт президента призван «цементировать» государство, то есть обеспечивать устойчивость механизма власти. Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют,
осуществляют правосудие, то главная задача президента – олицетворять государство внутри страны и вовне.
Введение
Глава I. Конституционный статус Президента Российской Федерации
1.1 Понятие главы государства
1.2 Правовой статус Президента Российской Федерации
1.3 Функции Президента Российской Федерации
Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации
1.1 Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с формированием и деятельностью федеральных органов государственной власти
1.2 Полномочия Президента Российской Федерации во внешней политике и во взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации
1.3 Полномочия Президента Российской Федерации как верховного главнокомандующего и по введению чрезвычайного положения
1.4 Полномочия Президента в отношении решения вопросов гражданства, награждения государственными наградами Российской Федерации, присвоения почетных званий, высших воинских званий и высших специальных званий Российской Федерации, а также в вопросах осуществления помилования
Заключение
Библиография
НОУ-ВПО
«ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ»
Реферат
По предмету: « Конституционное право России»
Заочного отделения
Мамаева К.М.
Проверил: Крепаков Э.А,
Ижевск, 2010 г.
Оглавление
Введение
Глава I. Конституционный статус Президента Российской Федерации
1.1 Понятие главы государства
1.2 Правовой статус Президента Российской Федерации
1.3 Функции Президента Российской Федерации
Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации
1.1 Полномочия Президента Российской Федерации,
связанные с формированием и деятельностью
федеральных органов государственной
власти
1.2 Полномочия Президента Российской Федерации во внешней политике и во взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации
1.3 Полномочия Президента Российской Федерации как верховного главнокомандующего и по введению чрезвычайного положения
1.4 Полномочия Президента в отношении решения
вопросов гражданства, награждения государственными
наградами Российской Федерации, присвоения
почетных званий, высших воинских званий
и высших специальных званий Российской
Федерации, а также в вопросах осуществления
помилования
Заключение
Библиография
Принятие Конституции
Российской Федерации 1993 года было призвано
преодолеть полосу политического кризиса
и противостояния всех
ветвей государственной власти. Построение
новой Конституции РФ
соответствует принципу разделения властей,
принятому в странах как с
классической президентской, так и с парламентарной
системой правления.
Согласно ст. 10 Конституции
государственная власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на три ветви власти:
законодательную, исполнительную и судебную.
Органы всех ветвей власти самостоятельны.
При этом разделение властей не только
не исключает, но, напротив, предусматривает
координацию усилий различных ветвей
власти и их взаимодействие в установленных
Конституцией РФ пределах и формах. Основная
роль по обеспечению взаимодействия властей
возложена Конституцией на Президента,
который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти. При этом конституционная модель
президентской республики в Российской
Федерации и принципы взаимодействия
властей выглядят таким образом, что путем
«сдержек» и «противовесов» обеспечивается
воспрепятствование превращению института
Президента в режим личной власти, неподконтрольной
народу или способной игнорировать иные
ветви государственной власти России.
Полномочия Президента сопрягаются с
полномочиями других федеральных органов
государственной власти, а отношения Президента
и органов законодательной и исполнительной
власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов РФ
характеризуются не только правами, но
и взаимной ответственностью.
Президент Российской Федерации не является
главой исполнительной власти, он является
главой государства, объединяя все власти,
способствуя согласованному и эффективному
функционированию.
Политическая необходимость
такой фигуры вытекает, прежде всего,
из потребности обеспечить устойчивость системы управления
государственными делами. Институт президента
призван «цементировать» государство,
то есть обеспечивать устойчивость механизма
власти. Если остальные государственные
структуры законодательствуют, управляют,
осуществляют правосудие, то главная задача
президента – олицетворять государство
внутри страны и вовне. Принципиальное
значение, особенно в настоящее время,
имеет анализ конституционно - урегулированных
взаимоотношений президента с правительством,
парламентом, судебными органами, их сравнения
с практикой и определение тенденции их
развития.
Вместе с тем, преждевременно рассматривать
институт Президента как
устоявшуюся совокупность конституционных
норм и сложившейся практики. Со времени
создания (1991г.) он постоянно развивается,
изменяется и приобретает новые черты.
Многие полномочия и функции Президента
получили необходимую конкретизацию в
текущем федеральном законодательстве,
нормативных указах Президента и решениях
конституционного Суда. Причем речь идет
не о наделении дополнительными, полномочиями
Президента, а, главным образом, о разграничении
компетенции основных органов, осуществляющих
государственную власть в России.
Своеобразие конституционного статуса Президента РФ, наличие общерегулятивных норм, устанавливающих его полномочия, ставят, имеющие большое политическое значение сложные юридические проблемы, связанные с компетенцией главы государства. Вопрос о пределах и содержании компетенции Президента РФ важен не только в теоретическом, юридическом и политическом отношениях, но и крайне сложен. Компетенция Президента РФ закрепляется Конституцией РФ, федеральными законами, конкретизируется указами главы государства.
Цель работы: показать специфическую роль института президента в условиях формирования гражданского общества, его основные функции и полномочия.
Глава I. Конституционный статус Президента Российской Федерации
1.1: Понятие Главы государства
Глава государства – высшее должностное лицо, считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти. В парламентских монархиях (Великобритания, Швеция, Япония) Главой государства является монарх (король, император), власть которого, как правило, передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке. В странах с республиканской формой правления Глава государства – президент, который избирается либо непосредственно населением (Российская Федерация, Мексика), либо в порядке косвенных (США, Аргентина), либо многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов.
Почти во всех
государствах мира существует
индивидуальный Глава
Формально почти все конституции наделяют Главу государства обширными полномочиями: он назначает главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает (кроме президентских республик) правом роспуска парламента и т.д.
Нынешний
статус Президента Российской
Федерации установлен
Конституция исходит
из ведущего положения
Также в Конституции
Российской Федерации
Закрепляя статус
Президента Российской
1.3: Функции Президента Российской Федерации
Основные функции
Президента Российской
1) Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российский Федерации, прав и свобод человека и гражданина;
2) Президент Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
3) Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
4) Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Первая и одна из важнейших функций Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина рассматривается как обязанность Президента, прежде всего, обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за рамки своей компетенции. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, а не Конституций субъектов Российской Федерации, но поскольку последних должны соответствовать Федеральной Конституции, то функцию президента необходимо рассматривать как всей системы Конституционной законности в стране. Президент не может не принимать участия, если хоть один орган государственной власти не соблюдает Конституцию Российской Федерации, а тем более, если при этом каким – либо образом ущемляются права и свободы каких – либо групп или слоев населения. Президент не только имеет право, но и обязан принимать меры по ликвидации нарушений Конституции Российской Федерации, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время.
Таким образом,
вышесказанное означает, что Президент
несет персональную ответственн
Выполняя вторую функцию по охране государственного суверенитета, независимости России, ее государственной целостности, обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, Президент Российской Федерации действует, не выходя за рамки своих полномочий, установленных действующей Конституцией. Президент обязан определить нарушения или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие меры по их нейтрализации. Эти действия могут быть поэтапными или одновременными, если речь идет о внезапной внешней агрессии, когда требуются решительные меры.
Каждый орган (институт) государственной власти, в рамках своей компетенции, обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако институты государственной власти только частично обеспечивают действие Конституции, поэтому перед Президентом стоит задача сохранить устойчивость государства в целом, потому что только в этих условиях органы государственной власти и должностные лица смогут нормально осуществлять свои полномочия, в нормальном конституционном режиме. Выделяется также главенство Президента в государственной системе. Потому что Президент обеспечивает условия, при которых все институты власти способны выполнять свои функции, а также об обязанности президентского контроля за тем, чтобы все институты власти действовали в рамках своих полномочий и не один из институтов власти не мог посягнуть на прерогативы другого, насильственными методами присвоить власть в стране или чьи – либо властные полномочия.
Третья функция Президента Российской Федерации указывает на его возможность в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства. Ранее эта функция принадлежала Съезду народных депутатов Российской Федерации. Однако это не означает, что Президент Российской Федерации играет роль всемогущего правителя страны, на которую претендовал Съезд. Это обусловлено рядом факторов:
Во-первых, в действующей Конституции последовательно реализована модель разделения властей. В прежней Конституции это лишь провозглашалось, но так и не было окончательно закреплено.
Во-вторых, Президент определяет не вообще все внутреннюю и внешнюю политику государства, а лишь ее основные направления.
В-третьих, реализация данного полномочия ограничивается правовым условием – соответствием Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Смысл данной функции
Президента в следующем.
Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации