Полномочия Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институт президента призван «цементировать» государство, то есть обеспечивать устойчивость механизма власти. Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют,
осуществляют правосудие, то главная задача президента – олицетворять государство внутри страны и вовне.

Содержание работы

Введение
Глава I. Конституционный статус Президента Российской Федерации
1.1 Понятие главы государства
1.2 Правовой статус Президента Российской Федерации
1.3 Функции Президента Российской Федерации
Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации
1.1 Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с формированием и деятельностью федеральных органов государственной власти
1.2 Полномочия Президента Российской Федерации во внешней политике и во взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации
1.3 Полномочия Президента Российской Федерации как верховного главнокомандующего и по введению чрезвычайного положения
1.4 Полномочия Президента в отношении решения вопросов гражданства, награждения государственными наградами Российской Федерации, присвоения почетных званий, высших воинских званий и высших специальных званий Российской Федерации, а также в вопросах осуществления помилования
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (13).doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 Основные направления политики определяются Президентом в различных формах:

1) ежегодные послания Парламенту, содержащие как оценку положения дел в стране, так и будущие государственные задачи;

2) бюджетные послания Президента страны Правительству Российской Федерации;

3) тематические концептуальные документы Президента;

4) указы, а также некоторые публичные выступления Президента Российской Федерации.

И четвертая, не менее важная функция Президента как представителя Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях. Президент, представляя Российскую Федерацию внутри страны, выступает от имени всех федеральных властей во взаимоотношении, прежде всего с властными структурами субъектов Федерации. Примером представительства Президента может служить подписание им от имени федеральной власти  договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Президент представляет Российскую Федерацию и в отношениях со структурами гражданского общества. Однако он вправе использовать только полномочия, установленные Конституцией. Руководители других федеральных органов власти также могут вступать в отношения с органами власти субъектов Федерации и общественными структурами, но они могут представлять только конкретный государственный орган, в то время как Президент представляет все государство в целом.    

 В представительстве  в международных отношениях Президент  олицетворяет Российскую Федерацию  как государство – субъект  международных отношений, страну  суверенную и независимую. Президент  подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.    

 В соответствии  с международным правом, Президент  пользуется правом на высшие  почести при нанесении официальных  визитов в другие государства.      

 В данной главе  был рассмотрен конституционный  статус Президента Российской  Федерации. Из всего вышесказанного  можно сделать вывод о том,  что на Президента Российской  Федерации, который является главой  государства и главным должностным  лицом возложены задачи и функции направленные на обеспечение слаженного функционирования, как государственных органов, отдельных граждан, так и всего государства в целом.

Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации

1.1: Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с формированием и деятельностью федеральных органов государственной власти.   

 Полномочия Президента  Российской Федерации наиболее  широки в отношении органов  исполнительной власти. Согласно  статьи 83 Конституции Российской  Федерации, Президент назначает на должность Председателя Правительства Российской Федерации. До акта назначения Президент должен получить согласие Государственной Думы. Внесение Президентом кандидатуры на пост Председателя Правительства должно быть осуществлено в определенные сроки (например, не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или в течение недели со дня отклонения кандидатуры на этот пост Государственной Думы).    

 Президент Российской  Федерации имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства.    

 Президент также имеет право  назначать на должность и освобождать  от должности заместителей Председателя  Правительства  и федеральных министров без участия какого – либо иного органа, но делает это только по предложению Председателя Правительства.    

 В полномочия Президента  Российской Федерации также входит  решение вопросов об отставке  Правительства Российской Федерации. Это решение может быть принято в трех случаях:

-по собственному усмотрению;

-в случае подачи Правительством  заявления об отставке;

-в случае выражения недоверия  Правительству Государственной  Думой.

Президент Российской Федерации имеет  право отправить в отставку не только весь состав Правительства, но и отдельных его членов. Поскольку отдельные члены Правительства назначаются Президентом Российской Федерации самостоятельно, то и согласия Государственной Думы в этом случае не требуется.    

 Президент может отменить  постановления и распоряжения  Правительство в случаях фактов противоречия акта Правительства Конституции Российской Федерации, федеральному закону, указу Президента Российской Федерации.     

 Президент Российской Федерации  представляет Государственной Думе  кандидатуру на должность Председателя  Центрального Банка Российской Федерации. Он же ставит вопрос перед Государственной Думой об освобождении Председателя ЦБРФ от должности. Само же назначение или смещение осуществляется Государственной Думой.     

 Полномочия Президента Российской Федерации в отношении законодательной власти:

Президент Российской Федерации назначает выборы Государственной Думы в связи с истечением срока ее полномочий, предусмотренные Конституцией РФ или ее роспуском. Порядок выборов устанавливается федеральным законом   “ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“.1

Президент Российской Федерации также имеет право  распускать Государственную Думу, но только в точно установленных  Конституцией случаях:

- Государственная Дума большинством общего состава депутатов трижды отклоняет представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ;

- Государственная Дума  в течение трех месяцев повторно  выразит недоверие Правительству  РФ.

Президент Российской Федерации назначает референдум (общегосударственное голосование избирателей), порядок проведения которого устанавливается федеральным конституционным законом “ О референдуме “.1  Президент назначает референдум с указанием даты (в выходной день) своим указом после заключения Конституционного Суда о  том, что все требования, предусмотренные законодательством, соблюдены. В Субъектах Федерации, в административно – территориальных единицах в соответствии с законом Субъектов Федерации местные референдумы назначают соответствующие органы государственной власти и должностные лица на местах. 

 Президент Российской  Федерации вносит законопроекты  в Государственную Думу. В течение  14 дней Президент подписывает и обнародует (промульгирует) федеральные законы, то есть законы, действующие на всей территории России.    

      Президент Российской Федерации обладает правом вето – это отказ главы государства в санкционировании  закона, лишь приостанавливающее  вступление его в силу, так как Парламенту предоставляется право принятия этого закона вторичным голосованием, требующим квалифицированного большинства голосов.    

      Ежегодно Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию с посланиями об основных направлениях внешней и внутренней политики государства. Эти послания заслушиваются на совместном заседании палат Парламента. Помимо ежегодных посланий Президента обращается к Федеральному  Собранию с иными посланиями. Например, послание по национальной безопасности в 1996 году.    

      Также Президент Российской Федерации наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации:

- федеральных законов  и нормативных актов высших федеральных органов государственной власти (Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ);

- конституций и уставов,  а также иных нормативных актов  субъектов Федерации, кроме тех,  которые относятся к исключительному  ведению субъектов Федерации;

- договоров между органами  государственной власти Федерации  и ее субъектов;

- международных договоров, 

а также вносить запросы  в Конституционный Суд о толковании Конституции РФ, о том, как следует  понимать то или иное положение, содержащееся в Конституции РФ. Президент имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ.

Полномочия  Президента в отношении судебной власти Российской Федерации:    

      Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента Российской Федерации может освободить от должности Генерального прокурора. Вопрос об освобождении от должности судей федеральных судов определяется с учетом нормы статьи 121 Конституции РФ, решен Законом РФ ” О статусе судей в Российской Федерации“.1 Федеральный конституционный закон  “ О Конституционном Суде Российской Федерации”2 определяет порядок  и процедуры  назначения и освобождения от должности судей Конституционного Суда. Судьи арбитражных судов и судов общей юрисдикции в субъектах Федерации, а также районных, городских судов назначаются Президентом на основании статьи 6 Закона РФ “ О статусе судей в Российской Федерации “.

2.2: Полномочия Президента Российской Федерации во  внешней политике и во взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации.    

      Президент Российской Федерации согласно статье 86 Конституции РФ совместно с парламентом разрабатывает основные направления внешней политики государства, разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит выполнением этого курса. Президент РФ непосредственно инструктирует министра иностранных дел по принципиальным вопросам. Осуществляя внешнеполитический курс, Президент устанавливает прямые контакты с главами других государств.     

      Президент Российской Федерации лично ведет и подписывает международные договоры Российской Федерации по принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран.    

      Президент подписывает ратификационные грамоты, то есть документы, подтверждающие, что подписанный договор признается государством в качестве обязательного для него.    

      Принимает верительные и отзывные грамоты (особые документы в форме официальных писем) аккредитируемых при  нем иностранных дипломатических представителей (послов). Эти грамоты адресуются главой иностранного государства Президенту Российской Федерации.    

      Также Президент Российской Федерации наделен полномочиями в отношениях с субъектами Федерации.    

      Президент назначает и освобождает от должности своих полномочных представителей в субъектах Федерации.     

      Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Если согласованного решения не будет найдено, Президент по своей инициативе может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.     

      Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам  Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

2.3: Полномочия Президента как Верховного Главнокомандующего и по введению чрезвычайного положения.    

      Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В мирное время он осуществляет лишь руководство Вооруженными Силами.    

      Президент Российской Федерации в качестве Верховного Главнокомандующего утверждает военную доктрину России. Он также утверждает концепцию и планы строительства Вооруженных Сил РФ, мобилизированные планы экономики и другие акты в сфере военного строительства.    

      Ежегодно Президент издает указы о призыве на военную службу (с указанием числа призывников), об увольнении в запас лиц определенных возрастов отслуживших свой срок в армии, утверждает план гражданской обороны, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.   

        Федеральный закон “ Об обороне“1 подробно определил полномочия Президента в области обороны. Президент, осуществляя руководство Вооруженными Силами, издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего, утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, утверждает общевоинские уставы, Положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе Вооруженных Сил. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии, Президент РФ издает указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению или которым угрожает опасность, или которые имеют особое значение для обороны страны.     

Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации