Понятие и классификация функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 10:19, реферат

Описание работы

Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства, и условий сложившихся к 2002 году.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:

раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности, позиций различных ученых в определении функций государства;
раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения самого государства в последние десятилетия;
выделение формальных признаков функций государства;

Содержание работы

ведение. 3
Раздел I. Понятие функции государства. 5
Глава 1. Понятие и содержание функции государства. 5
Глава 2. Признаки функций государства. 11
Глава 3. Развитие функций государства. 12
Раздел II. Классификация функций государства. 15
Глава 1. Критерии классификации. 15
Глава 2. Внутренние и внешние функции государства. 19
А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций. 19
Б) Внутренние функции государства. 22
В) Внешние функции государства 25
Глава 3. Эволюция и особенности функций Российского государства. 27
Заключение. 33
Список использованной литературы. 35

Файлы: 1 файл

правовведение реферат.docx

— 72.76 Кб (Скачать файл)

 

К числу критериев  можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Действительно, деятельность государства по осуществлению своих  функций облекается в правовые формы:

 

  • правотворчество;

 

  • исполнительно-распорядительная;

 

  • правоохранительная;

 

А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.31

 

А.Б.Венгеров к числу правоохранительных функций относит судебную и информационную.

Специально следует  обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует  деятельность четвертой власти –  средств массовой информации.

Специфика этой функции  заключается в способах невоздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.32

 

Однако, не у всех ученых-юристов такая классификация вызывает признание. Многие считают, что это собственно не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть, происходит смешение функций государства и государственной власти.

 

Классификация функций  государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.33

Западные теоретики  – приверженцы концепции «государства всеобщего благоденствия» (Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и др.) считают, что современному государству свойственны следующие функции:

в области  политической жизни – обеспечение социальных служб, развитие системы социального страхования, обеспечения полной занятости;

в области  экономической жизни – курс на увеличение государственной собственности, на создание «смешаной» экономики, на осуществление ее планирования;

в области  социального обслуживания – обеспечение программ образования, медицинского обслуживания, профессионального, интеллектуального и морального «формирования» граждан.34

Глава 2. Внутренние и внешние функции  государства.

А) Подходы  к классификации внутренних и  внешних функций.

Наиболее распространена классификация функций государства  на внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства  по отношению к обществу, особой организации которого и является государство, и по отношению к  другим государствам.

 

Анализируя различную  юридическую литературу мне пришлось столкнуться с проблемой многовариантности выделения подфункций среди внутренних и внешних функций. Фактически работало правило: сколько людей – столько и мнений. Зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым от предложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция является составляющей другой подфункции, либо наоборот – подфункция разделена на более мелкие. Тем не менее общий смысл разделения функций на внешние и внутренние сохраняется у всех авторов.

 

Так, В.В.Лазарев к внутренним функциям относит:

  • установление и охрана правового порядка;
  • охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;
  • экономическая;
  • культурная;
  • социальная;
  • экологическая.

Внешние функции:

  • поддержание мира и мирного сосуществования;
  • обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
  • защита государственного суверенитета от внешних посягательств;35

 

Н.Т.Шестаев к внутренним функциям относит:

  • охранительная;
  • экономическая;
  • социальных услуг;
  • обеспечения и защиты граждан;
  • культурно-воспитательная;
  • природоохранная;

Внешние функции:

  • защита государства от вооруженных нападений других государств;
  • поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность);
  • экономических и культурных связей;
  • борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.36

 

Что характерно, все  авторы классификаций в целом  отмечают, что объектом воздействия  функций государства являются крупные  сферы жизни общества – экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей  классификации функции могут  быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.

 

Далее в курсовой работе за основу взята классификация  внутренних и внешних функций  государства, предложенная А.Ф.Черданцевым.37

 

В завершении рассмотрения подходов к классификации внутренних и внешних функций государства  хочу отметить, что в юридической  литературе есть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения функций.

Так, Б.П. Курашвили  категорически отвергает различие функций на внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической  взаимосвязи функций. Он спрашивает: разве хозяйственно-организаторская функция, объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем, организации экономического сотрудничества с другими странами; или функция обороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде, например, развития военно-экономического потенциала страны?

Трудно не согласиться  с данными доводами, так как  всякая внутренняя функция государства  имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция – внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга. Иными словами, деление государственных  функций на внутренние и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения науки, так и практики.38

А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Особую проблемы представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций. А в условиях федеративного государства (в частности в России – А.Р.) возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности и полномочия между федеральными органами и органами власти субъектов федерации.39

 

Б) Внутренние функции государства.

К внутренним функциям государства относятся:

 

  1. Функция охраны правопорядка

 

Охрана господствующего  способа производства, а также  господствующей и иных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство  осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений  правопорядка, определяет меры ответственности  за правонарушения, определяет порядок  расследования, рассмотрения дел, связанных  с правонарушениями, устанавливает  систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями, определяет их компетенцию.

 

  1. Экономическая функция.

 

Эта функция государства  сильно изменилась в ходе исторического  существования государства от полного  невмешательства в экономику (концепция  “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной  деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического  типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились  хозяйственные связи, демократическое  государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает  и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство использует самые различные рычаги воздействия  на экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным  производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование заградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственной монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами, установление винной и табачной монополии, использование государственных заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство использует весьма широкий арсенал средств – от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.) до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства – установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их исполнение.

В периоды экономических  кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства  в экономику увеличивается. Это  характерно, например для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

 

  1. Социальная функция.

 

Эта функция сопряжена  с экономической, в значительной мере зависит от экономической линии  государства. В целом она есть проявление патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства.

Зачатки этой функции  в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях.

Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1 Конституции Российской Федерации  в частности сказано: “Российская  Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека”.40

В реализации социальной функции большое место принадлежит  проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной  и др. ) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Общество в целом  и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

 

  1. Экологическая функция

 

Функция появилась  в XXв.. Государство вынуждено уделять серьезное внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды.

 

В основе осуществления  функции лежат следующие принципы:

 

  • 1). Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

Информация о работе Понятие и классификация функций государства