Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Согласно ст.95 Конституции Российской Федерации, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто в прессе, именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Государственная Дума Российской Федерации;
§1.Структура Государственной Думы;
§2.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания;
Глава 2. История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
§1. Действующий порядок формирования и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Полномочия Совета Федерации и Гос.Думы.docx

— 66.32 Кб (Скачать файл)

Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной  Думы по представлению фракций и  депутатских групп. Но голосование  может проводиться и по единому  списку. Состав комитета и комиссии утверждается Государственной Думой  большинством голосов депутатов.

Быть членом одного из комитетов (не более!) - обязанность каждого  депутата Государственной Думы, за исключением Председателя, его заместителей и руководителей депутатских  объединений. Заседания комитета и  комиссии проводятся не реже двух раз  в месяц. В заседании комитета с правом совещательного голоса могут принимать участие депутаты, не входящие в состав данного комитета или комиссии, а также вправе присутствовать полномочные представители Президента и Правительства России в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета или комиссии, а также статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти. На заседание могут быть приглашены эксперты, представители заинтересованных государственных органов, общественных объединений и средств массовой информации.

Комитеты могут проводить  совместные заседания, но решения принимают  раздельно. Они вправе привлекать к  своей работе различных экспертов, запрашивать необходимые документы  и материалы у руководителей  государственных органов и иных организаций.

 

§2.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами Государственная  Дума принимает постановления:

а) об одобрении проекта  закона РФ о поправках к Конституции  РФ, проекта федерального конституционного закона, о принятии федерального закона;

б) о согласии Президента РФ на назначение Председателя Правительства  РФ;

в) о недоверии и доверии  Правительству РФ;

г) о назначении на должность  и освобождении от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной  палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ;

д) об объявлении амнистии;

е) о выдвижении обвинения  против Президента РФ;

ж) о запросе в Конституционный  Суд РФ;

з) о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ;

и) о парламентском запросе;

к) о других вопросах в  рамках своей компетенции.

Проекты постановлений вместе с текстом заявления, обращения  или парламентского запроса вносятся на Совет Государственной Думы не позднее чем за три дня до заседания палаты.

Кроме этого, проект постановления  может быть внесен Президентом страны, Советом Федерации и его членами, депутатами, депутатскими объединениями, комитетами и комиссиями Государственной  Думы, Правительством России, законодательными (представительными) органами субъектов  РФ, а также Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным судами по вопросам их ведения. Все проекты постановлений  вносятся на рассмотрение палаты только при наличии заключения Правового  управления.

В Конституции предусмотрены  различные процедуры назначения должностных лиц: самостоятельно Президентом  или при участии других должностных  лиц или органов, причем это участие  может быть различно по форме и  по содержанию. Председатель Правительства  назначается Президентом России (ч. 1 ст. 11 Конституции). Однако в решении  этого вопроса участвует законодательная  власть в лице Государственной Думы (п. «а» ч. 1 ст. 103 Конституции). Это  полномочие Государственной Думы связано  с реализацией принципа разделения властей, что обеспечивается системой сдержек и противовесов во взаимоотношениях властей. Согласно п. «г» ч. 1 ст. 83 Конституции, Государственная Дума должна принимать  решение по кандидатуре, представленной Президентом России.

Реализация Государственной  Думой рассматриваемого полномочия связана с соблюдением условий, установленных в ст. 111 Конституции  РФ.

Первое условие ограничивает Думу по времени при рассмотрении вопроса о выражении согласия Президенту на назначение на должность Председателя Правительства - в течение недели со дня внесения Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства.

Другим условием, сдерживающим свободу Государственной Думы при  определении ее позиции по кандидатуре  на должность Председателя Правительства, является положение ч. 4 ст. 111. В Конституции  установлено, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Условия реализации Государственной  Думой полномочий в вопросе назначения Председателя Правительства представляют юридические средства содействия выработке Государственной Думой и Президентом общей позиции по кандидатуре Председателя Правительства и элемент системы сдержек и противовесов. Конституция не требует, чтобы при втором и третьем представлениях фигурировала «новая» кандидатура, но она и не исключает этого. В части 4 ст. 111 Конституции сказано, что после трехкратного отклонения представленных «кандидатур» Президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Регламент Думы (ст. 144-148) предусматривает  следующую процедуру согласования кандидатуры Председателя Правительства  в Государственной Думе. Президент  России официально представляет в палату кандидата на должность, и палата в течение недели со дня внесения обязана рассмотреть данную кандидатуру. В свою очередь, кандидат представляет Государственной Думе программу  основных направлений деятельности будущего Правительства страны и  отвечает на вопросы депутатов. По окончании  этой процедуры представители фракций  и депутатских групп высказываются  за выдвинутую кандидатуру или против нее. Решение принимается по усмотрению палаты тайным или открытым голосованием. Согласие считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовали  большинство депутатов Государственной  Думы.

В случае отклонения Государственной  Думой данной кандидатуры Президент  РФ в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о  новой кандидатуре. Процедура рассмотрения остается прежней. После трехкратного отклонения Государственной Думой  представленного Президентом кандидата  на должность Председателя Правительства  Президент назначает Председателя Правительства распускает Думу и назначает новые выборы.

Выражение недоверия Правительству  России (в соответствии со ст. 117 ч. 3 Конституции) - один из наиболее сильных  способов воздействия парламента на Правительство. Данная процедура происходит в следующем порядке. Группа депутатов  численностью не менее одной пятой  от общего числа депутатов Государственной Думы выносит мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству, которое подается в Совет Государственной Думы в письменной форме с приложением проекта постановления палаты и списка депутатов - инициаторов выражения недоверия. Палата обязана рассмотреть данный вопрос в недельный срок после его внесения. В ходе обсуждения задаются вопросы Председателю Правительства и другим его членам, депутаты высказываются за выражение недоверия или против него. Преимущественное право выступления в этом случае принадлежит представителям депутатских объединений; последнее слово предоставляется Председателю Правительства РФ.

Если в ходе обсуждения депутаты, инициировавшие выражение  недоверия, отзовут свои подписи  и при этом численность депутатов, внесших указанное предложение, станет менее одной пятой от общего числа, то данный вопрос снимается с  обсуждения без дополнительного  голосования.

Постановление о недоверии  Правительству РФ может быть принято  как открытым, так и тайным (по решению палаты) голосованием. Предложение  о выражении недоверия Правительству  РФ считается отклоненным, если оно  не набрало большинства голосов  депутатов.

После выражения Государственной  Думой недоверия Правительству  Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться  с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума повторно выразит недоверие Правительству  в течение трех месяцев, Президент  либо объявит об отставке Правительства, либо распустит Государственную  Думу.

Нужно сказать, что в соответствии со ст. 117 ч. 4 Конституции России Председатель Правительства может сам поставить  перед Государственной Думой  вопрос о доверии Правительству. В таком случае Государственная  Дума рассматривает вопрос о доверии  Правительству во внеочередном порядке  по описанной выше процедуре.

Можно говорить об ответственности  Правительства перед Государственной  Думой на условиях, предусмотренных  п. 3 и 4 ст. 117 Конституции; пределы этой ответственности определяет Президент. При выражении недоверия (или  отказе в доверии) Правительству  Президент принимает решение  либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной  Думы. Оценивая значение вотума о доверии, нельзя не отметить его последствий для федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания по основаниям, упомянутым в ст. 117 Конституции, а также в период действия военного и чрезвычайного положения и в течение шести месяцев перед окончанием срока полномочий Президента (ч. 3, 5 ст. 109 Конституции). Следовательно, в эти периоды у Президента нет альтернативы - возможна только отставка Правительства. Однако в другие периоды досрочный роспуск может быть весьма реальным для Государственной Думы, если она не одобрит деятельность Правительства.

Кроме этого, палата производит назначение на должности:

Уполномоченного по правам человека (предложения о кандидатах могут вноситься Президентом  России, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной  Думе). Назначение на данную должность (ст. 155-158 Регламента) производит именно Государственная Дума, а не какой-либо иной орган, поскольку в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» одной из основных его функций является совершенствование законодательства РФ по правам человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Уполномоченный вправе выступать с докладом на очередном заседании Государственной Думы, а также обратиться в Думу с предложением о проведении парламентских слушаний и о создании парламентской комиссии по расследованию нарушения прав и свобод;

Председателя Счетной  палаты РФ и половины состава ее аудиторов (кандидатура Председателя Счетной палаты представляется Комитетом  Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам). Процедура назначения определена ст. 159-164 Регламента Думы. Ввиду  того, что Счетная палата призвана помогать парламенту в осуществлении  контроля над исполнением государственного бюджета и других финансовых законов, а в ряде случаев следить за финансово-хозяйственной деятельностью  государственных корпораций и предприятий, образование данного органа палатами Федерального Собрания на паритетных началах вполне оправданно;

Председателя Центрального банка РФ, членов Совета директоров Центробанка и представителей Государственной  Думы в состав Национального банковского  совета. (Кандидатуру Председателя Центробанка представляет Президент России. В соответствии со ст. 167 Регламента Думы одна кандидатура на данную должность не может быть представлена более двух раз.)

Данный орган, выполняя на основании ч. 2 ст. 75 Конституции свою основную функцию - защиту и обеспечение  устойчивости рубля, подотчетен Государственной  Думе. Он ежегодно, не позднее 15 мая, представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, утвержденный Советом  директоров, а также заключение проверяющей  его аудиторской фирмы, которую  определяет Государственная Дума. В  свою очередь, Государственная Дума направляет годовой отчет Банка  России Президенту и на заключение Правительству страны.

Кроме этого, Государственная  Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с  участием его представителей. Председатель Банка России докладывает Государственной  Думе два раза в год о результатах  деятельности Банка и основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики.

Взаимодействию Государственной  Думы и Центрального Банка посвящены  ст. 165-175 Регламента Думы, в соответствии с которыми Государственная Дума может освободить от должности Председателя Банка России лишь по представлению  Президента и не в любом случае, а только если:

- истек срок полномочий;

- невозможно исполнять  служебные обязанности, что подтверждено  заключением государственной медицинской  комиссии;

- подано личное заявление  об отставке;

- совершено уголовно наказуемое  деяние, установленное вступившим  в законную силу приговором  суда;

- нарушены федеральные  законы, которые регулируют вопросы,  связанные с деятельностью Банка.

Процедура освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ та же, что и при назначении.

Информация о работе Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы