Понятие государственного режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов, связанных с изучением формы государства и его составных элементов.
При изучении данной темы курсовой работы передо мной были поставлены следующие задачи:
изучить понятие и элементы формы государства;
рассмотреть форму правления государства, как составной элемент формы государства;
рассмотреть формы государственного устройства;
рассмотреть формы государственного режима.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и элементы формы государства........................................
Глава 2. Понятие Формы правления......................................................10
Монархия......................................................................................................10
Республика..................................................................................................14
Глава 3. Понятие формы государственного устройства...........................18
3.1 Унитарное государство...................................................................................18
3.2 Федерация........................................................................................................21
3.3 Конфедерация..................................................................................................23
Глава 4. Понятие государственного режима................................................25
4.1 Демократический режим......................................................................28
4.2 Антидемократический режим......................................................................32
Заключение...........................................................................................................34
Список использованных источников..............................................................35

Файлы: 1 файл

готовая2.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Конфедерация

 

Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, объединяющихся на основе международного договора для обеспечения взаимных интересов.12

Конфедерация характеризуется следующими показателями.

1. Это не союзное государство (как в федерации), а союз суверенных государств;

2. Создание конфедерации не образует  нового государства. Это договор  между суверенными государствами;

3. В конфедерации есть право выхода из союза и договора;

4. В конфедерации нет единой  централизованной власти законодательной, исполнительной, судебной. Конфедеративные структуры создаются из представителей суверенных государств и не имеют властных полномочий по отношению к населению;

5. Конфедерация не имеет единой  территории, налогообложения, финансовой системы;

6. Опыт показывает, что конфедерация  – это союз временный, переходный  в союзное государство (федерацию) либо распадающийся по мере  достижения целей или в силу  других обстоятельств.

Формы объединения государств можно подразделить на добровольные и насильственные

К добровольным формам объединения государств помимо конфедерации можно отнести содружества, сообщества, ассоциации.

Содружество — это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (как, например, у стран СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран). Связи между членами содружества менее тесные, нежели у участников конфедераций, а потому порядок вступления и выхода из содружества более простой.

Сообщество — объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе, например Организация стран — экспортеров нефти.

Ассоциация — это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и т. п.). В качестве примера можно привести Ассоциацию стран тихоокеанского региона — АСЕАН, созданную для поддержания мира и порядка в этой зоне.

 

К насильственным формам объединения государств относятся союзы и империи. Правда, такие объединения, скорее из области прошлого, хотя и не столь отдаленного.

Истории известны и другие формы объединения государств – протекторат и уния.

 Под протекторатом  понимается разновидность международного договора, в рамках которого одно государство на добровольной основе берет на себя обязательство покровительствовать другому, более слабому (в экономическом, военном, политическом и ином смыслах). Это может выражаться следующим способом: в осуществлении представительства его интересов во внешних делах; в оказании экономической и иной помощи на безвозмездной основе; в обеспечении военными средствами защиты его суверенитета. В настоящее время о протекторате следует говорить в прошедшем времени.

Уния - союз, соединение или объединение государств. К этой форме сотрудничества государств относятся федерации, конфедерации и объединения монархических государств в форме личной или реальной уний.

Империя - это объединение под одной короной различных государственных образований, подчиненных императору, законам империи. Обычно создавались путем завоевания чужих земель (империя франков, Римская империя, Германская империя, Российская империя и др.).13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4 Понятие Политического режима

4.1 Демократический режим

 

Длительное время при рассмотрении формы государства в основном проводился анализ построения его высших органов и территориального устройства страны. В меньшей степени принимались во внимание состояние демократии в обществе, а так же специфика проявления властных приемов и способов управления делами государства при определенном режиме, уровень его признания и поддержки населением. На сегодняшний день государственно-политический режим как совокупность методов и средств закрепления, легитимации и осуществления государственной власти становится существенным фактором, характеризующим ту или иную страну.14

Политический (государственный) режим - совокупность способов осуществления государственной власти, проявляющихся в отношениях государства и общества, характеризующих степень участия населения в осуществлении власти, состояние прав и свобод граждан.

Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой — понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.15

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократический, либеральный (переходный), антидемократические (авторитарные и тоталитарные) режимы.

Собственно демократический режим («демократия» от др. греч. «демос» и «кратос» – народовластие) – это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их Провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.16 Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Демократия характеризуется следующими чертами:

1. Источником власти в государстве  является народ. Он избирает власть  и наделяет ее правом решать  любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей;

2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества – «гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти – только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами»;

3. Разделение властей (отделение  друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным  правом издавать законы. Исполнительная  высшая власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять

соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга;

4. Право народа влиять на выработку  политических решений (путем одобрения  или критики в средствах массовой  информации, демонстраций или лоббистской  деятельности, участия в предвыборных  кампаниях). Политическое участие  народа в выработке принимаемых  решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами;

5. Политический плюрализм. Возможность  образования двух- или многопартийной  системы, конкуренция политических  партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его;

6. Высокая степень реализации  прав человека. К ним относятся  нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и её название – непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права,

референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них – выборы, референдумы – четко регламентированы соответствующими нормативными актами Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в (санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоёв, политических партий и общественных организаций.

Либеральный режим характерен для стран, покончивших с антидемократическим правлением автократии, проводящих либеральные реформы в экономике, в политической системе общества, в методах и способах осуществления государственной власти. Для данного режима характерно:

1 законодательное закрепление  принципиальных демократических  институтов, прав и свобод человека  и гражданина;

2 осуществление либерализации  экономических отношений;

3 утверждение многопартийности  и идеологического плюрализма  в целом;

4 проведение альтернативных выборов  высших, региональных и местных  органов власти;

5 практически реализует принцип  разделения властей с созданием системы «сдержек и противовесов»

В тоже время в условиях перехода к демократическому режиму нередко проявляются:

1 низкая эффективность законодательства;

2 недействительность сформированного  механизма защиты прав человека;

3 соединение в управление делами государства черт авторитаризма и демократизма;

4 сохранение в своей основе  прежней номенклатуры с ее  коррумпированностью и стремлением  оставить за собой влияние  в обществе;

5 в духовной необеспеченности преобразований соответствующим уровнем правовой и политической культуры общества.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Антидемократический  режим

 

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим выступает как власть, характеризующая полным (тотальным) контролем государства над обществом и личностью.18

Слово «тоталитаризм» происходит от латинского totalis, что означает весь, целый, полный. Сам термин был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии. В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем всем формам тоталитаризма присущи общие черты, которые отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного режима:

1 стремление государства к полному господству над всеми сферами 
общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2 практически полное отчуждение общества от политической 
власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании  
формируется представление о «единстве», «слиянии» 
власти и народа;

3 монопольный государственный контроль над экономикой, 
средствами массовой информации, культурой, религией и 
т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4 абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация  
общественных отношений, базирующаяся на принципе 
«дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

5 формирование «государственной власти» бюрократическим 
способом, по закрытым от общества каналам; она окружена 
«ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

6 доминирующим методом управления является насилие, принуждение, террор; 
          7 господство одной партии, фактическое сращивание ее про- 
аппарата с государством, запрет оппозиционно 
настроенных сил;

Информация о работе Понятие государственного режима