Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 08:18, контрольная работа
Термин государство обычно употребляют в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определенной территории и управляемое органами высшей власти. В узком смысле это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории. Государство - основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполнение общих дел. Представление о государстве, его сущности, функциях, формах и развитии складывались в основном в 2-х направлениях естественном, государственном и классическом.
Введение
1.Понятие государства
2.Теория возникновения государства
1.2.патриархальная теория
2.2.олигархическая теория.
3.2.договорная теория.
4.2.социально экономическая теория.
5.2.теория насилия.
6.2.теократическая теория.
7.2.дуалистическая теория
8.2. психологическая теория
9.2.юридическая теория, или правовая
10.2.органическая теория.
Заключение
Список использованной литературы
Конечно, все эти условия должны
быть налицо для существования государства,
но даже при наличии их всех, вместе взятых,
еще не будет государства оно появляется
лишь тогда, когда образуется общение
между семьями и родами ради благой жизни,
в целях совершенного и самодовлеющего
существования. Такого рода общение, однако,
может осуществиться лишь в том случае,
если люди обитают в одной и той же местности
и если они состоят между собой в эпигамии.
2.2.Олигархическая теория.
В настоящее время в литературе, особенно французской, которая влияет и на ученых других стран, широко используется в разных вариантах Олигархическая теория возникновения государства олигархия в переводе с древнегреческого власть немногих. Согласно ей, в любом человеческом обществе племени, общественном объединении, обществе той или иной страны существует определенная иерархия ранжировка людей и их групп, первоначально возникающая из естественного неравенства людей, их неодинаковой физической силы, способностей и так далее. В результате выделяется элита верхушка общества, олигархия, которая становится во главе общества. В связи с естественно складывающимся разделением функций, ролей в сообществе все не могут заниматься всем выделяется функция управления. Когда олигархи берут на себя функции всего общества, появляется политическая власть и рождается государство- пишет французский политолог Б. Шантебу. Конкретные пути первоначального возникновения государства с позиций олигархической теории сводятся к трем способам военному, аристократическому и плутократическому. Первый связан с войной и захватом добычи, в результате чего в коллективе обществе происходит перераспределение общественного продукта, а среди военачальников складывается правовая элита, верхушка, которая опирается прежде всего на вооруженные силы, свои дружины, живущие за счет войны например, возникновение государства у франков, у монголов. Аристократический способ аристократия по-древнегречески власть лучших, знатных предполагает особое положение знатных родов, предки которых составляли элиту племен в связи с их природными и иными данными военным искусством, храбростью, умом, преданностью и т. д потомки наследуют особое положение в обществе, становятся элитарной группой, которая приобретает функцию руководства, управления, сначала неполитического, а затем и политического. В качестве примера обычно называют образование государства в Древнем Риме, связанное с борьбой патрициев- аристократов и плебеев- простонародья. Плутократический путь возникновения государства плутократия от древнегреческого власть богатства, как считают, использовалась гораздо реже первых двух и в основном в островных или приморских районах востока.Он связан с сосредоточием власти в руках отдельных лиц, а затем - определенной группы главным образом из-за их выдающегося имущественного положения дары моря. Вокруг них группируются их многочисленные сторонники, материально зависящие от первых. Они и поддерживают властные притязания плутократов, в конечном счете, основанные на их экономическом влиянии. Концепция олигархического возникновения государства во всех ее вариантах в качестве необходимого условия предполагает сначала естественную, а затем и складывающуюся сверху асимметрию общества прежде всего социальную. Это влечет за собой выделение различными путями слоя властвующей элиты, верхушки общества, присваивающий руководство им, а из нее - верхнего слоя, профессиональных управленцев другие категории подчиненных управленцев могут рекрутироваться из низов. В таком подходе, учитывающем конфликтность процесса возникновения государства, сильная сторона этой концепции.
Однако она игнорирует другой параллельный процесс постепенное создание обществом необходимых ему руководителей, управленческих кадров, органов для выполнения общих дел, что обусловлено естественной необходимостью и проистекает из процессов развития самого общества, все более углубляющегося разделения труда в нем. Этот процесс тоже идет в общем, русле движения, ведущего к возникновению государства. Кроме того, возникающее и затем существующее государство само порождает олигархию.Оно выступало катализатором классообразования в древнем Египте, Индии, Китае. Наконец, олигархическая концепция трактует возникновение государства как слишком плавный процесс накопления общественных изменений и нового качества. Она недооценивает борьбу классов и социальных групп, а также роль насилия, которое использовалось правящей элитой против недовольных низов и ускоряло создание государства.В отличие от органов по управлению общими делами, которые сначала не столь явственно обнаруживали свою властную, государственную природу, именно органы насилия, его кадры стали важнейшими признаками возникшего государства.
2.3. Договорная концепция.
Разработчиками этой теории являются Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк и др. Договорная концепция трактует возникновение государства на основе соглашения, договора между правителями и подданными в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Необходимо считал Т. Гоббс чтобы каждый человек подчинил свою волю всеобщей воле, представляющей волю всех и каждого. Созданное таким образом единое называется государством. Развивая идею об общественном договоре, Дж. Локк указывает на недостаточность отношений в обществе в условиях частной собственности и возможность на нее. Отсюда и необходимость заключения между людьми общественного договора, который нужен для того. Чтобы люди жили совместно и спокойно, пользовались своей собственностью. Государство обязано охранять естественные права граждан, то есть право на жизнь, на экономическую, политическую и духовную свободу. Если государство нарушает договор, то граждане вправе лишить влияния любое государственное лицо и расторгнуть договор. Государство трактуется в договорной концепции как орган всеобщего примирения людей, которые, находясь в своем естественном, до государственном состоянии, постоянно конфликтовали друг с другом. Гоббс в своих сочинениях писал власть ,которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом , доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти, необходимо, чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом ,как если бы каждый человек сказал другому я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия.Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по- латыни civitas. Таково рождение того великого Левиафана или вернее выражаясь более почтительно , того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, отданным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять свою волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов . В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей , с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты. Созданное таким образом единение называется государством или гражданским обществом, а также гражданским лицом. Ибо существует единая воля всех, то она и должна приниматься за одно лицо и отличаться от всех остальных людей и обозначаться единым наименованием, обладая собственными правами и собственным имуществом.
Поэтому ни какой-либо гражданин,
ни все они вместе, за исключением того,
чья воля представляет волю всех, не должны
считаться государством. Следовательно,
государство если дать ему определение,
есть единая личность, чья воля на основании
соглашения многих людей должна считаться
волею их всех, с тем чтобы оно имело возможность
использовать силы и способности каждого
для защиты общего мира. Хотя всякое государство
есть гражданское лицо, это не значит,
что и, наоборот, всякое гражданское лицо
есть государство. Ибо может быть так,
что некоторые граждане с разрешения государства
образуют одно лицо для ведения определенных
дел. Такими гражданскими лицами будут
купеческие компании и многие другие объединения.
Но они не являются государствами, потому
что их члены не подчинили себя целиком
и полностью воле общества, а только в
некоторых вопросах, определенных государством,
так что любой из его членов имеет право
предъявить иск в суде всему товариществу,
тогда как гражданин не может судиться
с государством.
2.4. Социально- экономическая концепция.
Социально- экономическая концепция
объясняет происхождение государства
такими социально экономическими факторами,
как общественное разделение труда, экономическими
интересами, социальными противоречиями
и т. д. определенные предпосылки этой
концепции мы встречаем у Платона. Платон
выводит истоки государства из разделения
труда и обособления деятельности по руководству
обществом. Но наиболее развитый характер
социально- экономическая концепция получила
в марксизме. Марксизм рассматривает возникновение
государства как следствие общественного
разделения труда, появления частной собственности
на средства производства, расслоения
общества на классы. Чтобы классы с противоречивыми
экономическими интересами не пожирали
друг друга, для этого стала необходима
сила, которая бы умеряла эти столкновения,
держала общество в границах порядка,
но порядка, который узаконивает и упрочивает
угнетение. И эта сила есть государство,
подчеркивает Ф. Энгельс. Развивая марксистскую
концепцию государства, В. И. Ленин писал
Государство есть продукт и проявление
непримиримых классовых противоречий.
Государство возникает там, тогда и постольку,
где, когда и поскольку противоречия не
могут быть примиримы. И наоборот, существование
государства доказывает, что классовые
противоречия непримиримы Маркс и Энгельс
в своих сочинениях писали, что государство
открывается новым шагом вперед в разделении
труда. На низшей ступени люди производили
только непосредственно для собственного
потребления изредка происходившие акты
обмена были единичны, касались только
случайно оставшихся излишков. На средней
ступени варварства у пастушеских народов
они находят уже имущество в виде скота,
так же разделение труда между пастушескими
народами и оставшимися племенами, не
имеющим стад, следовательно, две рядом
стоящие различные ступени производства
и, значит, условия для регулярного обмена.
На высшей ступени варварства происходит
дальнейшее разделение труда между земледелием
и ремеслом, следовательно, производство
все возрастающей части продуктов труда
непосредственно для обмена, тем самым
превращение обмена между отдельными
производителями в жизненную необходимость
для общества. Цивилизация упрочивает
и усиливает все эти воздействия до нее
виды разделения труда, особенно путем
обострения противоположности между городом
и деревней и присоединяет к этому третье,
свойственное лишь ей, разделение труда
решающего значения создает класс, который
занимается уже не производством, а только
обменом продуктов, а именно купцов. Впервые
появляется класс, который, не принимая
никакого участия в производстве, захватывает,
в общем, и целом руководство производством
и экономически подчиняет себе производителей,
становится неустранимым посредником
между каждыми двумя производителями
и эксплуатирует их обоих. На этой ступени
развития молодое купечество еще не представляет
о тех великих делах, какие ему предстоят.
Но оно формируется и становится необходимым,
и этого достаточно.
2.5.Теория насилия.
Теория насилия объявляет
государство результатом
Характеристику государства
и права как инструментов насилия, угнетения
и господства одного класса над другим
Гумплович относит преимущественно к
прежним эпохам азиатский деспотизм, античный
полис, феодальная монархия. Постепенно
формы властвования значительно смягчились
и выступают в менее суровом виде. Развитие
идет по направлению возрастающего равноправия
низших слоев с высшими, подвластных с
властвую- щими.
Таким образом, буржуазный социал реформизм оказывается тем пределом, которым, по Гумпловичу, завершается история . Весь пафос разоблачения и критики эксплуататорского характера государства в данной теории оказывается повернутым в прошлое , чтобы на этом фоне лучше продемонстрировать социал реформистский идеал современного культурного государства. Учение Гумпловича, сочетавшая социологический подход к государству с апологией социал-реформизма, долгое время рассматривалось идеологами капитализма как респектабельная альтернатива марксизму и в целом оказало значительное влияние на буржуазную политологию и юриспруденцию. Идеи Гумпловича о полигенизме, о политических отношениях как двусторонних связях групп , о государстве и праве как инструментах осуществления господствующих интересов , о социально экономической деятельности государства , динамический подход к политике как взаимодействию борющихся за власть групп пережили концепцию насилия как таковую и послужили источником различных направлений новейшей буржуазной политологии и юриспруденции. Современные буржуазные идеологи превозносят Гумпловича как основателя социологического учения о государстве . На самом деле новизна его социологического подхода к государству весьма относительна. К. Маркс и Ф. Энгельс задолго до Гумпловича выработали глубоко социологическую диалектико материалистическую политическую теорию .Кроме того, учение Гумпловича идеалистично,антинаучно, поскольку он гипертрофировал , как уже отмечалось , роль насилия в становлении классов и государства , считал насилие первопричиной возникновения политической власти и права и, напротив, отрицал эксплуататорскую сущность буржуазного государства и права . Данная теория типичный пример того , как даже наиболее реалистически мыслящие идеологи капитализма резко ограничены в познании политико правовой действительности, потому что защищают отжившую антагонистическую систему.
Информация о работе Понятие государства и теория возникновения государства