Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 10:19, реферат
Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства, и условий сложившихся к 2002 году.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности, позиций различных ученых в определении функций государства;
раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения самого государства в последние десятилетия;
выделение формальных признаков функций государства;
ведение. 3
Раздел I. Понятие функции государства. 5
Глава 1. Понятие и содержание функции государства. 5
Глава 2. Признаки функций государства. 11
Глава 3. Развитие функций государства. 12
Раздел II. Классификация функций государства. 15
Глава 1. Критерии классификации. 15
Глава 2. Внутренние и внешние функции государства. 19
А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций. 19
Б) Внутренние функции государства. 22
В) Внешние функции государства 25
Глава 3. Эволюция и особенности функций Российского государства. 27
Заключение. 33
Список использованной литературы. 35
СОДЕРЖАНИЕ:
ведение. 3
Раздел I. Понятие функции государства. 5
Глава 1. Понятие и содержание функции государства. 5
Глава 2. Признаки функций государства. 11
Глава 3. Развитие функций государства. 12
Раздел II.
Классификация функций
Глава 1. Критерии классификации. 15
Глава 2. Внутренние и внешние функции государства. 19
А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций. 19
Б) Внутренние функции государства. 22
В) Внешние функции государства 25
Глава 3. Эволюция и
особенности функций
Заключение. 33
Список использованной литературы. 35
Введение.
Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства.
Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры.
Выбор данной темы
работы также обусловлен ее несомненной
актуальностью в современный
период. В советской юридической
науке был выработан взгляд на
проблему государства, служивший в
течение ряда десятилетий идеологическим
оправданием тоталитарного
И наконец, вопрос функций государства остается и к настоящему времени дискуссионным. Существуют различные подходы к их определению и классификации. В юридической литературе встречаются во многом противоположные точки зрения по этому вопросу, а на страницах журналов зачастую можно обнаружить критические отзывы о вышедших из печати новых учебниках и монографиях.
В советское время, насколько это было возможно, данным вопросом занимались многие ученые. Работы М.И.Байтина, Н.В.Черноголовкина, В.В.Лазарева используются в моей работе. Именно в период СССР зарождались основные споры по этому вопросу, появлялись первые научные исследования, оформлялись точки зрения. С начала 90-х гг. XX в. своих трудах также значительное место уделяли проблемам функций государства М.Н.Марченко, С.А.Комаров, А.Б.Венгеров. Они не ограничивались формальным изложением темы, останавливаясь на принципиальных спорных вопросах.
Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства, и условий сложившихся к 2002 году.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
Раздел I. Понятие функции государства.
Глава 1. Понятие и содержание функции государства.
Термин «функция» в отечественной и иностранной научной литературе имеет различные значения. Само понятие «функции» не является собственно юридическим.
В философском и общесоциологическом плане оно рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функции врача, полисмена и.т.п.)1
Применительно к государству трактовка термина функции становится еще более многогранной.
В трудах значительной
части правоведов стран ближнего
и дальнего зарубежья функции
государства рассматриваются
Широкое признание
имеет определение функций
Н.В.Черноголовкин, ссылаясь на двойственный характер природы всякой функции, применительно к функции государства определяет ее не как «способность, свойство», а как «реализацию способности» – сторону деятельности.4 По его мнению, в понятийном аппарате теории государства и права функция государства занимает место между «сущностью» государства и его «деятельностью».
М.И.Байтин подчеркивает, что в связи с многообразием государственной деятельности и общественных отношений перед теорией государства встает проблема определения основных направлений его внутренней и внешней деятельности, в которых выражается и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.5 Однако, нельзя считать, что в функциях государства находит отражение лишь его сущность. У государства возникают задачи и функции, обусловленные особенностями переживаемого момента, политическими особеностями, спецификой управления обществом.
А.П. Глебов определил
функцию государства как
В ряде работ функции
государства рассматриваются, например,
как сущность (содержание) деятельности
государства во внутренней и внешней
сферах, как отношение политически
господствующего класса к остальным
классам и политическим группам
и др.. Сторонники первого тезиса
по существу ставят знак равенства
между сущностью и функциями
государства, второго – допускают
элемент смешения понятия функций
государства с известным
Ряд авторов, и в частности В.М. Манохин, под функциями государства понимают не «направление», а «части его деятельности», из которых слагается вся государственная работа, и подчеркивают, что представление о функциях государства дает практическая деятельность государственного аппарата.8 С этим мнением вряд ли можно согласиться полностью, так как далеко не всякую деятельность или часть деятельности государства следует отождествлять с понятием «функция государства». К тому же в данной трактовке гипертрофируется роль государственного аппарата.
Совершенно обособленно
выглядит толкование функции государства
Л.И. Каском и Л.В. Николаевой, которое
основывается на философской трактовке
категории функции как цели деятельности
конкретного субъекта, как системообразующего
фактора такой деятельности. Иными
словами, под функцией государства
эти авторы понимают его конечные
цели, которые остаются неизменными
на всем протяжении существования
Некоторые авторы исходят из отождествления функций государства с его деятельностью. При определении функции они используют такие категории как «управление», «воздействие» и т. д.
Например, такой точки зрения придерживается В.Н.Хропанюк. Его определение функций государства подвергается серьезной критике в журнале «Государство и право» при обсуждении концепции нового учебника по Теории государства и права. «Функции государства, - пишет В.Н.Хропанюк, - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом»10. Опять не точно (в журнальной статье указываются недочеты учебника В.Н.Хропанюка – А.Р.). Почему «управления»? В функциях государства выражается сущность и социальное назначение самого государства. «Сущность и социальное значение государственного управления» выражаются в функциях государственного управления, которые не следует отождествлять с функциями государства.11
Л.А.Морозова предлагает трактовку функций не только как направлений деятельности государства, но и как механизм государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов.12
Однако, С.А.Комарову представляется, что включение механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов в понятие функции государства не совсем справедливо, так как тем самым делается попытка свести функции государства в целом к функционированию его механизма, а также подменить функционирование государства различными способами правового воздействия, хотя в науке существует такое самостоятельное понятие, как правовые формы осуществления функций государства.13
Зарубежные юридические
и политические теории сводят проблему
функций государства к
Например, в работах Г.Кельзена при рассмотрении деятельности государства как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации, внимание уделяется лишь попыткам проведения различий между государством-корпорацией и другими сопредельными корпорациями.
Государство, пишет в связи с этим Г.Кельзен в своей широко известной работе «Общая теория права и государства», если рассматривать его как «чисто правовой феномен, как юридическое лицо», есть не что иное, как корпорация. «Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорация отличается от других корпораций»15
Что касается нашего недавнего прошлого, то в 60-е годы в советской юридической науке получило широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.16
С.А.Комаров рассматривает функции государства в логической связи «цель-задачи-функции» и на этом основании дает следующее их определение: «Функции государства – это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением»17 Такое определение, как мне кажется, обладает логической выстроенностью и заслуживает внимания.
Таким образом, анализ
научной полемики по вопросу о
понятии функций государства
показывает, что, несмотря на определенные
расхождения в определении
Информация о работе Понятие и классификация функций государства