Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Согласно ст.95 Конституции Российской Федерации, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто в прессе, именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Государственная Дума Российской Федерации;
§1.Структура Государственной Думы;
§2.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания;
Глава 2. История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
§1. Действующий порядок формирования и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Полномочия Совета Федерации и Гос.Думы.docx

— 66.32 Кб (Скачать файл)

Другой важной формой проявления права законодательной инициативы Совета Федерации является внесение поправок к тексту законопроекта во время его рассмотрения Государственной Думой. Все перечисленные выше представители интересов субъектов Российской Федерации вправе вносить в Государственную Думу предложения и замечания по концепции законопроекта при его рассмотрении в первом чтении, а также поправки к тексту при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

Кроме того, члены Совета Федерации  и официальные представители  законодательных органов субъектов  Российской Федерации могут принимать  участие в работе комитетов Государственной  Думы  при подготовке законопроектов к рассмотрению этой палатой.

В целом столь широкие  возможности представительства  интересов субъектов Российской Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы на федеральном уровне следует оценивать  как проявление демократических  тенденций. В зарубежных странах, имеющих  двухпалатные парламенты, менее чем  в половине случаев верхние палаты имеют неограниченные полномочия по внесению законодательных инициатив, около 10% верхних палат вообще не наделены каким-либо правом законодательной  инициативы. Наконец, практически не встречаются случаи, когда верхняя палата может вносить поправки к законопроекту во время его рассмотрения нижней палатой.

 

 

 

 

 

 

                             Заключение.

Заключение.

В настоящее время в  Российской Федерации в соответствии с Конституцией государственная  власть осуществляется на основе разделения властей и включает в себя законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную  ветвь власти осуществляет Федеральное  Собрание – парламент Российской Федерации (статья 94 Конституции Российской Федерации).

Федеральное собрание является представительным и законодательным  органом Российской Федерации. Федеральное  Собрание представляет интересы всего  населения Российской Федерации  в целом и каждого субъекта Федерации в отдельности и  обладает правом принимать от их имени  решения.

Конституция Российской Федерации (п. 1 ст. 95) устанавливает, что Федеральное  Собрание состоит из двух палат –  Совета Федерации и Государственной  Думы. Каждая палата наделяется собственной  компетенцией и действует самостоятельно. Вместе с тем в ходе законодательной  деятельности палаты взаимодействуют  между собой, для чего предусмотрены  соответствующие конституционные  формы и механизмы.

Государственная Дума в Российской Федерации является палатой Федерального Собрания, органом законодательной  власти. По Конституции РФ 1993 г. Государственная  Дума формируется путем выборов  и представляет население всей страны.

Государственная Дума является представительным органом всего  населения Российской Федерации  и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной  Думы может быть избран гражданин  Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать  в выборах.

Деятельность Государственной  Думы Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках ее предметов ведения  путем реализации предоставленных ей полномочий. Основным нормативным правовым актом, определяющим предметы ведения и полномочия Государственной Думы, является Конституция Российской Федерации. Определение компетенции Государственной Думы на конституционном уровне свидетельствует об особой значимости данной палаты как составной части Федерального Собрания РФ в решении государственных дел. Это не означает, что ей предоставлена полная самостоятельность, равная самостоятельности органа государственной власти. Конституционных оснований для признания ее таковым органом нет. Государственная Дума - структурная часть федерального парламента в форме палаты, неразрывно связанная со второй его структурной частью (палатой) - Советом Федерации. Их неразрывность обусловлена организацией законодательной деятельности на федеральном уровне, которая является основным направлением деятельности Федерального Собрания РФ. При этом ни одна из его палат не наделена полномочиями по окончательному принятию законов. Именно благодаря совместному осуществлению законодательной деятельности обеспечивается единство двухпалатного российского парламента. И он в этом смысле не исключение из числа имеющихся двухпалатных парламентов других государств.

В то же время нельзя отрицать определенной самостоятельности Государственной  Думы в сферах ее ведения. Таковыми являются все сферы ведения Российской Федерации, в которых осуществляется законодательное регулирование. То есть в сфере ведения Государственной  Думы находятся и промышленность, и народное образование, и оборона, и иные сферы, где общественные отношения  регулируются законом. Такой вывод  подтверждает, во-первых, структура  федерального законодательства, во-вторых, внутреннее устройство самой Государственной  Думы. На первой сессии каждого очередного созыва она образует около трех десятков комитетов, которые функционируют  по всему спектру деятельности Российской Федерации.

Что же касается Совета Федерации, то можно считать, что он наделен  «слабыми» полномочиями в отношении  всех федеральных законов, включая  и законы, подлежащие его обязательному  рассмотрению, поскольку в отличие, например, от Бундесрата вето Совета Федерации  на такие законы может быть преодолено Государственной Думой квалифицированным  большинством голосов. В то же время, Совет Федерации является «сильной»  палатой в отношении конституционных  законов: его одобрение является обязательным для принятия Федеральным  Собранием законов Российской Федерации о внесении поправок к Конституции  Российской Федерации, а также федеральных конституционных законов. Аналогичная ситуация имеет место и при повторном принятии федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации, путем преодоления обеими палатами Федерального Собрания  президентского вето.

Также существует комплекс проблем, связанных с реализацией  Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Одна из них – необходимость принятия соответствующих нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Таким образом, правовое регулирование порядка формирования Совета Федерации фактически оказалось в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что не в полной мере соответствует Конституции Российской Федерации, относящей установление системы и порядка формирования, организации и деятельности федеральных органов законодательной власти к ведению Российской Федерации.

Среди мер, которые могут  более полно выразить интересы субъектов  Российской Федерации, в средствах  массовой информации, а также и  самими членами Совета Федерации3, обсуждается также возможность всенародного формирования Совета Федерации избирателей в субъектах Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская  газета. 1993. №237.

2.Федеральный конституционный  закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред.  от 02.03.2007) «О правительстве Российской  Федерации» // Российская газета. №245, 23.12.1997.

3.Регламент Государственной  Думы от 22 января 1998 года № 2134-II ГД (ред. от 11.06.2008) // СЗ РФ. 1998. №  7. Ст. 801.

4.Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М., 1999.

5.Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России // Конституционное и муниципальное право. 2005. №6.

6.Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования // Журнал российского права. 2005. №8.

7.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2004.

8.Колясников А. Государственная Дума и ее место в общественном устройстве современной России // Красная звезда. 2003. 15 ноября.

9.Парламентское право России / Под общ. ред. О.Н.Булакова. – М., 2007.

10.Червонюк В.И. Конституционное право России – М., 2004.

11.Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М., 2001.

12. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 5 июля 1999 г. №  133-ФЗ, от 12 февраля 2001 г. № 9-ФЗ, от 4 августа 2001 г. № 109-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №2, Ст. 74; № 28, Ст.3466; 2001, № 7, Ст.614; № 32, Ст.3317;

13. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета, 2000, 8 августа;

14. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. Постановлений СФ ФС РФ от 29.03.2002 N 173-СФ, от 29.05.2002 N 246-СФ, от 29.05.2002 N 254-СФ, от 11.12.2002 N 502-СФ, от 12.02.2003 N 25-СФ, от 26.03.2003 N 79-СФ);

15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник., М., «Юристъ», 2003;

16. Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, «Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»: история принятия и возможные перспективы изменения», М., 2003;

17. Аналитический вестник № 34 (190). Актуальные проблемы государственного строительства, выпуск № 2. Полуян Л.Я. «Верхняя палата парламента в системе органов государственной власти», М.,2002;

18. Федеральный закон от 05.12.1995 N 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» \\ СЗ РФ, 11.12.1995, N 50, ст. 4869.

 

 

 

 

1 Текст обращения «Российская газета» от 19 мая,2000 года

2   Российская газета, 2000 год, 8 августа

3 Заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы реализации Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» 24.12.2003

 


Информация о работе Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы