Понятие формы государства и ее виды. Соотношение типа и формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Классический (формационный) подход. Его придерживается марксистко-ленинская теория. Суть данного подхода заключается в том, что согласно классовому материалистическому учению, определенному типу общества соответствует определенная общественно-экономическая формация, как совокупность сил и отношений. Это и определяет тип общества и государства: первобытнообщинное (нет государства), рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Слабым звеном в этой теории является обязательность последовательного прохождения всех этапов, а также чрезмерная идеализация социалистического общества. Во всем остальном достаточно приличная теория.

Содержание работы

Формы государства
Понятие формы государства и ее виды. Соотношение типа и формы государства.
Форма правления. Монархия и республика. Особенности формы правления в Российской Федерации.
Форма государственного устройства. Унитарное и сложное государство. Федерация, конфедерация, содружество и сообщество государств.
Государственно-политический режим и его виды. Демократический и антидемократический режимы.
Гражданство РФ
2.1 Основные понятия. Понятие «гражданство» и его соотношение с понятием «подданство»
2.2. Институт гражданства в России
2.3 Принципы гражданства Российской Федерации
2.4 Приобретение гражданства Российской Федерации
2.5 Прекращение гражданства
2.6 Гражданство детей
2.7 Отмена решений по вопросам гражданства РФ. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кр правоведение.docx

— 70.65 Кб (Скачать файл)

6. Финансовый комитет, финансовый подкомитет (разработка и одобрение бюджета);

7. Комитеты (разработка проектов, финансовое и политическое планирование);

8. Секретариат.

Главой Содружества наций  и ее символом является Британский монарх.

Содружество независимых государств (СНГ) – межгосударственное объединение, созданное на основе соглашения о создании СНГ, подписанного в Минске 08.12.91 г. представителями трех республик СССР: РСФСР, Республики Беларусь и Украины. Устав СНГ принят в г. Минске 22.01.93 г. В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, и иных областях. Межгосударственные образования знают и такую форму, как Сообщество государств. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государства, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (Европейские сообщества).

В Сообщество могут входить  ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок  вступления в Сообщество и выхода и из него устанавливается членами  этого образования. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый  из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Целью Сообщества является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него, а также объединение условий этих государств, для достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых и других барьеров.

Европейские Сообщества – объединения трех формально самостоятельных, но взаимосвязанных региональных экономических организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 году, Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданных в 1957 году. К настоящему времени в систему Европейских Сообществ входит также значительное количество других Европейских интеграционных институтов.  В 1965 году в соответствии с Брюссельским договором созданы единые органы трех Сообществ. С 1986 года Европейские Сообщества используют введенный в 1955 году Советом Европы европейский флаг, неизменное расположение звезд на котором символизирует совершенное единство народов Европы. В Европейских Сообществах применяются 9 официальных языков.

В связи с заключением  в 1992 году Маастрихтских соглашений, предусматривающих создание к концу XX века политического союза, включая общую оборону и валютно-финансовую систему, Европейские Сообщества стали именоваться  Европейским Союзом. 

1.4. Государственно-политический режим и его виды. Демократический и антидемократический режимы.

Вот и перечислены две  составляющие, формирующие единую форму  государства. Однако перечисленные  формы характеризуют государство  лишь со стороны его структуры, забывая  о содержании власти. Поэтому политический режим входит в структуру форм власти, и настало время уделить ему часть нашего внимания.

Государственно-политический режим – это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства. Легитимизация – это поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом.

Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим  – важнейшая составная часть  политического режима, существующего  в обществе. Политический режим –  понятие более широкое, поскольку  оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и  характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).

Государственно-политический режим – это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Чаще всего современная теория государства различает следующие основные виды государственно-политических режимов: демократический, либеральный, авторитарный и тоталитарный.

Демократия – (от греч. demokratia, буквально – народовластие) – политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы.

Демократическое государство, в современном его понимании, отличается от государств других типов (деспотического, тоталитарного, авторитарного) следующими основными признаками, принципами: признание народа источником власти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащей учредительной власти в государстве; равное право всех граждан на участие в управлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном законами, признание принципа подчинения меньшинства большинству (при принятии законов, выборах и других коллективных решениях); формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов

Либерально-демократический  режим является наиболее современной формой демократии. Либерально-демократический    режим существует во многих странах. Либеральным называют такой демократический режим, политические методы и способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов. Это, прежде всего экономическая сфера взаимоотношений личности и государства. В условиях либерального политического режима человек в этой сфере обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе политически независим. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью. Либеральный режим отстаивает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном итоге к тоталитарным формам правления.

А теперь рассмотрим основные черты антидемократических режимов:

Тоталитаризм – это одна из форм господства (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством партии, возглавляемой Вождем. Она подчиняет себе государство. В методах управления преобладают политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор. Подобные свойства, казалось, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако опыт государств Восточной Европы и СССР показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизлечению, с постепенным и относительно мирным переходом посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому государственно-политическому режиму.

Авторитаризм - это система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться, от умерено авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры.

Авторитарный политический режим является промежуточным между  тоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма. Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режиме способом. Массовый террор отсутствует.

Авторитарные политические режимы, как правило, появляются на сцене истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху».

 

Рассмотренные три элемента формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, обладают внутренним единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в своих признаках.

Таким образом, взятые в единстве три организации государственной  власти образуют форму государства. В процессе развития государства  имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон его проявления, устройства и организации.

2.Гражданство  РФ

2.1 Основные понятия.  Понятие «гражданство» и его  соотношение с понятием «подданство»

Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

Иное гражданство - гражданство (подданство) иностранного государства;  
Двойное гражданство - наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства;

Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

Лицо без  гражданства - лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

Ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

Проживание - проживание лица на законном основании на территории РФ или за ее пределами;

Территория  Российской Федерации - территория РФ в пределах Государственной границы РФ или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Общий порядок  приобретения или прекращения гражданства  Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ Президентом РФ в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

Упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

Изменение гражданства - приобретение или прекращение гражданства РФ;

Вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из РФ и возвращение в РФ.

Количество прав и свобод, которыми обладает личность и которые  ему гарантируются государством (как в прочем и перечень его обязанностей перед государством), находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства этого государства. Гражданство регулирует отношения между личностью и государством, оно является одним из признаков любого государства.

Принадлежность человека тому или иному государству означает, что данное лицо обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законами этого государства, и может пользоваться его защитой и покровительством.

Следовательно, гражданство  – это не просто наличие у гражданина паспорта или свидетельства о  рождении, а это правовое состояние, которое влияет на объем прав и  свобод человека. Правда, состояние  гражданина создает и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

Гражданство – это устойчивая двусторонняя правовая связь человека с государством, которая обусловливает взаимные права и обязанности граждан и государства, указанные в конституции и законах.

В толковом словаре русского языка термин «гражданство» означает принадлежность к числу граждан  государства, правовое положение гражданина; «гражданин» - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

 2.2. Институт гражданства в России

Россия также прошла в  истории взаимоотношений личности и государства два этапа.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Поданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом: а) придворные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: дворянство, духовенство, городские обыватели, сельские обыватели; б) инородцы; в) финляндские обыватели. Кроме того, группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния.  
После прекращения существования царской империи первым актом по вопросам гражданства был Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов в 1917 г. В нем говорилось, что все существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются и устанавливается одно, общее для всего населения России, наименование – гражданин Российской Федерации.  
1 апреля 1918 года был принят Декрет «О приобретении прав российского гражданства», а с образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. 29 октября 1924 года было утверждено Положение о союзном гражданстве. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до Конституции 1924 г.; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда.  
Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 года. Упрощался порядок приема гражданства СССР и выхода из него, что было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 г. Это положение, исходя из конституционного принципа гражданства всесторонне урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, порядком принятия и выхода из гражданства, с гражданством детей.

Информация о работе Понятие формы государства и ее виды. Соотношение типа и формы государства