Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Согласно ст.95 Конституции Российской Федерации, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто в прессе, именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Государственная Дума Российской Федерации;
§1.Структура Государственной Думы;
§2.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания;
Глава 2. История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
§1. Действующий порядок формирования и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Полномочия Совета Федерации и Гос.Думы.docx

— 66.32 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в силу определенной самостоятельности Центрального банка  России от других органов государственной  власти, применяется более усложненная  процедура назначения на должность  и освобождения от нее.

Еще один важный орган назначается  с участием и Президента и парламента - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК), при этом в ее формировании участвует также  не одна Государственная Дума, а  обе палаты.

Следует отметить и такой  аспект деятельности Государственной  Думы, как участие в процедуре  отрешения от должности Президента России. Конституция страны устанавливает, что Президент может быть отрешен  от должности только верхней палатой  парламента, Советом Федерации, на основании  выдвинутого Государственной Думой  обвинения в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления

Процедуре выдвижения обвинения  против Президента посвящена гл. 22 Регламента Государственной Думы. Отрешение Президента от должности может быть начато при внесении предложения по инициативе не менее чем одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ, и должно быть направлено на заключение специальной комиссии, образованной палатой, для оценки соблюдения процедуры и обоснованности обвинения. Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 13 членов с учетом пропорционального представительства депутатских объединений.

Данная комиссия призвана проверить обоснованность выдвинутого  обвинения, соблюдение кворума, правильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурных правил до принятия палатой решения о выдвижении обвинения.

Комиссия на своих заседаниях заслушивает сообщения выступающих  об известных им фактах и рассматривает  необходимые документы, заслушивает  представителя Президента РФ и выносит  заключение, после чего вопрос рассматривается  на заседании Государственной Думы.

По итогам обсуждения палата двумя третями голосов принимает  постановление о выдвижении обвинения. Постановление принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней и в пятидневный срок направляется на заключение в Совет Федерации, Конституционный и Верховный  Суды. При отсутствии поддержки большинства  в две трети голосов палата оформляет постановление об отказе в выдвижении обвинения. Данное постановление  окончательное и подлежит официальному опубликованию.

Следующий вопрос, относящийся  к компетенции Государственной  Думы, - объявление амнистии (ст. 181, 182 Регламента). Амнистия - это акт высшего органа государственной власти, предусматривающий  полное или частичное освобождение от уголовной ответственности или  наказания и направленный на неопределенный круг лиц. Объявляет амнистию в соответствии с ч. 1 ст. 103 Конституции Государственная  Дума путем принятия постановления  о ее объявлении и о порядке  ее применения.

Следующий аспект компетенции  Государственной Думы - рассмотрение внешнеполитических вопросов, которые  палата может рассматривать как  по собственной инициативе, так и  в связи с обращением Президента страны либо по докладам и сообщениям Правительства и комитетов палаты (ст. 186-188 Регламента).

При работе над проектом федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении  действия международного договора Российской Федерации Совет Государственной  Думы, исходя из содержания международного договора, определяет ответственный  комитет, куда и направляются на заключение все необходимые документы.

Ответственный комитет по данному вопросу может проводить  парламентские слушания.

Подготовленное заключение должно содержать рекомендации по ратификации  или против ратификации международного договора, предложения о необходимости  сопроводить ратификацию, прекращение  или приостановление действия международного договора.

Кроме заключения, для обсуждения в палате ответственный комитет  представляет Государственной Думе проект федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении  действия международного договора и другие необходимые сопроводительные материалы. В обязательном порядке представляются заключения Комитета Государственной Думы по международным делам и (или) Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.95 Конституции  Российской Федерации в Совет  Федерации входят по два представителя  от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и  исполнительного органов государственной  власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции РФ указывается, что порядок формирования устанавливается законом.

Депутаты Совета Федерации  первого созыва были избраны сроком на два года (1994 – 95 гг.) 12 декабря 1993 года на основании Положения о  выборах депутатов Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г.

Согласно этому положению, выборы депутатов Совета Федерации  осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании.

В Совет Федерации избирались по два депутата от каждого субъекта РФ на основе мажоритарной системы  по двухмандатным (один округ – два  депутата) избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов  РФ. При выборах в Совет Федерации каждый избиратель подавал голос за двух кандидатов. Кандидаты в депутаты Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями, включающими региональные организации общефедеральных политических партий, общефедеральных политических движений, уставы которых были зарегистрированы соответствующими органами юстиции, или блок таких общественных объединений, создаваемых на период проведения выборов.

В Положении  о выборах  депутатов Совета Федерации устанавливалось, что число избирательных округов  по выборам депутатов Совета Федерации  равно числу субъектов Российской Федерации. На территории каждого субъекта Федерации образовывался один избирательный  округ. Вот почему избирательные  округа, образованные в краях или  областях, имеющих в своем составе  автономные округа, не охватывали территории этих округов. И, следовательно, депутаты Совета Федерации, избранные от таких  краев и областей, не представляли интересы избирательных округов, входящих в состав этих краев и областей.

В соответствии и «Заключительными и переходными положениями» Конституции  РФ Совет Федерации первого созыва, сформированный в 1993 году, был избран сроком на два года.

Таким образом, порядок выборов  Совета Федерации первого созыва был исключением из общего принципа формирования этой палаты, установленного ст.95 и 96 Конституции РФ.

Со второй половины 1994 года стал дебатироваться вопрос о порядке  формирования Совета Федерации следующего созыва. В ходе работы над законопроектом о формировании Совета Федерации  столкнулись взаимоисключающие  точки зрения. Одни исходили из необходимости  избрания Совета Федерации всеобщими  прямыми выборами, другие считали, что  члены палаты должны делегироваться органами государственной власти субъектов  Федерации, третьи же выступали за вхождение  в Совет Федерации руководителей  законодательных (представительных) и  исполнительных органов субъектов  Российской Федерации по должности.

Споры о концепции в  значительной мере были предопределены тем, что Конституция России не содержит однозначного ответа на вопрос о способе  создания Совета Федерации.

Было подготовлено несколько  вариантов законопроектов о формировании Совета Федерации, в том числе  Председателем Совета Федерации  В.Ф.Шумейко, заместителем председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам Е.Б.Мизулиной, Администрацией Президента Российской Федерации, депутатом Государственной Думы М.А.Митюковым и т.д.

Не вдаваясь в подробности  всех перипетий, скажу, что обсуждение законопроектов шло крайне тяжело.

5 декабря 1995 года на  внеочередном заседании Государственной  Думы депутаты приняли в прежней  редакции («за» - 311, «против» - 9, «воздержались» - 5), отклоненный Советом Федерации  Федеральный закон «О порядке  формирования Совета Федерации  Федерального Собрания Российской  Федерации», который в этот же  день подписал Президент Российской  Федерации.

 

 

Закон состоял из четырех  статей:

«Статья 1. В Совет Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  входят по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации: глава  законодательного (представительного) и глава исполнительного органов  государственной власти, по должности.

 

Статья 2. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Статья 3. Выборы глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть завершены не позднее декабря 1996 года.

 

Статья 4. Настоящий Федеральный  закон вступает в силу с 13 декабря 1995 года».

 

Федеральный закон не «проработал» и года, как  стали звучать голоса о его ущербности. Например, высказывание Председателя Государственной Думы Г.Н.Селезнева, которое прозвучало в газете «Правда» от 24 июля 1996 года: «Жизнь уже подсказывает, что из трех проектов закона о Совете Федерации мы выбрали самый неудачный. Получается, что главы законодательной и исполнительной ветвей власти, у которых уйма хлопот в регионе, должны вырываться от тех своих забот, приезжать в Москву и впопыхах обсуждать, принимать законы. Мы-то уже поняли, как непросто принять хороший закон, из-за этого у нас возникают разногласия. Мы чувствуем, что члены Совета Федерации с законом даже не успевают ознакомиться и по сути принимают его с подачи работников аппарата. Видимо, придется подумать над тем, как разумнее формировать верхнюю палату».

Предложения о необходимости  изменил федерального закона о порядке формирования Совета Федерации постоянно обсуждались в обществе.

Очередной виток обсуждения порядка формирования Совета Федерации  начался после того как, 25 февраля 2000 года в «Независимой газете» было опубликовано обращение членов Совета Федерации М.М.Прусака, Е.С.Савченко, О.А.Богомолова к исполняющему обязанности Президента Российской Федерации В.В.Путину «О реформе системы государственной власти и основных направлениях экономической политики». Члены Совета Федерации предложили, в частности, преобразовать Федеральное Собрание в однопалатный законодательный орган. Или, как вариант, Федеральное Собрание состоит из двух палат: избираемой по мажоритарной системе Государственной Думы и верхней палаты – Сената, состоящего из депутатов, избираемых по одному от каждого субъекта Федерации.

7 апреля 2000 года некоммерческий  фонд «Центр стратегических разработок»  провел семинар «Влияние субъектов  Российской Федерации на решение  вопросов федерального значения».  В представленном Министерством по делам Федерации и национальностей Российской Федерации материале отмечалось, что «достижение полноценных результатов в процесс государственного строительства возможно только при условии придания вектору влияния субъектов Российской Федерации позитивной направленности… Реализация конституционных полномочий Федерального центра возможна при существенной корректировке организационных механизмов формирования федеральных органов власти. В большинстве своем эти проблемы могут быть решены при изменении существующего порядка формирования Совета Федерации».

Вхождение руководителей  субъектов в Совет Федерации, по мнению авторов материала, «способствует  чрезмерному влиянию региональных элит на федеральную политику и выражается в том, что многие законодательные  акты, направленные на укрепление федеральной  власти, не одобряются Советом Федерации.

В этой связи целесообразно  пересмотреть нормы, установившие порядок  формирования Совета Федерации, перейти  к выборам «сенаторов» или  к избранию членов Совета Федерации  региональными органами государственной  власти. В обоих случаях будет  достигнута главная цель, когда на главу органа законодательной (представительной) или исполнительной власти субъекта Российской Федерации не будет распространяться неприкосновенность по статусу члена  Совета Федерации. Это существенно  расширит возможности федеральной  власти влиять на действия руководителей  субъектов Российской Федерации, в  том числе, используя нормы уже действующего законодательства (например, главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против государственной власти, интересов государственных службы и службы в органах местного самоуправления»)».

17 мая 2000 года Президент  Российской Федерации В.В.Путин выступил с телеобращением к гражданам страны. В нем он сообщил, что вносит в Государственную Думу пакет законопроектов. В одном из них предлагалось изменить принципы формирования «верхней» палаты парламента.1

Изначально законопроектом предусматривалось, что после введения с 1 февраля 2001 года закона в действие, избрание членов Совета Федерации в  соответствии с новым порядком его  формирования должно быть завершено  не позднее 1 апреля 2001 года.

31 мая 2000 г. Государственная  Дума приняла законопроект в  первом чтении. Совет Федерации  со своей стороны направил  ряд поправок к рексту законопроекта. Однако при рассмотрении проекта в Государственной Думе во втором чтении практически все они были отклонены.

23 июня 2000 года Государственная  Дума приняла закон сразу во  втором и третьем чтениях, внеся  в него некоторые коррективы.

28 июня 2000 года федеральный  закон был Советом Федерации  с созданием согласительной комиссии.

По итогам работы согласительной комиссии 26 июля 2000 года Совет Федерации  закон одобрил.

Президент РФ В.В.Путин подписал федеральный закон 5 августа 2000г,            8 августа 2000 г. текст закона был опубликован в «Российской газете».

 

§1.Действующий порядок формирования и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Информация о работе Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы