Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов, связанных с изучением формы государства и его составных элементов.
При изучении данной темы курсовой работы передо мной были поставлены следующие задачи:
изучить понятие и элементы формы государства;
рассмотреть форму правления государства, как составной элемент формы государства;
рассмотреть формы государственного устройства;
рассмотреть формы государственного режима.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и элементы формы государства........................................
Глава 2. Понятие Формы правления......................................................10
Монархия......................................................................................................10
Республика..................................................................................................14
Глава 3. Понятие формы государственного устройства...........................18
3.1 Унитарное государство...................................................................................18
3.2 Федерация........................................................................................................21
3.3 Конфедерация..................................................................................................23
Глава 4. Понятие государственного режима................................................25
4.1 Демократический режим......................................................................28
4.2 Антидемократический режим......................................................................32
Заключение...........................................................................................................34
Список использованных источников..............................................................35
Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного
или коллегиального главы
- выборность на определенный
срок главы государства и
- осуществление государственной
власти не по своему
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений верховной государственной власти.
Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.
Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.6
Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет следующие особенности:
1) Президент избирается население
2) Президент является главой государства, главой правительства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполитический курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять должностей;
3) Правительство формируется
4) Отсутствует право роспуска парламента, который не имеет права отправить правительство в отставку;
5) Президент имеет право вето на законодательные акты парламента;
6) Президент представляет одну из политических партий.
Классической президентской республикой считаются Соединенные Штаты Америки. В конституции США определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту (должность премьер-министра в структуре государственного аппарата США не предусмотрена), а судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков.
В странах Латинской
Америки часто встречаются "суперпрезидентские
республики". Эта форма правления
- практически независимая, слабо
контролируемая
Государственное правление представляет собой своего рода конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением. Фактически абсолютная власть далеко не всегда является гарантией стабильного социально-экономического строя государства. Как правило, в таких государствах уровень жизни населения находится на низком уровне.7
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство в полном составе несёт всю ответственность за свою деятельность.
Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризуется следующими особенностями:
1. Значительной ролью парламента, его формальным верховенством в системе разделения властей: а) парламент формирует правительство из представителей партийного большинства; б) правительство ответственно перед парламентом; в) при утрате поддержки парламентского большинства правительство отправляется в отставку;
2. Своеобразным статусом главы государства – президента, который: а) избирается парламентом; б) является конституционным главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительственного кризиса;
3. Развитостью партийной системы
(многопартийностью), автономностью
других институтов
Разновидностью республиканской формы правления является полупрезидентская, или смешанная республика (Австрия, Болгария, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция и др.). В государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно перед президентом и парламентом страны.
С формальной юридической точки зрения, в России - также полупрезидентская республика, в которой помимо должности президента имеются парламент (Федеральное Собрание) и правительство. В реальности существующая модель государственного управления ближе к президентской республике. В то же время Конституция России допускает возможность изменения формы государственного управления в сторону парламентской республики. Например, Президент России вправе формировать правительство страны из состава парламентского большинства. На данном этапе такая тенденция просматривается.
Глава 3 Понятие формы государственного устройства
3.1 Унитарное государство
Форма государственного устройства, такая форма, представляющая собой внутреннюю структуру государства, включающую в себя систему и характер взаимосвязей центра и составляющее государственное целое отдельных его частей.8
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. Например, все государства мира с многочисленным и многонациональным составом населения, а также большими территориями являются федерациями.
Нередко федеративное государство практически является унитарным. В основе такого несоответствия чаще всего лежит политический фактор. Посредством присвоения себе ряда важнейших полномочий федеральными органами государственной власти и, в первую очередь экономических, фактически федерация превращается в унитарное государство.
Унитарное государство – форма внутригосударственного устройства, при которой территория страны делится на административные единицы, чей статус, как правило, полностью определяется и регулируется законодательством государства.9
Особенности унитарного государства.
1. Это централизованное
государство, не имеющее в своем
составе территориально
2. Такое государство имеет единую систему власти (законодательную, исполнительную, судебную), а территориальные органы подконтрольны центру;
3. Оно имеет единую систему законодательства;
4. Для унитарного государства
характерна единая система
5. В таком государстве существует единое гражданство;
6. Это государство имеет
единый центр
В целом унитарное государство характеризуется единством, целостностью, неделимостью его территории.
В зависимости от вида
контроля различают
Унитарные государства бывают
простыми и сложными. Простое
унитарное государство состоит
только из административно-
В теории государства выделяют также так называемое региональное государство, которое рассматривают как переходное от унитарного государства к федерации. В настоящее время такая форма существует в 4 странах: Италии, Испании, Шри-Ланке и в ЮАР. Вся территория регионального государства разделена на политические автономные образования. Эти образования не принимают своих конституций, но имеют местные представительные собрания, с законодательными полномочиями, и свою администрацию.10
Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.
3.2 Федерация
Федерация- форма территориального устройства страны, представленная отдельными государственными образованиями, которые в целом составляют единое союзное государство.11
Каждое федеративное государство характеризуется собственной спецификой исходя из исторических особенностей, традиций, национального состава населения и т.п. Однако федерациям присущи общие признаки следующего порядка:
1. Федерации имеют два уровня организации власти – федеральный и субъекта федерации (законодательные, исполнительные и судебные ветви власти);
2. Формируются две системы законодательства: федеральное и субъектов федерации;
3. Создается возможность иметь гражданство общефедеральное и гражданство субъекта федерации;
4. Существует двухканальная система налогообложения;
5. Отсутствует право выхода из состава федерации;
6. Субъекты федерации
самостоятельно решают вопросы
административно-
Следует иметь в виду, что
распределение полномочий
Практика федеральных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе трех принципов:
1. Принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;
2. Принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах;
3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий, а также полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.
Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеральных государств (например, России) появился и такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.
Это делегирование как бы снимает вопрос о жестокой подчиненности субъекта федерации центру, свидетельствует о добровольности распределения компетенции. Формула о делегировании полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, т.е. субъекта федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации, прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением.
Федерации могут строиться
по территориальному и