МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО Уральский государственный
экономический университет
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по «Истории государственного управления»
на тему:
Понятие государства
и теория возникновения государства
Преподаватель: Латыпов Р.Т.
Студент: Долгушина Яна Валерьевна., ГМУ-14
2014
Содержание
Введение
1.Понятие государства
2.Теория возникновения
государства
1.2.патриархальная теория
2.2.олигархическая теория.
3.2.договорная теория.
4.2.социально экономическая
теория.
5.2.теория насилия.
6.2.теократическая теория.
7.2.дуалистическая теория
8.2. психологическая теория
9.2.юридическая теория, или
правовая
10.2.органическая теория.
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
На различных этапах развития
народы и племена приходили, часто независимо
друг от друга, к общему выводу о необходимости
создания охраны своей безопасности, прав
и свобод. Основной причиной возникновения
государства у разных народов явилась
осознанная необходимость общего управления
для соблюдения жизненно важных условий
существования.
В государстве народ имеет возможность
объединить свои силы, дисциплинировать
их направить на достижение экономических,
политических и социальных целей. Создавая
государство, люди вместо подчинения стихийным
силам подчиняются верховной власти, которую
сами сознательно создали. Таким образом,
они выходят их состояния слепого подчинения
внешним обстоятельствам и приобретают
независимость, первое условие действительной
свободы. Государство как сознательная
сила в конечном итоге возьмет верх над
силами внешними, бессознательными. Торжество
государственности, поэтому в сознательном
человеческом обществе всегда неизбежно.
Термин государство обычно употребляют
в двух значениях. В широком смысле он
понимается как страна, общество, расположенное
на определенной территории и управляемое
органами высшей власти. В узком смысле
это исторически сложившаяся организация,
обладающая верховной властью на данной
территории.
Государство - основной институт политической
системы, осуществляющий управление обществом,
охрану его экономической и социальной
структуры, выполнение общих дел. Представление
о государстве, его сущности, функциях,
формах и развитии складывались в основном
в 2-х направлениях естественном, государственном
и классическом. Для первого направления
характерно только положительное отношение
к государству, для второго чаще отрицательные.
Древнегреческие философы Платон, Аристотель
считали, что в государстве реализуется
как бы высшая цель природы человека и
человеческого общения. Только в рамках
государства могут нормально функционировать
семья, общество, человек, Гегель указал,
государство - это образ и действительность
разума человеческого общества. Представители
второй концепции - Томас Мор, Сен-Симон,
К. Маркс наполняют понятие государства
классовым содержанием. Они рассматривают
государство в качестве аппарата насилия,
создаваемого и используемого экономически
господствующим классом для охраны и укрепления
своего господства. В сжатом виде эти взгляды
выражены в определении государства В.
И. Лениным. Государство писал он это особая
организация силы, есть организация насилия
для подавления, какого- либо класса. В
общественных науках существует ряд концепций
о происхождении государства. Наиболее
распространенными являются патриархальная,
теократическая, общественно- договорная,
завоевания и экономическая.
1.Понятие государства
Государство — это политическая
организация общества, обеспечивающая
его единство и целостность, осуществляющая
посредством государственного механизма
управление делами общества, суверенную
публичную власть, придающая праву общеобязательное
значение, гарантирующая права, свободы
граждан, законность и правопорядок.
Государство –
1. по К. Марксу и В. И.
Ленину – машина для поддержания
господства одного класса над
другим, возникшая в результате
общественного разделения труда,
появления частной собственности
и антагонистических классов.
2. Форма политической
организации общества, признаками
которой являются: наличие особого
аппарата, осуществляющего функцию
власти и обладающего монополией
узаконенного применения насилия;
право, закрепляющее определенную
систему норм; населенная территория,
на которую распространяются
юридические нормы государства.
В зависимости от характера базиса данного
общества различаются исторические типы
государства: рабовладельческое, феодальное,
буржуазное, социалистическое; по форме
правления: монархия, республика; с точки
зрения государственного устройства:
конфедерация, федерация, унитарное государство;
по характеру функционирования политических
институтов: авторитарное, демократическое,
правовое, тоталитарное и др.
Государство -
1) В теории права –
определенный способ организации
общества, основной элемент политической
системы, организация публичной
политической власти, распространяющаяся
на все общество, выступающая
его официальным представителем
и опирающаяся в необходимых
случаях на средства и меры
принуждения. Как управляющая обществом
система обладает внутренней
структурой, имеет специальные органы
для реализации своих полномочий
– механизм государства, его аппарат.
Основные направления деятельности государства
– его основные функции подразделяются
на внутренние (деятельность в пределах
общества) и внешние (межгосударственные
отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
2) Понятие, под которым
в конституционном праве подразумевается
совокупность официальных органов
власти (правительство, парламент, суды
и др.), действующих в масштабе
страны или субъекта федерации,
либо пользующихся законодательной
автономией территориального сообщества
(напр.: область в Италии) с местными агентами
(представителями) этих органов (префектами,
комиссарами и т.п.).
3) Как субъект международного
права – основной участник
международных отношений. Государство,
как субъект международного права,
включает в себя государственно-политическую
организацию власти и население,
которым принадлежит определенная
территория. На международной арене
государство, как политическая организация
власти, особенно в лице его
высших органов, выступает в качестве
официального представителя государства
как субъект международного права.
Основным характеризующим качеством
государства, как субъекта международного
права, является суверенитет. Именно
государства вырабатывают нормы
международного права, устанавливают
ответственность за их нарушение,
определяют международный правопорядок
и функционирование международных
организаций. Эти возможности государств
ничем не ограничены, кроме как
ими же самими созданными принципами
и нормами международного права,
в соответствии с которыми
государство как субъект международного
права имеет основные права
и обязанности, закрепленные в
международных актах, в частности,
в Уставе ООН.
Государство, политика, право
и законодательство, являются, как, известно,
объектами исследования различных гуманитарных
наук (юриспруденции, социологии, политологии
и т.д.).
Политические и правовые учения
появились лишь в ходе довольно долгого
существования раннеклассовое общество
и государства.
Теория государства и права, как и всякая
наука, имеет свою историю возникновения,
становления и развития. Без изучения
теории государства и права невозможно
анализировать современные политические
процессы и явления.
Наука о государстве зародилась в странах
Древнего Востока, но наивысшего расцвета
в Древнем мире она достигла в Древней
Греции и Риме.Выдающийся мыслитель античности
Платон (427 – 397 г.г. до н.э.) написал произведение
«Государство», «Законы». Предшественники
Платона софисты (Протагор, Протик и др.)
утверждали, что политика и государство
это чисто человеческое дело. «Человек
– есть мера всех вещей», а потому справедливость
не является каким-то природным или божественным
установлением. Любой закон есть продукт
соглашения между людьми, противоречивое
и не изменчивое творение человеческого
разума.Платон находил подобные учения
неверными, что они, по его мнению, являлись
призывом к неповиновению законам. Несмотря
на достигнутые договорённости, люди могут
нарушать условия договора и тем самым
нарушать установленный порядок в обществе.
Согласно Платону, «естественным» путём
возникают лишь «порочные формы государства».
К таким порочным формам он относит тимократию,
олигархию, демократию и тиранию. Тимократия
– это власть честолюбцев. Честолюбие
влечёт за собой страсть к обогащению.
В результате тимократия переходит в олигархию
– господство немногих богачей. При этой
форме общественного устройства существует
как бы два государства: одно для богатых,
другое для бедных. Между ними идёт непрерывная
борьба. Эта борьба заканчивается установлением
демократии – власти большинства.
Демократическое государство
сверх нормы «пропитано свободой». Чрезмерная
свобода для отдельного человека и для
государства превращается в рабство. В
данных условиях власть захватывает какой-либо
сильный род, а самый ловкий и коварный
из его среды становится тираном.Так демократия
неизбежно превращается в тиранию – наихудшую
форму государственного устройства. Но
и она не вечна, а постепенно разрушается.
Всё повторяется заново. Для того чтобы
разорвать этот порочный круг, Платон
предлагает вариант идеального государства
– справедливого правления «аристократов
духа» - мудрецов. В нём должно быть «красивым
всё в целом», сохраняется всеобщность
государственного принципа: свобода государства
в отношении к индивиду. Основным условием
и принципом совершенного государства
Платон выделяет справедливость, состоящую
в том, что каждому гражданину отводится
какое-то особое занятие и особое положение.
Он вводит строгую иерархию сословий:
философы - правители, стражи – воины,
ремесленники и крестьяне – занимаются
физическим трудом, а также строго контролируемую
систему образования и воспитания. У подданных
нет ничего своего: ни семьи, ни собственности
- всё общее. Идея Платона - о разделении
труда, лежащая в основе возникновения
государства.Аристотель (384 – 322 гг. до
нашей эры) делает попытку анализа реальных
форм государственного устройства посредством
изучения фактического материала. Аристотель
утверждал, что человек – «политическое
животное и поэтому несёт в себе инстинктивное
стремление к совместному жительству»,
развитие общества идёт от семьи к общине,
а от неё к государству – полису. Он связывает
функции и предназначение государства
с высшей природой целью человеческих
существ – общением.Государство, как семья
и община, выступает формой общественных
связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли
Аристотеля, человек есть «животное государственное».
2. Теории возникновения
государства
2.1.Патриархальная теория.
Разработчиком патриархальной
теории является Аристотель. Патриархальная
теория рассматривает государство как
большую семью, созданную на основе добровольного
слияния малых семей под покровительство
отеческой власти .Древнегреческий философ
Аристотель указывал на естественное
происхождение государства из общности
семей, и сознательных граждан. Государство
писал он принадлежит тому, что существует
по природе, и что человек по природе есть
существо политическое. Первичным по природе
является государство по сравнению с семьей
и каждым из нас. Во всех людей природа
вселила стремление к государственному
общению. Каждое государство слагается
из отдельных семей. Семья в свою очередь
состоит из элементов, совокупность которых
и составляет ее организацию. Государство
создается не ради того, чтобы жить, но
преимущественно, для того чтобы жить
счастливо. Таким образом, целью государства
является благая жизнь, само же государство
представляет собой общение родов и селений
ради достижения совершенного существования,
которое состоит из счастливой и прекрасной
жизни. Государство в этой концепции выступает
как развитая форма патриархальной власти,
осуществляемая от имени всех и к всеобщей
пользе.
Аристотель в своих сочинениях
писал что общество, состоящее из нескольких
селений, есть вполне завершенное государство,
достигшее, можно сказать, в полной мере
самодовлеющего состояния и возникшее
ради потребностей в жизни, но существующее
ради достижения благой жизни. Отсюда
следует, что всякое государство продукт
естественного возникновения, как и первичные
общения оно является завершением их,
в завершении же сказывается природа.
Ведь мы называем природой каждого объекта
возьмем, например, природу человека, коня,
семьи то его состояние, какое получается
при завершении его развития. Сверху того,
в осуществлении конечной цели и состоит
высшее завершение, а самодовлеющее существование
оказывается и завершением, и наивысшем
существованием. Что человек есть существо
общественное в большей степени, нежели
пчелы и всякого рода стадные животные,
ясно из следующего природа, согласно
нашему утверждению, ничего не делает
напрасно между тем один только человек
из всех живых существ одарен речью. Голос
выражает печаль и радость, поэтому он
свойствен и остальным живым существам
поскольку их природные свойства развиты
до такой степени, чтобы ощущать радость
и печаль и передавать эти ощущения друг
другу. Но речь свободна, выражать и то,
что полезно и что вредно, равно как и то,
что справедливо и что несправедливо.
Это свойство людей отличает их от остальных
живых существ только человек способен
к восприятию таких понятий, как добро
и зло, справедливость и несправедливость
и т. п. а совокупность всего этого и создает
основу семьи и государства. Первичным
по природе является государство по сравнению
с семьей и каждым из нас ведь необходимо,
чтобы целое предшествовало части. Уничтожить
живое существо в его целом, и у него не
будет ни ног, ни рук, сохраниться только
наименование их, подобно тому, как мы
говорим каменная рука ведь и рука, отделенная
от тела, будет именно такой каменной рукой.
Всякий предмет определяется совершаемым
им действием и возможностью совершить
это действие раз эти свойства у предмета
утрачены, нельзя уже говорить о нем как
таковом останется только его обозначение.
Итак, очевидно, государство существует
и по природе предшествует каждому человеку
поскольку последний, оказавшись в изолированном
состоянии, не является существом самодовлеющим,
то его отношение к государству такое
же, как отношение любой части к своему
целому.
А тот, кто не способен вступить в общение
или, считая себя существом самодовлеющим,
не чувствует потребности ни в чем, уже
не составляет элемента государства, становясь
либо животным, либо божеством. Во всех
людей природа вселила стремление к государственному
общению, и первый, кто это общение организовал,
оказал человечеству величайшее благо.
Человек, нашедший свое завершение совершеннейшее
из живых существ, и, наоборот, человек,
живущий вне закона и права наихудший
из всех, ибо несправедливость.
Владеющая оружием, тяжелее
всего природа же дала человеку в руки
оружие умственную и нравственную силу,
а ими вполне можно пользоваться в обратную
сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели,
оказывается существом самым нечестивым
и диким, низменным в своих половых и вкусовых
позывах. Понятие справедливости связано
с представлением о государстве, так как
право, служащее мерилом справедливости,
является регулирующей нормой политического
общения.
Государство создается не ради только
того, чтобы жить, но преимущественно для
того, чтобы жить счастливо в противном
случае следовало бы допустить также и
государство, состоящее из рабов или из
животных, чего в действительности не
бывает, так как ни те, ни другие не составляют
общества, стремящегося к благоденствию
всех и строящего жизнь по своему предначертанию.
Равным образом государство не возникает
ради заключения союза в целях предотвращения
возможности обид с чьей-либо стороны,
также не ради взаимного торгового обмена
и услуг иначе этруски и карфагеняне и
вообще все народы, объединенные заключенными
между ними торговыми договорами, должны
были бы считаться гражданами одного государства.
Правда, у них существуют соглашения касательно
ввоза и вывоза товаров, имеются договоры
с целью предотвращения взаимных недоразумений
и есть письменные постановления касательно
военного союза. Но для осуществления
всего этого у них нет каких-либо общих
должностных лиц, наоборот, у тех и других
они разные ни те ни другие не заботятся
ни о том, каким должны быть другие, ни
о том, чтобы кто - ни будь из состоящих
в договоре не был не справедлив, чтобы
он не совершил какой-либо низости они
пекутся исключительно о том, чтобы не
вредить друг другу. За добродетелью же
и пороком в государствах заботливо наблюдают
те, кто печется о соблюдении благозакония
в этом и сказывается необходимость заботиться
о добродетели граждан тому государству,
которое называется государством по истине,
а не только на словах.
В противном случае государственное
общение превратится в простой союз, отличающийся
от остальных союзов, заключенных с союзниками,
далеко живущими, только в отношении пространства.
Да и закон в таком случае оказывается
простым договором или, как говорил софист
Ликофрон, просто гарантией личных прав
сделать же граждан добрыми и справедливыми
он не в силах. Что дело обстоит так - это
ясно. Ведь если бы кто ни будь, соединил
разные места воедино, так чтобы, например,
городские стены Мегар и Коринфа соприкасались
между собой, все -таки одного государства
не получилось бы не было бы этого и в том
случае, если бы они вступили между собой
в эпигамию, хотя последняя и является
одним из особых видов связи между государствами.
Не образовалось бы и государства и в том
случае, если бы люди, живущие отдельно
друг от друга, но не на таком большом расстоянии,
чтобы исключена была возможность общения
между ними, установили законы, воспрещающие
им обижать друг друга при обмене если
бы, например, один был плотником, другой
- земледельцем, третий - сапожником, четвертый
- чем- либо иным в этом роде и хотя бы их
число доходило до десяти тысяч, общение
их все- таки распространялось бы исключительно
лишь на торговый обмен и военный союз.
По какой же причине Очевидно, не из-за
отсутствия близости общения. В самом
деле, если бы даже при таком общении они
объединились, причем каждый смотрел бы
на свой собственный дом как на государство,
и если бы они защищали друг друга, как
при оборонительном союзе, лишь при нанесении
кем- либо обид, то и в таком случае по тщательном
рассмотрении все- таки, по- видимому, не
получилось бы государства, раз они и после
объединения относились бы друг к другу
рак же, как и тогда. Когда жили раздельно.
Итак, ясно, что государство не есть общность
местожительства, оно не создается в целях
предотвращения взаимных обид или ради
удобств обмена.