Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов, связанных с изучением формы государства и его составных элементов.
При изучении данной темы курсовой работы передо мной были поставлены следующие задачи:
изучить понятие и элементы формы государства;
рассмотреть форму правления государства, как составной элемент формы государства;
рассмотреть формы государственного устройства;
рассмотреть формы государственного режима.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и элементы формы государства........................................
Глава 2. Понятие Формы правления......................................................10
Монархия......................................................................................................10
Республика..................................................................................................14
Глава 3. Понятие формы государственного устройства...........................18
3.1 Унитарное государство...................................................................................18
3.2 Федерация........................................................................................................21
3.3 Конфедерация..................................................................................................23
Глава 4. Понятие государственного режима................................................25
4.1 Демократический режим......................................................................28
4.2 Антидемократический режим......................................................................32
Заключение...........................................................................................................34
Список использованных источников..............................................................35
Содержание
Введение......................
Глава 1. Понятие и элементы формы государства...................
Глава 2. Понятие Формы правления.....................
Глава 3. Понятие формы государственного
устройства....................
3.1 Унитарное государство.........
3.2 Федерация.....................
3.3 Конфедерация..................
Глава 4. Понятие государственного
режима........................
4.1 Демократический режим.........................
4.2 Антидемократический режим.........................
Заключение....................
Список использованных источников....................
ВВЕДЕНИЕ
Темой данной курсовой работы является форма государства. Наверное, это не самая актуальная тема в нынешнее время, но изучение форм государства очень важно для познания такого сложного социального института, как государство.
Основной целью курсовой работы является изучение строения государства, его основных частей, внутренней структуры, основных методов установления и осуществления государственной власти.
В различные времена развития теории государства и права, существовало много точек зрения по данному вопросу. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Я в своей курсовой работе за основу взяла более поздние мнения, в которых форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Рассмотрение этих составных частей формы государства займет большую часть моей курсовой.
Итак, форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами, в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов, связанных с изучением формы государства и его составных элементов.
При изучении данной темы курсовой работы передо мной были поставлены следующие задачи:
Структура курсовой работы состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена изучению понятия формы государства.
Вторая глава раскрывает понятие формы правления государства и ее виды.
Третья глава раскрывает понятие формы государственного устройства и его виды.
Четвертая глава раскрывает понятие формы государственного режима и его виды.
Глава 1. Понятие и элементы формы государства
Важность четкого определения формы государства становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации; о форме государства.
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно "так" — организоваться, чтобы он уважал, законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.
В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный
уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.1
Форма государства – это организация и устройство публичной власти, отражающая особенности развития страны, уровень демократической зрелости общества, культуры и национальной самобытности народа.2
Таким образом, элементами формы государства в моей курсовой работе будут рассмотрены:
1) форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.
2) форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.
3) политический (государственный) режим – представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.
Таким образом, форма государства – это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трёх вышеназванных составляющих.
Глава 2 Понятие формы правления
2.1 Монархия
Под формой правления следует понимать определённую систему организации и формирования верховной власти в государстве, включающую так же порядок взаимоотношений между её представителями.3
Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Монархия (от греч. monarhia - единовластие, единодержавие) - это форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически единолично) и переходит, как правило, по наследству. Не случайно король Франции Людовик XIV (1643 - 1715 гг.) позволил себе ставшее затем крылатым афоризмом следующее выражение: "Государство - это я".4
Как государственный институт монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она уже стала основной формой государственного правления в разных обществах и в разные времена. Самой древней в мире монархической династией считается японская.
Согласно официально канонизированной в стране легенде свою родословную она ведет от богини солнца Аматерасу. Ее основателем считается прямой потомок богини император Дзимму, взошедший на престол 11 февраля 660 г. до нашей эры. Он следующим образом определил божественное предназначение Страны восходящего солнца: "собрать восемь углов мира под одной крышей". Сейчас 11 февраля в Японии считается государственным праздником и отмечается как день основания государства. За все время существования японской монархической династии на посту императора сменилось 125 человек.
Признаки монархии:
- в большинстве случаев
- персонифицирует государство, выступая от имени всего народа;
- не несет конкретной
Итак, монархии делятся на два основных вида: абсолютную и конституционную (ограниченную). Первая характерна в основном для Древних и средневековых государств, вторая - для государств Нового и Новейшего времени.
Абсолютная монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу императору (до 1992 г. - Саудовская Аравия, Оман - до 1996 г., в настоящее время абсолютная монархия в ее "чистом виде" отсутствует). Для абсолютистской монархии характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, ведет внешнюю и внутреннюю политику, собирает и расходует налоги, причем делает это без всякого участия народа в законодательной деятельности, без контроля со стороны народа за управлением государством. Абсолютистская форма монархии, как правило, сопровождается произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх.
Так, в рабовладельческом обществе монархия зачастую выступает как неограниченная деспотия, но расцвет абсолютистской монархии как формы правления приходится в основном на средневековье. Разновидностью абсолютистской монархии является теократическая монархия, глава государства одновременно представляет и светскую и религиозную власть. С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь, таким образом, к интересам нового господствующего класса – буржуазии.
Конституционная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию (Бахрейн, Кувейт, Бутан, Великобритания, Дания и др.)
Конституционная монархия имеет разные формы: парламентскую и дуалистическую.
Дуалистическая - власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом (Кувейт, Марокко, Иордания и т.д.). По мнению специалистов, часто это промежуточный, переходный период от абсолютной монархии к парламентарной. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения.
Конституционной монархии свойственно юридическое, законодательное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной деятельности. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует и является символической;
- законодательные акты
принимаются парламентом и
- правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать Великобританию, Бельгию, Данию и др.
2.2 Республика
Республика (лат. respublica- общее дело) представляет собой государство, в котором верховное правление осуществляется выборным органом от имени народа, делегирующего ему свои полномочия на определённый срок.5