Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа
Понятие государства является достаточно сложным и далеко не ординарным. К уточнению его смысла постоянно обращались философы и юристы всех стран на всех этапах развития государства, начиная с Древнего Рима, Греции и вплоть до наших дней.
Термин "государство" вошел в обиход лишь в XVI в, ранее говорили о полисе, стране, республике, империи. Итальянский политик и философ Николо Макиавелли (1527 - 1569 гг.) первый применил термин "stato" для обозначения политически организованного общества. В работе "Государь" изложены его взгляды, что государство - это власть, сосредоточенная у одного человека (управителя) и осуществляется над остальными членами общества
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕ
1.1 Наука о государстве в Древнем мире………………………………………..6
1.2 Учение об общественном устройстве в Cредние века. ……………….……9
1.3 Наука о государстве в эпоху Возрождения…………………………...……10
1.4 Развитие учения о государстве в эпоху капитализма…………….……….11
1.5 Марксистско-ленинская наука о государстве………………………..……13
2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА
2.1 Основные теории происхождения государства ………………………...…15
2.2 Взаимосвязь понятия и понимания государства……………………..……17
2.3 Понятие и определение государства……………………………….………19
2.4 Понятие государства в российской Конституции ……….………………..24
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….…………28
2.3 Понятие и определение государства.
В истории известны сотни определений и понятий государства сформулированые теоретиками-государствоведами, социологами, философами, теологами, государственными и политическими деятелями. Вот лишь некоторые из них:
государство - это аппарат (машина) для поддержания господства единого класса над другим;
государство - это политическая форма социально-экономически дифференцированного общества;
государство - это "нечто разумное в себе", или "нравственный универсум";
государство - это "власть, население, территория";
государство - это "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы";
государство - это "сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни".
Широко известны
определения государства
Выработанные многочисленные определения и понятия государства позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:
государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть противоречивая и развитая структура на всех уровнях (собственность, экономика, личность, формы сознания, социальные группы, социальные классы и др.);
государство в целом - это продукт жизнедеятельности общества;
на познавательном, теоретическом уровне общество и государство не совпадают друг с другом;
общество, в
котором есть государство - это государственно-
противоречивые, сложные, развитые объективные потребности общества в государстве определяют и само назначение, цели, функции, деятельность, задачи государства; при этом теоретически несущественно, о чем идет речь - достижение "общего блага", "лучшей жизни", "общей пользы" или самоуправления, самоорганизации общества с помощью государства;
при любом определении государства речь идет и об определенном государственном аппарате, властных институтах, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы.
Данные выводы позволяют сформулировать такое определение государства: государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление политическими, духовными, социальными, экономическими процессами жизни общества.
Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор политического режима, формы правления происходит в зависимости каких-либо особенностей; исторических, географических, климатических условий.
Здесь важно отметить следующее. Любое определение государства, кто бы его ни давал (например, среди авторов вышеприведенных определений - Маркс, Ленин, Аристотель, Гегель Гроций,), всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно теоретически реконструировать, научно выразить,вобрать в себя свойства государства и многочисленные функциональные, структурные, сущностные, формальные характеристики. Однако, абстрактный характер определений и понятий государства не является их недостатком. Поскольку он связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства, это- их неотъемлемое свойство.
С давних времен мыслители пытались определить понятие «государство». Еще древнеримский оратор, политический деятель и философ Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в различных странах и в разное время — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Правовед Н. М. Коркунов придерживался несколько иной позиции утверждая, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху
широкое распространение
1) совокупность человеческих индивидов;
2) суверенную власть;
3) правительство;
4) определенную территорию.
Г. Ф. Шершеневич писал: «Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».
Определение Дюри и Шершеневича, которое наиболее верно отражает некоторые признаки (черты) государства, дало поводы для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство с обществом, другие - со страной, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что его сторонники называли принудительную власть одним из отличительных признаков государства: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».
Не согласны с вышеукзанным определением и сторонники психологической теории права например Ф. Ф. Кокошкин утверждал: «Государство не совокупность людей определенного рода а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — вовсе не все государство, а тоже лишь один из его признаков.
Трудности выработки логического определения, установления содержания и отличительных признаков анализируемого сложного и изменяющегося явления государства, породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству».
К. Маркс и Ф. Энгельс, неоднократно обращаясь к определению государства, считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал пожалуй, самое конфронтационное но краткое и логичное определение: «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим» писал он. Обе формулировки были широко распространены и в официальной пропаганде, и в науке. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества, эти определения подходят к диктаторским и тираническим государствам. Вышеуказанные определения выводя на первый план насильственную сторону, мешают увидеть в государстве ценные феномены социального порядка, цивилизации и культуры.
Современный уровень знаний позволяя рассматривать государство как высокоразвитую форму организации совместной жизни людей на определенной территории, вместе с тем не отрицает взгляд на государство, предложенный Гумпловичем: государство - это естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка.
Как отмечал еще Б.А. Кистяковский, сущность современного государства состоит в отстаивании и закреплении социальных интересов людей, а это возможно только посредством деятельности специального органа, управляющего обществом. Таким органом и является государство.
В соответствии с современной учебной литературой государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны.
Наиболее точной, на мой взгляд, будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Это определение больше подходит к современному государству и, в то же время, отражает общее понятие государства. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества и всех его граждан, выполняющая жизненно необходимые для общества функции, обеспечивающая его единство и целостность, управляющая важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) обязано гарантировать права и свободы граждан, поддерживая гуманный и надежный правопорядок в обществе.
2.4 Понятие государства в российской Конституции.
Понятие государства в Конституции Российской Федерации тесно связано и отражает исторические, политические и общественные особенности России.
Конституция Российской Федерации в редакции 1978 года тесно увязывала в единое целое два основных признака государства: "территория" и "суверенитет". Конституция и начиналась с провозглашения важнейшего исходного положения: Российское государство — это суверенное государство. Целая глава Конституции была посвящена характеристике главных свойств суверенного государства: самостоятельность и свободное осуществление всей полноты власти на территории страны; целостность и неотчуждаемость территории Российской Федерации; единство территорий Российского государства и др.
В Конституции Российской Федерации 1993 года все эти признаки суверенного государства отсутствуют. В первой статье Конституции даже не упоминается при определении Российской Федерации, что она является суверенным государством. Понятие "суверенное государство" вообще отсутствует. Правда, в преамбуле Конституции говорится о возрождении "суверенной государственности России", а в статье 4 — о "суверенитете Российской Федерации", но эти выражения имеют иное содержание. Не обозначено и положение о том, что территории субъектов Федерации, "включаемые", согласно п. 1 статьи 66 Конституции в состав территории Российской Федерации, образуют единую территорию единого государства. А раз так, то стало возможным понимать территорию Российского государства как сумму территорий субъектов Федерации. И события показали, что такая возможность активно использовалась на практике при утверждении конституций в субъектах Федерации. В конституциях всех "суверенных" республик "забыли" написать о территории и суверенитете Российской Федерации. Конституция Кабардино-Балкарской Республики, например, относит к исключительному ведению республики "территорию" и "статус" республики, "защиту" ее "государственности". Грубо нарушается тем самым статья 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой территория и федеративное устройство Российской Федерации относятся к исключительному ее ведению. Самопровозглашая свой суверенитет, все республики объявили территории республик своими территориями. Более того, Конституция Республики Татарстан содержит статью, объявляющую территорию республики "неприкосновенной" (статья 60). Установив верховную власть на "своей" территории, ряд республик закрепили в Конституции и право на отделение от России.
Вместе с тем, многие области и края не пошли по этому пути, заняв принципиально иную, государственную позицию. Так, в Уставе Ярославской области зафиксировано, что территория Ярославской области является составной частью территории Российской Федерации, и что Ярославская область "не вправе выйти из состава Российской Федерации". В Уставе Ставропольского края подчеркивается, что край является неделимой частью Российской Федерации и не имеет права выхода из ее состава. В Уставах Иркутской, Новгородской, Свердловской и других областей говорится, что территории этих областей являются "частью", "неотъемлемой частью", "составной частью" единой территории Российской Федерации. Нужно отметить, что конституция изобилует многочисленными неясностями, которые, как обычно бывает в России, будут разрешены только в момент самой крайней необходимости.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая вышеизложенное можно сделать заключение, что государство возникло не сразу, а явилось результатом эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только объективных, но и субъективных причин.
Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д.
Однако все эти факторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за всей этой чередой исторических событий не последовал раскол общества на антагонистические классы. Последние же были не просто большими группами людей, занимающими самостоятельное место в системе общественного производства. Они вели между собой яростную борьбу, имея непримиримые в тех условиях интересы, поставили под вопрос само существование цивилизациии, обеспечив тем самым неюбходимость появления органа защиты.
Так или иначе, но любые внутренние или внешние опасности ставят под угрозу человеческую жизнь, наносят ущерб обществу, подрывают первооснову государства - его целостность, т.е. определенное политическое, идеологическое, экономическое, социальное, духовное, суверенное, географическое состояние. Поэтому появление государства, а также права как эффективного средства урегулирования классовых столкновений явилось некоторой гарантией стабилизации происходящих в обществе тех или иных процессов, своего рода «спасением» человечества.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ