Понятие формы государства и ее виды. Соотношение типа и формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Классический (формационный) подход. Его придерживается марксистко-ленинская теория. Суть данного подхода заключается в том, что согласно классовому материалистическому учению, определенному типу общества соответствует определенная общественно-экономическая формация, как совокупность сил и отношений. Это и определяет тип общества и государства: первобытнообщинное (нет государства), рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Слабым звеном в этой теории является обязательность последовательного прохождения всех этапов, а также чрезмерная идеализация социалистического общества. Во всем остальном достаточно приличная теория.

Содержание работы

Формы государства
Понятие формы государства и ее виды. Соотношение типа и формы государства.
Форма правления. Монархия и республика. Особенности формы правления в Российской Федерации.
Форма государственного устройства. Унитарное и сложное государство. Федерация, конфедерация, содружество и сообщество государств.
Государственно-политический режим и его виды. Демократический и антидемократический режимы.
Гражданство РФ
2.1 Основные понятия. Понятие «гражданство» и его соотношение с понятием «подданство»
2.2. Институт гражданства в России
2.3 Принципы гражданства Российской Федерации
2.4 Приобретение гражданства Российской Федерации
2.5 Прекращение гражданства
2.6 Гражданство детей
2.7 Отмена решений по вопросам гражданства РФ. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кр правоведение.docx

— 70.65 Кб (Скачать файл)

                                           Оглавление

 

    1. Формы государства
    1. Понятие формы государства и ее виды. Соотношение типа и формы государства.
    1. Форма правления. Монархия и республика. Особенности формы правления в Российской Федерации.
    2. Форма государственного устройства. Унитарное и сложное государство. Федерация, конфедерация, содружество и сообщество государств.
    3. Государственно-политический режим и его виды. Демократический и антидемократический режимы.
    1. Гражданство РФ

2.1 Основные понятия. Понятие  «гражданство» и его соотношение  с понятием «подданство» 
2.2. Институт гражданства в России

2.3 Принципы гражданства Российской Федерации

2.4 Приобретение гражданства Российской Федерации

2.5 Прекращение гражданства

2.6 Гражданство детей

2.7 Отмена решений по вопросам гражданства РФ. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ

Список использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формы государства

1.1 Понятие формы государства и ее виды. Соотношение типа и формы     государства.

Государство – это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Форма государства – это организация государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения. Форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества факторов (экономических, социальных, политических, идеологических) она всегда развивалась и изменялась. Постоянно менялось и представление людей о ней.

 Форма государства анализируется по преимуществу как внешняя форма сущности, содержания и явления государства. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере развития общества наполняются новым содержанием. Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности проживания, природные условия проживания. Специфику форм государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями, партиями, церковью и другими организациями.                                                                                  

 Ученые во все времена пытались систематизировать существующие государства, распределить их по типу. Тип государства – это совокупность признаков отличающих одно государство от другого. Существуют различные подходы к типологии государства, рассмотрим основные из них:

Классический (формационный) подход. Его придерживается марксистко-ленинская теория. Суть данного подхода заключается в том, что согласно классовому материалистическому учению, определенному типу общества соответствует определенная общественно-экономическая формация, как совокупность сил и отношений. Это и определяет тип общества и государства: первобытнообщинное (нет государства), рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Слабым звеном в этой теории является обязательность последовательного прохождения всех этапов, а также чрезмерная идеализация социалистического общества. Во всем остальном достаточно приличная теория.

Исторический  подход прост и делит все сообщества и государства по столетиям: Древние (до V в. н.э.), средневековые (с VI по XVIII в.), новые (коней XVIII в. – конец XIX в.) и новейшие (XX в.) государства. Слабость данной теории в том, что не учитываются обычаи и традиции государств и народов.

Цивилизационный подход при типологии государства соотносит государства и социально-экономический строй с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Основатель данной теории английский ученый Артур Дж.Тойнби.

Идеологический  подход берет за основу идеологию публичной власти в том или ином государстве и называет следующие типы: коммунистические (Китай, Куба, Вьетнам), социалистические (Швеция), консервативные (ФРГ, Великобритания при Тетчер), либеральные (США в президентство Клинтона) и националистические (Индия, Эстония, Латвия) государства.

Четкого соотношения между  типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны – государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

1.2Форма правления. Монархия и республика. Особенности                           формы правления в Российской Федерации.  

 Форма правления – это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней.

  Форма правления – это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, Правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Как видно из приведенных  определений, основным в понятии  формы правления является организация  верховной власти государства и  порядок ее образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый  в республике, наследственный –  в монархическом государстве).

           Для современных государств характерны две формы правления: республика и монархия.

При монархической (греческое слово monarchia – единовластие) форме правления главой государства является единоличный правитель – монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими в современной мире идеями народного суверенитета и равноправия людей. Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх – единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических странах монарх является по закону особой неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король – в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан – в Малайзии, Брунее, Омане; эмир – в Кувейте, ОАЭ; великий герцог – в Люксембурге; князь – в Лихтенштейне.

Одним из основных элементов  монархической системы правления  является престолонаследие. Другим важным институтом монархической формы правления является регентство (от лат. regere – управлять) временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни или отсутствия монарха.

В современном мире существуют два исторических типа монархий –  абсолютная и конституционная. Конституционная монархия существует в двух видах: дуалистической и парламентарной. Абсолютная монархия существует ныне в двух формах – светской и теократической (Ватикан).

Абсолютная  монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее время сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последнее время делаются первые шаги по переходу к конституционной монархии, однако, пока эти реформы не изменили абсолютного характера монархий. Город-государство Ватикан является теократической монархией. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит Папе, пожизненно избираемого коллегий кардиналов.

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган – парламент и независимые суды. Впервые такая монархия возникла в Великобритании в XVII веке в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются контрассигнатура и цивильный лист. Контрассигнатура (контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра. Формально это объясняется тем, что глава государства не ответственен за свои действия. Цивильный лист – сумма денег, ежегодно выдаваемая на содержание монарха. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования, в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

Дуалистическая  монархия является переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционных норм) и фактически (в силу неразвитости демократических институтов) сохраняет большие властные полномочия. В силу этого он находится в центре политической системы данного государства. Правительство несет двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется воле монарха. В настоящее время такая форма монархии существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

Парламентарная  монархия – более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (Нидерланды, Дания), он в силу конституционно-правового обычая не может воспользоваться ими самостоятельно. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет значительных полномочий. Правительство же ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов власти.

Второй формой правления  является республика (лат. res – дело, publicus – общественный) – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Республиканское правление  – это коллективное правление. Все  высшие органы государственной власти имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащие исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу. Принятие решений осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство. Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную, судебную.

В республиканской форме  правления принято различать  республику президентскую, парламентскую  и смешанного типа.

Юридически отличительными чертами президентской республики (США, Мексика, Казахстан и др.) служит то, что избираемых на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти. Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство).

Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное пред ним правительство и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.

Третьей разновидностью республиканской  формы правления является республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Ей характерно, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия. Особенно широкое распространение такая форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова).

По ряду формально-юридических  признаков к республике смешанного типа можно отнести и Российскую Федерацию. Особенностью формы правления в РФ является то, что в силу своего федеративного характера она имеет в своем составе 21 республику в качестве субъектов федерации. Согласно пункту 2 статьи 5 Конституции РФ 1993 года, республика в составе РФ является государством, имеющим свою конституцию и законодательство. Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права Российской федерации, называет республики в составе РФ суверенными. Они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику, а также имеют право свободного выхода из состава РФ. Если РФ относят к республике смешанного типа, то среди республик в ее составе имеются как республики смешанного типа, так и республики с президентской формой правления.

Информация о работе Понятие формы государства и ее виды. Соотношение типа и формы государства