Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:54, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, государство – это результат общественного развития. С развитием общества изменяется и государство, его функции и цели, изменяется и само понимание такого явления как государство, поэтому в данной работе я попытаюсь раскрыть сущность государства: выявить то, что указывает на необходимость государства в обществе и почему общество не может существовать без государства. Изучить то главное, что присуще любому государству, то, без чего государство не может существовать.
Введение.
1. Понятие государства.
2. Сущность государства.
3. Социальное назначение государства.
Заключение.
Список используемой литературы.
4. Государственный суверенитет
Являясь
комплексным признаком и
Все вышесказанное позволяет сделать определенный вывод и дать понятие такому термину, как «государство». Более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
2. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.
Для того чтобы понять, что собой представляет государственно – организационное общество, необходимо рассмотреть сущность государства.
Прежде чем обратиться к определению сущности государства, необходимо дать определение и разъяснить, что же вообще такое сущность как философская категория. Под сущностью в философии чаще всего понимается главное в явлении, т.е. некая совокупность внутренних характеристик, без которых любое явление теряет свое своеобразие.
Сущность государства обозначает самые важные внутренние его стороны, то, что остается устойчивым на всем протяжении его существования. Это то главное, что присуще всякому конкретному государству, то, что является общим для всех государств, то, без чего нет государства как такового.
Выявление сущности государства в практическом плане означает определение характера его отношений с обществом, на базе которого оно растет и развивается. Установить сущность любого государства – значит определить: служит оно всему обществу или только его части; в какой мере выражает и защищает интересы общества и в какой интересы его господствующих кругов; интересы какой части общества полностью или частично игнорирует или же ущемляет.
На протяжении истории цивилизации были и есть конкретные государства – Египет, Япония, Индия, Беларусь и т.д. Все они имеют свою специфику, то, что отличает их от других государств, но в то же время имеется нечто общее, без чего государства как такового нет.
Вопрос о сущности государства уходит глубоко в историю. Множество древних мыслителей и ученых излагали свои мысли по этому вопросу. Они связывали сущность государства с различными общественными явлениями.
Платон в своих сочинениях пытался выявить социальную сущность государства. Так, Платон видел социальное предназначение государства в достижении единой цели – блага всего полиса. Философ выстраивал теоретическую модель идеального государства, вся деятельность которого направлена на достижение счастливого существования причем «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом». Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 189.
Свои идеи о сущности государства высказывал Аристотель. В своем труде «Политика» он, как и Платон, усматривает основное предназначение государства в достижении общего блага. «Поскольку, как мы видим, – пишет философ, – всякое государство представляет своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся… к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим». Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 376.
В средневековых учениях сущность государства связывается, прежде всего, с божественным волеустановлением. Наиболее ярким выражением политико-правовой мысли данного периода является теологическое учение святого Августина (Августина Блаженного). Мыслитель фактически выдвинул идею прогрессивного развития общества, целью которого является счастье, воплощенное в Боге. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991. С. 214.
Некоторым сходством с
Другим этапом в рассмотрении вопроса о сущности государства стал марксизм. В данном учении особый акцент делался на классовой сущности государства, которое, сообразно классовой теории, «есть машина для поддержания господства одного класса над другим». Ленин В. И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 73. При этом отмечалось, что «если политическая власть в государстве находится в руках такого класса, интересы коего совпадают с интересами большинства, тогда управление государством действительно согласно воле большинства возможно. Если же политическая власть находится в руках класса, интересы коего с интересами большинства расходятся, тогда всякое правление по большинству неизбежно превращается в обман или подавление этого большинства». Ленин В. И. О конституционных иллюзиях // Полн. собр. соч. Т. 34. С. 39.
Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства — его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество от разрушения, сохраняя, тем самым, его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.
Политико-правовая
мысль эпохи Возрождения
Данная тенденция не могла не отразиться и на понимании социальной сущности государства. Как и в эпоху Античности политико-правовая мысль Возрождения, а затем и Просвещения усматривает основное предназначение государства в служении земным интересам, земному благу. Своей кульминации это подход достиг в доктрине народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо. Рассматривая суверенитет как «общую волю» народа, Руссо выделяет три составляющие народного суверенитета: 1) неотчуждаемость; 2) неделимость; 3) верховенство. Руссо Ж.-Ж.. Педагогические сочинения. Т. 2. М., 1981. С. 174. Из концепции народного суверенитета французский философ выводил и сущность государства, предназначение которого он усматривал именно в выражении общей воли народа.
в рамках
различных политико-правовых концепций
отмечалось, что государство в
своей деятельности стремится к
установлению определенного порядка,
позволяющего обеспечивать реализацию
интересов представителей различных
социальных групп или общества в
целом, сохранять стабильность социальной
системы, противостоять тенденциям
деструктивного, разрушительного характера.
В зависимости от того, интересы
каких социальных групп отстаивает
государство, различают общесоциальную
(общечеловеческую) и классовую сущность
государственной деятельности. Направленность
государственной деятельности на обеспечение
интересов всех членов общества предполагает
общесоциальную (общечеловеческую) сущность
государства. В том случае, если основной
задачей государства
Согласно теории всеобщего
благоденствия, государство стало
надклассовым, выражает интересы всех
слоев населения, обеспечивает благоденствие
всех. Базой этой теории послужили
успехи развитых стран в обеспечении
высокого уровня жизни населения. Теория
всеобщего благоденствия
Современные теории раскрывают сущность государства следующим образом.
Теория плюралистической демократии полагает, что в современном обществе классы перестали существовать, и власть, таким образом, утратила свою классовую сущность. Общество представляет собой совокупность структур, на основе которых создаются различные организации, оказывающие воздействие на конкретные органы государств и определяющие таким образом государственную политику. Исходя из этой теории каждый человек и каждая организация обладает частицей государственной власти и участвуют в управлении государством. Поэтому государство является выразителем интересов всеобщей воли.
В современной юридической науке широкое распространение получил новый подход. В соответствии с этим подходом сущность государства усматривается в обеспечении безопасности социума, интересы которого оно выражает. Например, раздел II, ст. 21 Конституции Республики Беларусь гласит о том, что: « Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей ценностью».
Вместе с тем наряду с решением
сугубо корпоративных (классовых) задач
государство выполняет
Практически любое государство наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи
Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.
Большинство
государств современного мира являются
демократическими. Демократическое
государство - это публично-властным
способом устроенное общество, достигшее
в своем развитии стадии цивилизации,
т.е. публично-властная организация
народа. Именно государство как публично-
На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные, и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.
Рассмотрение данных теорий позволяет заключить, что в рамках различных политико-правовых концепций отмечалось, что государство в своей деятельности стремится к установлению определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям разрушительного характера.
Таким образом, взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняется и воззрение, и социальное назначение государства. Поэтому из этого следует вывод, что для полного и объективного познания сущности государства недостаточно только классового подхода, следует использовать положения и других теорий о государстве.
3. СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой.
Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.
Попытки
определить социальное предназначение
государства на всю его историческую
перспективу предпринимались
Марксистская доктрина основным предназначением государства видела создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя при этом, по словам В.И. Ленина, их столкновение