Понятие и формы систематизации в праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.
Исходя из цели работы ставятся следующие задачи:
- выявить существенные признаки и задачи данного вида юридической деятельности;
- выявить значение и роль систематизации законодательства;
- рассмотреть основные формы систематизации законодательства;
- выявить основные проблемы систематизации законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и характерные черты систематизации законодательства
1.1 История возникновения систематизации
1.2 Значение и роль систематизации законодательства
2. Формы систематизации законодательства
2.1 Учет нормативных актов как форма систематизации
2.2 Инкорпорация
2.3 Консолидация
2.4 Кодификация
2.5 Основные этапы систематизации законодательства
3. Проблемы систематизации законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

okochurova_37051_rabota-po-tgp.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Сложившуюся в области систематизации законодательства практику следует скорректировать. Для повышения качественного уровня этой деятельности ее необходимо упорядочить в организационном отношении. Сейчас организация работы находится на низком уровне. Функции отделов систематизации определены нечетко, их работа не планируется, мероприятия осуществляются спонтанно. Эти структурные подразделения часто и беспорядочно реорганизуются и в этих условиях мимикрируют, пытаются приспособиться, показать свою значимость.

В связи с существенным обновлением законодательства работа по приведению нормативных правовых актов в соответствие с позднее принятыми актами становится все более значимой. Для квалифицированного участия в ней необходимы специальные навыки и знания методов системного анализа и законодательной техники. Ввиду сложности и специфичности данной работы должна быть обеспечена стабильность кадров на этом участке. Сейчас это условие не соблюдается, имеет место иная тенденция. Специалистов, имеющих соответствующую подготовку, профессионально занимающихся систематизацией законодательства в структурных подразделениях, осуществляющих данный вид деятельности недостаточно.

Практика показала, что работники органов государственного и муниципального управления, правоохранительных органов, юридических служб предприятий стали всё больше времени тратить на поиск и обработку информации, оставляя всё меньше времени на собственно творческий и правоприменительный труд. Это свидетельствует о том, что служба правовой информации как одно из звеньев организационной структуры системы управления не соответствует потребностям сегодняшнего дня.

Посредством классификации локальных нормативных актов по различным основаниям происходит не просто их упорядочивание, а фиксация различного рода сущностных характеристик данных правовых явлений, построение системы данных актов, то есть упорядоченной структуры, состоящих из взаимосвязанных элементов [16]. 

Классификация локальных нормативных правовых актов позволяет ориентироваться в многообразии указанных актов, способствует установлению закономерно существующих связей между ними, определению места того или иного акта во всей их совокупности, помогает лучше различать их, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры.

Наиболее существенными основаниями для классификации следует считать предмет регулирования, форму правового воздействия, содержание, сферу и срок действия локального правового акта [21].

К дополнительным основаниям классификации можно отнести юридическую природу (происхождение) и способы создания (принятия) и санкционирования (легализации) локального акта [19].

Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил и средств выявлять несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.

Систематизация законодательства необходима правоприменителям всегда, особенно в период резкого увеличения объема выполняемой работы, так как логически последовательное, внутренне согласованное изложение правовой информации обеспечивает поиск нужной правовой нормы и ее толкование.

Законодательство должно быть доступно широким слоям населения. Из первоисточника они должны узнать о своих правах и свободах, а также о тех требованиях, которые предъявляют к ним государство и общество. Только надлежащее систематизированное законодательство позволит достичь должного уровня правовой культуры населения и профессионально-юридической культуры правоприменителей. Систематизация законодательства должна быть основана на научных принципах и использовании научных методов. Поиск и активное использование имеющихся сведений потребует определенных умений и навыков лиц, работающих с правовой информацией, так как массив этой информации составляет десятки миллионов знаков. В ближайшем будущем информационный поиск нужного нормативно-правового акта на основе традиционных систем станет невозможным. Подобное положение делает особенно актуальной проблему создания механизированных и автоматизированных информационно-поисковых систем в области нормативно-правовой документации, обеспечения работников, использующих эту информацию, персональными компьютерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были выявлены основные признаки и основные направления такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.

Также рассмотрены основные формы систематизации, к которым относятся учёт нормативных актов, инкорпорация, консолидация и кодификация. Выявлены основные преимущества и недостатки каждой из форм систематизации.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Система законодательства постоянно  развивается. Создав значительное количество правовых актов, необходимо их качественно систематизировать, прежде всего, для удобного их использования и для эффективности правотворческой деятельности. Это способствует ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

2. Высшей формой систематизации  считается кодификация, все остальные формы преимущественно рассматриваются как этапы кодификационной работы, приемы систематизации законодательства. Но в зависимости от конечной цели систематизации законодательства учет, консолидация и инкорпорация могут рассматриваться как самостоятельные формы систематизации. Так как конечный результат этих форм используется в повседневной жизни в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.

3. Одной из наиболее важных  проблем систематизации является проблема создания механизированных и автоматизированных информационно-поисковых систем в области нормативно-правовой документации. Для ее решения необходимо применение современных информационных технологий. Компьютерная систематизация законодательства позволяет доступно и оперативно владеть юридической информацией, проводить текстуальное сравнение нормативных актов с учетом изменений и дополнений, сверять их с новыми законопроектами. Запрашивать различные справочные материалы по законодательству, организовывать конкретно-правовые исследования в области законодательства с учетом общественного мнения по конкретным вопросам правового регулирования, распечатывать тексты нормативных актов и многое другое.

В перспективе при помощи компьютерной техники можно будет решать и более сложные задачи по обнаружению ошибок, дублирований и противоречий в действующем законодательстве.

4. Ещё одной проблемой систематизации  является классификация формирующихся отраслей права, а также отраслей, не получивших ещё достаточного развития. Источники этих отраслей права нуждаются в детальном анализе и рубрикации, по отношению к ним детализация в классификаторе необходима, она могла бы способствовать становлению и развитию новых отраслей права. Классификатор должен не только фиксировать состояние законодательства, отражать его в статике, но и обозначать направления  его развития. Для этого необходимо, чтобы сам классификатор был научно-обоснованным и логически завершенным.

Таким образом, систематизация законодательства должна быть непрерывной деятельностью, которой занимались бы компетентные в данной сфере люди. Необходима система постоянного мониторинга состояния правовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием : 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ] // СЗ РФ. 2009. - № 4. – Ст. 445.
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] : [федер. закон : принят Гос. Думой РФ : 21 окт. 1994 г. :  в ред. федер. закона от 06.12.2011 № 405-ФЗ] // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. - Загл. с экрана.
  3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» [Электронный документ] : [федер. закон : принят Гос. Думой РФ : 25 мая 1994 г. : в ред. федер. законов от 22.10.1999 № 185-ФЗ, от 21.10.2011 № 289-ФЗ] // СЗ РФ. – 1994. - № 8. – Ст. 801. – Режим доступа: [Гарант]. – Загл. с экрана.
  4. Российская Федерация. Президент РФ. Указ Президента РФ «О Классификаторе правовых актов» [Текст] : [указ: принят Президентом 15 марта 2000 г. : в ред. указов Президента от 05.10.2002 № 1129, от 28.06.2005 № 736] // СЗ РФ. – 2000. - № 12. – Ст. 1260.
  5. Российская Федерация. Президент РФ. Указ Президента РФ «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» [Текст] : [указ: принят Президентом 14 фев. 1998 г. : в ред. указов Президента от 19.11.2003 N 1365, от 22.03.2005 N 329] // СЗ РФ. - 2003. - № 47. – Ст. 4520.
  6. Комаров, С. А. Основы государства и права [Текст] / С. А. Комаров. – М. : Манускрипт, 2002. – 320 с.
  7. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства [Текст] : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2001. – 520 с.
  8. Марченко, М. Н. Теория государства и права [Текст] / М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2004. – 640 с.
  9. Мелехин, А. В. Теория государства и права [Текст] : учебник / А. В. Мелехин. – М. : Маркет ДС, 2007. – 640 с.
  10. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права [Текст] : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 543 с.
  11. Пиголкин, А. С. Систематизация законодательства в Российской Федерации [Текст] : под ред. А. С. Пиголкина. - Спб. : Юридический центр Пресс, 2003. – 458 с.
  12. Рассолов, М. М. Теория государства и права [Текст] / под ред. М. М. Рассолова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - с. 395.
  13. Раянов, Ф. М. Теория государства и права [Текст] : учебник / под ред. Ф. М. Раянова. – Уфа : РИЦ БашГУ, 2010. - 430с.
  14. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права [Текст] : Учебник для вузов / под ред. проф. В. Г. Стрекозова. - Изд. 2, перераб. и доп. - М. : Интерстиль, ОМЕГА-Л, 2008. - 384 с.
  15. Белов, А. П. Правотворческая деятельность судов, право и судебная практика в России и за рубежом [Текст] // Право и экономика. 2000. - № 7. – С. 11-12.
  16. Букреева, Е. Правовая природа и функции локальных источников трудового права в условиях рыночной экономики // Законодательство и экономика. 2007. - № 1. - С. 67.
  17. Гущина, Н. А. Система права и система законодательства: соотношение и некоторые перспективы развития [Текст] // Правоведение. - 2003. - № 5. - С. 198 – 204.
  18. Колдаева, Н. П. Современное состояние российского законодательства и его систематизация [Текст] // Государство и право. - 1999. - №3. - С. 24-25.
  19. Кривченков, А. С. Систематизация локальных правовых норм организаций [Текст] : автореф. дис. … канд. юр. наук. / А. С. Кривченков. - М., 2010. С. 17.
  20. Литягин, Н. Н. Еще раз об актуальных проблемах систематизации законодательства [Текст] // Законодательная власть. – 2000. - № 2-3. – С. 17-18.
  21. Чуманов, Е. В. Классификация в российском законодательстве [Текст] : дис. … канд. юр. наук. / Е. В. Чуманов. - Н. Новгород, 2005. - С. 78.

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и формы систематизации в праве