Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов, связанных с изучением формы государства и его составных элементов.
При изучении данной темы курсовой работы передо мной были поставлены следующие задачи:
изучить понятие и элементы формы государства;
рассмотреть форму правления государства, как составной элемент формы государства;
рассмотреть формы государственного устройства;
рассмотреть формы государственного режима.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и элементы формы государства........................................
Глава 2. Понятие Формы правления......................................................10
Монархия......................................................................................................10
Республика..................................................................................................14
Глава 3. Понятие формы государственного устройства...........................18
3.1 Унитарное государство...................................................................................18
3.2 Федерация........................................................................................................21
3.3 Конфедерация..................................................................................................23
Глава 4. Понятие государственного режима................................................25
4.1 Демократический режим......................................................................28
4.2 Антидемократический режим......................................................................32
Заключение...........................................................................................................34
Список использованных источников..............................................................35
3.3 Конфедерация
Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, объединяющихся на основе международного договора для обеспечения взаимных интересов.12
Конфедерация характеризуется следующими показателями.
1. Это не союзное государство (как в федерации), а союз суверенных государств;
2. Создание конфедерации не
3. В конфедерации есть право выхода из союза и договора;
4. В конфедерации нет единой централизованной власти законодательной, исполнительной, судебной. Конфедеративные структуры создаются из представителей суверенных государств и не имеют властных полномочий по отношению к населению;
5. Конфедерация не имеет единой территории, налогообложения, финансовой системы;
6. Опыт показывает, что конфедерация – это союз временный, переходный в союзное государство (федерацию) либо распадающийся по мере достижения целей или в силу других обстоятельств.
Формы объединения государств можно подразделить на добровольные и насильственные
К добровольным формам объединения государств помимо конфедерации можно отнести содружества, сообщества, ассоциации.
Содружество — это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (как, например, у стран СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран). Связи между членами содружества менее тесные, нежели у участников конфедераций, а потому порядок вступления и выхода из содружества более простой.
Сообщество — объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе, например Организация стран — экспортеров нефти.
Ассоциация — это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и т. п.). В качестве примера можно привести Ассоциацию стран тихоокеанского региона — АСЕАН, созданную для поддержания мира и порядка в этой зоне.
К насильственным формам объединения государств относятся союзы и империи. Правда, такие объединения, скорее из области прошлого, хотя и не столь отдаленного.
Истории известны и другие формы объединения государств – протекторат и уния.
Под протекторатом понимается разновидность международного договора, в рамках которого одно государство на добровольной основе берет на себя обязательство покровительствовать другому, более слабому (в экономическом, военном, политическом и ином смыслах). Это может выражаться следующим способом: в осуществлении представительства его интересов во внешних делах; в оказании экономической и иной помощи на безвозмездной основе; в обеспечении военными средствами защиты его суверенитета. В настоящее время о протекторате следует говорить в прошедшем времени.
Уния - союз, соединение или объединение государств. К этой форме сотрудничества государств относятся федерации, конфедерации и объединения монархических государств в форме личной или реальной уний.
Империя - это объединение под одной короной различных государственных образований, подчиненных императору, законам империи. Обычно создавались путем завоевания чужих земель (империя франков, Римская империя, Германская империя, Российская империя и др.).13
Глава 4 Понятие Политического режима
4.1 Демократический режим
Длительное время при рассмотрении формы государства в основном проводился анализ построения его высших органов и территориального устройства страны. В меньшей степени принимались во внимание состояние демократии в обществе, а так же специфика проявления властных приемов и способов управления делами государства при определенном режиме, уровень его признания и поддержки населением. На сегодняшний день государственно-политический режим как совокупность методов и средств закрепления, легитимации и осуществления государственной власти становится существенным фактором, характеризующим ту или иную страну.14
Политический (государственный) режим - совокупность способов осуществления государственной власти, проявляющихся в отношениях государства и общества, характеризующих степень участия населения в осуществлении власти, состояние прав и свобод граждан.
Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой — понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.15
В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократический, либеральный (переходный), антидемократические (авторитарные и тоталитарные) режимы.
Собственно демократический режим («демократия» от др. греч. «демос» и «кратос» – народовластие) – это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их Провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.16 Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
Демократия характеризуется следующими чертами:
1. Источником власти в
2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества – «гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти – только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами»;
3. Разделение властей (отделение
друг от друга законодательной,
исполнительной и судебной
соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга;
4. Право народа влиять на
5. Политический плюрализм. Возможность
образования двух- или многопартийной
системы, конкуренция политических
партий и их влияние на народ,
существование на законных
6. Высокая степень реализации
прав человека. К ним относятся
нормы, правила и принципы взаимоотнош
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и её название – непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права,
референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них – выборы, референдумы – четко регламентированы соответствующими нормативными актами Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в (санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоёв, политических партий и общественных организаций.
Либеральный режим характерен для стран, покончивших с антидемократическим правлением автократии, проводящих либеральные реформы в экономике, в политической системе общества, в методах и способах осуществления государственной власти. Для данного режима характерно:
1 законодательное закрепление
принципиальных
2 осуществление либерализации экономических отношений;
3 утверждение многопартийности и идеологического плюрализма в целом;
4 проведение альтернативных
5 практически реализует принцип разделения властей с созданием системы «сдержек и противовесов»
В тоже время в условиях перехода к демократическому режиму нередко проявляются:
1 низкая эффективность
2 недействительность
3 соединение в управление делами государства черт авторитаризма и демократизма;
4 сохранение в своей основе
прежней номенклатуры с ее
коррумпированностью и
5 в духовной необеспеченности преобразований соответствующим уровнем правовой и политической культуры общества.17
4.2 Антидемократический режим
К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.
Тоталитарный режим выступает как власть, характеризующая полным (тотальным) контролем государства над обществом и личностью.18
Слово «тоталитаризм» происходит от латинского totalis, что означает весь, целый, полный. Сам термин был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии. В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем всем формам тоталитаризма присущи общие черты, которые отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки тоталитарного режима:
1 стремление государства к
полному господству над всеми сферами
общественной жизни, к всеохватывающей
власти;
2 практически полное отчуждение
общества от политической
власти, но оно не осознает этого, ибо в
политическом сознании
формируется представление о «единстве»,
«слиянии»
власти и народа;
3 монопольный государственный
контроль над экономикой,
средствами массовой информации, культурой,
религией и
т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов
поступков людей;
4 абсолютная «правовая», а
точнее антиправовая, регламентация
общественных отношений, базирующаяся
на принципе
«дозволено только то, что прямо разрешено
законом»;
5 формирование «государственной
власти» бюрократическим
способом, по закрытым от общества каналам;
она окружена
«ореолом тайны» и недоступна для контроля
со стороны народа;
6 доминирующим методом управления
является насилие, принуждение, террор;
7 господство
одной партии, фактическое сращивание
ее про-
аппарата с государством, запрет оппозиционно
настроенных сил;