Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа
Понятие государства является достаточно сложным и далеко не ординарным. К уточнению его смысла постоянно обращались философы и юристы всех стран на всех этапах развития государства, начиная с Древнего Рима, Греции и вплоть до наших дней.
Термин "государство" вошел в обиход лишь в XVI в, ранее говорили о полисе, стране, республике, империи. Итальянский политик и философ Николо Макиавелли (1527 - 1569 гг.) первый применил термин "stato" для обозначения политически организованного общества. В работе "Государь" изложены его взгляды, что государство - это власть, сосредоточенная у одного человека (управителя) и осуществляется над остальными членами общества
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕ
1.1 Наука о государстве в Древнем мире………………………………………..6
1.2 Учение об общественном устройстве в Cредние века. ……………….……9
1.3 Наука о государстве в эпоху Возрождения…………………………...……10
1.4 Развитие учения о государстве в эпоху капитализма…………….……….11
1.5 Марксистско-ленинская наука о государстве………………………..……13
2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА
2.1 Основные теории происхождения государства ………………………...…15
2.2 Взаимосвязь понятия и понимания государства……………………..……17
2.3 Понятие и определение государства……………………………….………19
2.4 Понятие государства в российской Конституции ……….………………..24
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….…………28
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
(Академия ВЭГУ)
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Направление:030900.62 «Юриспруднция»
Профиль: Гражданско-правовой
Матвеенко Ольга Александровна
КУРСОВАЯ РАБОТА
Понятие государства
УФА 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕ
1.1 Наука о государстве в Древнем мире………………………………………..6
1.2 Учение об общественном устройстве в Cредние века. ……………….……9
1.3 Наука о государстве в эпоху Возрождения…………………………...……10
1.4 Развитие учения о государстве в эпоху капитализма…………….……….11
1.5 Марксистско-ленинская наука о государстве………………………..……13
2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА
2.1 Основные теории
происхождения государства …………
2.2 Взаимосвязь понятия
и понимания государства…………………
2.3 Понятие и определение государства……………………………….………19
2.4 Понятие государства в российской Конституции ……….………………..24
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….………
ВВЕДЕНИЕ
Понятие государства является достаточно сложным и далеко не ординарным. К уточнению его смысла постоянно обращались философы и юристы всех стран на всех этапах развития государства, начиная с Древнего Рима, Греции и вплоть до наших дней.
Термин "государство" вошел в обиход лишь в XVI в, ранее говорили о полисе, стране, республике, империи. Итальянский политик и философ Николо Макиавелли (1527 - 1569 гг.) первый применил термин "stato" для обозначения политически организованного общества. В работе "Государь" изложены его взгляды, что государство - это власть, сосредоточенная у одного человека (управителя) и осуществляется над остальными членами общества
Но до сих пор нет точного, общепризнанного определения понятия "государство". Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления, так и тем, что восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми неодинаково.
В истории есть только один правовой акт, который содержит международно-правовое определение государства, а точнее больше признаки его. В Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств («Конвенции Монтевидео») 1933 года сформулированы четыре признака государства:
1) постоянное население;
2) определенная территория;
3) собственное правительство, т. е. власть;
4) способность к вступлению в отношения с другими государствами.
По мнению австрийского юриста Г. Кельзена «трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления». Этот термин иногда используется в самом широком смысле – «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Но, иногда, он применяется и в очень узком смысле – для обозначения каких-либо особых органов общества, например органов управления или субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.
В философии под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе, а поскольку в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то сформулировать сущность государства означает понять, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает.
При этом важно отметить, что любое определение государства, кто бы его ни давал (Аристотель, Гроций, Гегель, Маркс, Ленин и т.д.) всегда будет неполным, бедным, односторонним и абстрактным, поскольку восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми неодинаково. Оно не способно вобрать в себя, правильно выразить, теоретически построить многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. Однако, абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, т.к. связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.
Формулирование общего понятия государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства часто давал такие результаты, которые невозможно "подстроить" под понятие государства. Это наблюдалось и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно сейчас теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность". В связи с этим отметим, что правильное формулирование понятия государства не только позволяет сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Мора) или идеи о "полугосударстве", "отмирающем государстве" (К. Маркс, В.И. Ленин).
1.1 Наука о государстве в Древнем мире.
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что же такое государство. Наука о государстве зародилась в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме. В то время государство контролировало все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства.
Платон, выдающийся мыслитель античности (427 – 397 г.г. до н.э.) один из первых написал произведение «Государство». Но еще предшественники Платона софисты (Протагор, Протик и др.) утверждали, что политика и государство это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей» и поэтому справедливость не является природным или божественным назначением. Закон это продукт соглашения между людьми, творение человеческого разума. Однако, Платон находил подобные учения неверными, так как они, по его мнению, являются призывом к неповиновению законам. Люди могут нарушать условия договора, несмотря на достигнутые договорённости, и значит нарушать установленный порядок в обществе. В соответствии с учением Платона, «естественным» путём возникают лишь «порочные формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия – это власть честолюбцев, а честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В конечном итоге тимократия переходит в олигархию – господство немногих богачей. В этой форме государственного устройства существует как бы два типа государства: одно для богатых, другое для бедных, и между ними идёт непрерывная борьба. Борьба заканчивается установлением демократии – власти большинства. Но демократическое государство сверх нормы «пропитано свободой» а черезмерная свобода как для отдельного человека так и для государства превращается в рабство. В результате власть захватывает наиболее сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия обязательно превращается в тиранию – самую наихудшую форму государственного устройства. Но тирания не вечна, она постепенно разрушается и всё повторяется заново. Для того чтобы разорвать этот порочный круг, Платон предлагает вариант идеального государства – справедливого правления «аристократов духа» (мудрецов). В этом государстве «красиво всё в целом», Оно ведет к сохранению государственного принципа всеобщности: свобода государства по отношению к индивиду. В основе возникновения такого государства лежит идея Платона о разделении труда. Основным принципом совершенного государства Платон считает справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то определенное занятие и особое положение. Он предлагает строгую иерархию сословий: правители – это философы, воины – это стражи, ремесленники и крестьяне – занимаются физическим трудом, а также систему образования и воспитания строго контролируемую государством. У подданных такого государства всё общее, нет ничего своего: ни собственности, ни семьи.
Аристотель (384 – 322 гг. до нашей эры) дает определение государству как соединению многих деревень и родов ради лучшей, совершенной жизни. Государством у древних греков считалось сосредоточением всех нравственных и умственных интересов подданных. Посредством изучения фактического материала, Аристотель делает попытку анализа реальных форм государственного устройства. Он утверждает, что человек это «политическое животное и поэтому несёт в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идёт от семьи к общине, а от неё к государству (полису). Аристотель связывает функции и предназначение государства с общением – высшей природой целью человеческих существ. Как семья и община, государство выступает высшей формой общественных связей и, поэтому, по выводу Аристотеля, человек есть «животное государственное». Аристотель все формы государства разделяет на правильные и неправильные. К правильным относит те, в которых истинная цель состоит в общем благе а к неправильным такие формы, где имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, в соответствии с учением Аристотеля, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти. Правильные государства: царство или монархия, господство лучших или аристократия, республика или «полития». Правильным формам противопоставляются неправильные: тирания, где есть только польза правителя; олигархия, в которой правят богатые для собственной выгоды; и демократия, где имея в виду только себя, властвуют бедные.
В учениях Аристотеля и Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек – часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу; гражданин – это частица политической общности. Граждане, по мнению Аристотеля, – свободные люди, а свобода –противоположность рабству. Граждане занимаются военными, законодательными и судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею следует сообща т.к. неравенство становится причиной возмущений и переворотов. Политический идеал Аристотеля это государство, в котором только закон и есть сила. В политическом отношении, наиболее подходящей выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы богатых и бедных.
В Древнем Риме в своих работах «О государстве» и «Законы», Марк Туллий Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.) уделял большое внимание разработкам проблем правового равенства. В соответствии с учением Цицерона, право и государство возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включаемым в том числе, и веления человеческой природы. По Цицерону, государство основано на справедливости и всеобщем равенстве. Оно вляется делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государств является охрана собственности граждан. В основе права лежит справедливость, главным требованием которой является не покушаться на чужую собственность и не навредить другим. Цицерон предлагает три формы государства: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Но лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, главным достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Наиболее важным аспектом учения Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он считает одной из основ государства – «право народов», существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Цицерон спрашивает и одновременно отвечает: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». В государстве он видит уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общей пользой и общими началами права.
У Цицерона было немало последователей в различных странах и в разное время, которые утверждали, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» – основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист философ П. Струве и др.
1.2 Учение об общественном устройстве в средние века.
Августин Аврелий (354-430 г.г.) и Фома Аквинский (1224 –1274 г.г.) в средние века предложили учение об общественном устройстве. Епископ Иппонийский Августин выдвинул теорию о двух градах: человеческом и божественном. Согласно этой теории все люди принадлежат к одному из «градов». Град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на гибель – это человеческий град. Божье царство или Град божий создают праведники, предопределеные к спасению. «Град Божий» реализуется через деятельность церкви с приходом Христа и созданием христианской церкви. Поэтому в средневековье получила широкое распространение идея господства церкви над государством, духовной власти над светской. Догма о вселенских правах папы Римского на власть, его право смещать и назначать государей базируется именно на этой идее.
Повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью – учил Доминиканский монах Фома Аквинский. Но всякий вправе сопротивляться власти, если эта власть просто отобрана у законного правителя , завоёвана. Кроме того, можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, в случае если они предписывают греховные деяния. Фома Аквинский бал сторонником монархии, он различал два типа монархии: политическую и абсолютную. Предпочтительней он считал политическую монархию потому, что в ней монархи руководствуясь законом действуют в его пределах.
1.3 Наука о государстве в эпоху Возрождения.
В эпоху Возрождения значительную роль в развитии науки о государстве сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469 – 1527 г.г.). Он написал две работы о теории государства – «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». В соответствии с изложенными в этих работах взглядами, государство рассматривается как политическое состояние общества: отношения подвластных и властвующих, наличие соответствующим образом организованной политической власти, юстиции, законов и учреждений. Он отдаёт предпочтение не монархии, а республике, как наиболее правильной форме государственного устройства. Республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти, а единовластие необходимо только при создании и реформировании государств. Макиавелли считал, что борьба противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих также оказывает большое влияние на государство. Из соотношения в обществе борющихся сил он выводит конкретные формы государства, предпочитая умеренную республику или смешанную форму государства, в которой сочетается аристократические, монархическиг и демократическиг элементы власти.