Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:34, курсовая работа
Целью данной работы является исследование такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.
Исходя из цели работы ставятся следующие задачи:
- выявить существенные признаки и задачи данного вида юридической деятельности;
- выявить значение и роль систематизации законодательства;
- рассмотреть основные формы систематизации законодательства;
- выявить основные проблемы систематизации законодательства.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и характерные черты систематизации законодательства
1.1 История возникновения систематизации
1.2 Значение и роль систематизации законодательства
2. Формы систематизации законодательства
2.1 Учет нормативных актов как форма систематизации
2.2 Инкорпорация
2.3 Консолидация
2.4 Кодификация
2.5 Основные этапы систематизации законодательства
3. Проблемы систематизации законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Министерство образования и науки Российской Федерации
Вятский государственный гуманитарный университет
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ В ПРАВЕ
Выполнил
студент 1 курса, группы ЮрД-1В
преподаватель кафедры
теории и истории государства и права
Киров
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и характерные черты систематизации законодательства
1.1 История возникновения систематизации
1.2 Значение и роль систематизации законодательства
2. Формы систематизации законодательства
2.1 Учет нормативных актов как форма систематизации
2.2 Инкорпорация
2.3 Консолидация
2.4 Кодификация
2.5 Основные этапы систематизации законодательства
3. Проблемы систематизации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Право того или иного государства по своей сущности представляет собой совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные правоотношения. Однако во избежание правового и смыслового хаоса, все эти нормы должны быть согласованы, организованы, структурированы и приведены в логически непротиворечивую систему. Само понятие «система» предполагает некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (координации, соподчинении, функциональной зависимости и т.д.). Именно систематизация права является одним из главных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.
Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства.
Таким образом, данная тема актуальна для исследования, так как результаты законодательной деятельности непосредственно регулируют общественные отношения, что влечет за собой необходимость усовершенствования базы нормативно-правовых актов государства, а также принципы действия современного государства требуют демократического принятия, а впоследствии приемлемой и логичной систематизации принятых документов.
Систематизация законодательства объективно отражает состояние юридической науки и практики государства.
Целью данной работы является исследование такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.
Исходя из цели работы ставятся следующие задачи:
- выявить существенные признаки
и задачи данного вида
- выявить значение и роль систематизации законодательства;
- рассмотреть основные формы систематизации законодательства;
- выявить основные проблемы систематизации законодательства.
Методология проведенного исследования представлена формально-юридическим методом, методом сравнительного правоведения, историко-правовым методом, а также логическими приемами анализа и синтеза.
1. Понятие и характерные черты систематизации законодательства
Систематизация в праве – это деятельность по обеспечению системности права, по приведению действующих нормативных актов в единую, согласованную, цельную систему.
Системность права, система законодательства и систематизация в праве – явления, находящиеся в единении, во взаимозависимости.
Системность права – такое его объективное свойство, которое, складываясь в силу экономических и иных социальных потребностей, нуждается вместе с тем (для своего поддержания и развития) в целенаправленной правотворческой работе. Эта работа затрагивает, во-первых, непосредственно нормативный материал, формируемый в процессе правотворчества, т.е. право как таковое, и, во-вторых, упорядочение системы законодательства.
Существует несколько определений понятия «систематизация законодательства»:
1. Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы.
2. Систематизация
3. Систематизация
4. Систематизация законодательства - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путём его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами [6].
Исходя из данных определений можно выделить следующие существенные признаки систематизации законодательства:
1. Систематизация законодательства – это особый вид юридической деятельности.
2. Цель систематизации - это создание единой стройной, эффективно функционирующей системы законодательства, обладающей внутренней упорядоченностью и структурностью.
3. Систематизация осуществляется компетентными органами, но может быть и неофициальная систематизация.
4. Объектом данного вида деятельности является действующее законодательство как система нормативно-правовых актов.
5. Систематизация должна быть научно обоснована, унифицирована.
6. Систематизация в идеале должна быть непрерывной, так как постоянно издаются новые нормативно-правовые акты. Отсутствие работы по приведению законодательства в систему затрудняет его эффективное практическое использование, правовую культуру граждан.
7. Результатом систематизации является создание кодифицированных актов.
1.1 История возникновения систематизации
Примеры издания разного рода официальных сборников и собраний законодательства в истории права довольно многочисленны. Так, Свод законов Юстиниана, как основной источник древнеримского права, представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм.
История создания различного рода сборников и собраний правовых актов в России имеет древние корни.
Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI - XII в. Первым сборником древнерусского права стала Русская Правда.
Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства.
Созданное в середине XVII в. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России.
К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М.М.Сперанского, относится Полное собрание и Свод законов Российской Империи, который просуществовал до октября 1917 г. Свод законов в России был издан в 1832 г. и состоял из 15 томов. В него было включено около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. В него вошли все действующие законодательные акты, исходящие от царя, нормативные акты, принятые Сенатом, министерствами, Святейшим правительственным Синодом.
В 60-70-х гг. XX в. были подготовлены и изданы Систематическое Собрание законодательства СССР в пятидесяти томах и соответствующие собрания в союзных республиках. В них вошли расположенные по предметному принципу все действующие на момент издания собраний законодательные акты и нормативные решения правительств соответственно СССР и союзной республики. На их базе были подготовлены и изданы в 80-х гг. Свод законов СССР (11 томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).
Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства Российской Федерации общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку.
Впервые автоматизированная система правовой информации была создана в США в 60-х гг. группой ученых и юристов под руководством профессора Д.Хорти.
1.2 Значение и роль систематизации законодательства
В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а должно постоянно находиться в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.
Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют обнаружению и ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.
Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы.
Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов [9].
В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.
2. Формы систематизации законодательства
В зависимости от того, на что направлена деятельность по упорядочению законодательства: на совершенствование содержания новых нормативных актов или совершенствование форм изложения норм без изменения содержания, выделяют следующие виды (формы) систематизаций: внутренняя и внешняя [12].
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности [11]:
- учет нормативных актов - сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам;
- инкорпорация законодательства - подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов;
- консолидация законодательства - подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу;
- кодификация законодательства - подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания [10].
2.1 Учет нормативных актов как форма систематизации
Как разновидность систематизации, учёт законодательства и иных нормативных актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию исковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учёт. Учёт осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.
Опыт законодательной и правоприменительной деятельности в Российской Федерации и зарубежных странах показывает, что качество учета нормативных актов в государственных органах и учреждениях, степень его налаженности, эффективность сбора и хранения сведений о действующих нормативных актах, о внесении в них изменений и дополнений во многом определяют юридическую культуру правотворчества, эффективность правоприменительной деятельности и правового воспитания.
Основной задачей учёта является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию.
Сбор подлежащих учёту актов осуществляется различными способами. Значительную их часть можно получить из официально публикуемых сборников нормативных актов. Совокупность нормативных актов, взятых на учёт, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определённом порядке.