Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:34, курсовая работа
Целью данной работы является исследование такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.
Исходя из цели работы ставятся следующие задачи:
- выявить существенные признаки и задачи данного вида юридической деятельности;
- выявить значение и роль систематизации законодательства;
- рассмотреть основные формы систематизации законодательства;
- выявить основные проблемы систематизации законодательства.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и характерные черты систематизации законодательства
1.1 История возникновения систематизации
1.2 Значение и роль систематизации законодательства
2. Формы систематизации законодательства
2.1 Учет нормативных актов как форма систематизации
2.2 Инкорпорация
2.3 Консолидация
2.4 Кодификация
2.5 Основные этапы систематизации законодательства
3. Проблемы систематизации законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Сложившуюся в области систематизации законодательства практику следует скорректировать. Для повышения качественного уровня этой деятельности ее необходимо упорядочить в организационном отношении. Сейчас организация работы находится на низком уровне. Функции отделов систематизации определены нечетко, их работа не планируется, мероприятия осуществляются спонтанно. Эти структурные подразделения часто и беспорядочно реорганизуются и в этих условиях мимикрируют, пытаются приспособиться, показать свою значимость.
В связи с существенным обновлением законодательства работа по приведению нормативных правовых актов в соответствие с позднее принятыми актами становится все более значимой. Для квалифицированного участия в ней необходимы специальные навыки и знания методов системного анализа и законодательной техники. Ввиду сложности и специфичности данной работы должна быть обеспечена стабильность кадров на этом участке. Сейчас это условие не соблюдается, имеет место иная тенденция. Специалистов, имеющих соответствующую подготовку, профессионально занимающихся систематизацией законодательства в структурных подразделениях, осуществляющих данный вид деятельности недостаточно.
Практика показала, что работники органов государственного и муниципального управления, правоохранительных органов, юридических служб предприятий стали всё больше времени тратить на поиск и обработку информации, оставляя всё меньше времени на собственно творческий и правоприменительный труд. Это свидетельствует о том, что служба правовой информации как одно из звеньев организационной структуры системы управления не соответствует потребностям сегодняшнего дня.
Посредством классификации локальных нормативных актов по различным основаниям происходит не просто их упорядочивание, а фиксация различного рода сущностных характеристик данных правовых явлений, построение системы данных актов, то есть упорядоченной структуры, состоящих из взаимосвязанных элементов [16].
Классификация локальных нормативных правовых актов позволяет ориентироваться в многообразии указанных актов, способствует установлению закономерно существующих связей между ними, определению места того или иного акта во всей их совокупности, помогает лучше различать их, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры.
Наиболее существенными основаниями для классификации следует считать предмет регулирования, форму правового воздействия, содержание, сферу и срок действия локального правового акта [21].
К дополнительным основаниям классификации можно отнести юридическую природу (происхождение) и способы создания (принятия) и санкционирования (легализации) локального акта [19].
Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил и средств выявлять несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.
Систематизация законодательства необходима правоприменителям всегда, особенно в период резкого увеличения объема выполняемой работы, так как логически последовательное, внутренне согласованное изложение правовой информации обеспечивает поиск нужной правовой нормы и ее толкование.
Законодательство должно быть доступно широким слоям населения. Из первоисточника они должны узнать о своих правах и свободах, а также о тех требованиях, которые предъявляют к ним государство и общество. Только надлежащее систематизированное законодательство позволит достичь должного уровня правовой культуры населения и профессионально-юридической культуры правоприменителей. Систематизация законодательства должна быть основана на научных принципах и использовании научных методов. Поиск и активное использование имеющихся сведений потребует определенных умений и навыков лиц, работающих с правовой информацией, так как массив этой информации составляет десятки миллионов знаков. В ближайшем будущем информационный поиск нужного нормативно-правового акта на основе традиционных систем станет невозможным. Подобное положение делает особенно актуальной проблему создания механизированных и автоматизированных информационно-поисковых систем в области нормативно-правовой документации, обеспечения работников, использующих эту информацию, персональными компьютерами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были выявлены основные признаки и основные направления такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.
Также рассмотрены основные формы систематизации, к которым относятся учёт нормативных актов, инкорпорация, консолидация и кодификация. Выявлены основные преимущества и недостатки каждой из форм систематизации.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Система законодательства
2. Высшей формой систематизации считается кодификация, все остальные формы преимущественно рассматриваются как этапы кодификационной работы, приемы систематизации законодательства. Но в зависимости от конечной цели систематизации законодательства учет, консолидация и инкорпорация могут рассматриваться как самостоятельные формы систематизации. Так как конечный результат этих форм используется в повседневной жизни в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.
3. Одной из наиболее важных
проблем систематизации
В перспективе при помощи компьютерной техники можно будет решать и более сложные задачи по обнаружению ошибок, дублирований и противоречий в действующем законодательстве.
4. Ещё одной проблемой
Таким образом, систематизация законодательства должна быть непрерывной деятельностью, которой занимались бы компетентные в данной сфере люди. Необходима система постоянного мониторинга состояния правовой системы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК