Понятие и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение понятия и признаков государства.
Задачи, которые я ставлю перед собой для достижения цели написания курсовой работы:
- рассмотреть понятие государства с различных подходов;
- выявить наиболее характерные признаки данного понятия;
- выявить признаки, отличающие государство от иных организаций общества.

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 62.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной науке особенную  остроту приобретает тема: «Понятия и признаки государства».

Вопрос о понятии, сущности и содержании государства постоянно  находится в поле зрения исследователей со временем возникновения государства  и вплоть до наших дней. Философы, историки, юристы в разных частях земного  шара и в разных странах, включая  Россию, множество раз обращались к данному, весьма сложному и весьма важному вопросу и никогда  не находили удовлетворяющего ответа. Что такое государство? Каковы его признаки? 

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формой организации общества, имеющей  законы, публичную власть, население, территорию, армию правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства.

Объектом исследования данной темы является государство, как особая форма  организации общества и присуще  ему признаки, отличающие его от других образований.

Целью данного исследования является рассмотрение понятия и признаков  государства.

Задачи, которые я ставлю перед  собой для достижения цели написания  курсовой работы:

- рассмотреть понятие государства  с различных подходов;

- выявить наиболее характерные  признаки данного понятия;

- выявить признаки, отличающие  государство от иных организаций  общества.

Термин «государство» в русском  языке происходит от сова «государь». Понятие «государство» впервые  появилось в  XVI в., ввел его Никола Макиавелли, впоследствии этими терминами стали обозначать преимущественно формы государства. Однако следует отметить, что и сам термин «государство» неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом, или страна как некое географическое пространство.

Государство в истории  политической мысли понималось и  определялось различным образом. И  в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию.

Вопрос о понятии и  признаках государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Это позволяет рассмотреть государство не только со стороны его внутреннего строения и содержания, но и изучить разносторонность его деятельности и функционирования. 

Актуальность темы подтверждается так же тем, что государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «государство»

Государство есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.1Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества. Необходимо отметить, что общепринятого понятия «государства» ни в науке, ни в международном праве, на сегодняшний день не существует.

Доктором юридических  наук, профессором В. В. Лазаревым2 предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа».3

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: Первое: «Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и второе: «Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры».4 На протяжении многих лет менялось не только представление о государстве и определение значения этого термина, но и теории возникновения такого явления, как государство.

 

 

    1. Основные теории характеризующие государство в Античное время и Средневековье

В Античное время теории характеризующие  государства представлены трудами  таких философов как: Платон, Аристотель, Цицерон, Августин Авелий, Фома Аквинский, Томмас Гоббс и Никола Макиавелли.

Государство, по Платону, возникает  потому, что человек как индивид  не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию реального  общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось раньше. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Трем основным сословиям соответствуют  также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель-справедливость - не относится к отдельным сословиям, но является "надсословной", некоей "державной" добродетелью.

С позиции своего идеального государства  Платон классифицирует существующие государственные  формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм, естественно, занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия).

К упадочным, нисходящим государственным  формам он относит тимократию, которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.

В социальных теориях и воззрениях на государство на первый план выступают, в частности, классовые корни  идеализма Платона.

Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания души. Ее основой является осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных  общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Кроме этого Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов. Важное место, которое в Платоновых социальных концепциях занимает религия, определено уже в его иерархии идей, ибо идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты.

Социальной функции и общественному  призванию идеального государства  соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена, прежде всего, на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает гимнастика - телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством). Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности "диалектику".

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после  Платона связано с именем его  ученика и критика Аристотеля. Неотделимой частью творчества Аристотеля являются его воззрения на развитие и организацию общества и учение о государстве. Он выступает и против чрезмерного богатства, которое, по его мнению, нарушает стабильность общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан. Первый составляют очень богатые, их противоположностью являются крайне бедные, а между ними находится средний класс. Крайне бедные, т. е. свободные ремесленники и работающие за плату, являются гражданами "второй" категории. Большое богатство он считает результатом "противоестественного способа" приобретения состояния. Этот способ, согласно его взглядам "противен человеческому разуму и государственному устройству". Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. В их численном увеличении и усилении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка. Понятия "государство" и "общество" Аристотель по сути отождествлял. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Хорошими формами государства он считает монархию, аристократию и политею. Плохими - тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политеи). Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении.Идеал государства, по Аристотелю,- общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, земли и рабов. Понимание Аристотелем устройства общества тесно связано с его воззрением на мораль. 
Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества. Добродетели Аристотель разделяет на две группы. Первая - разумные добродетели. Они относятся прежде всего к интеллектуальной и умственной деятельности. Вторая содержит этические добродетели, относящиеся к характеру человека. Добродетели первой группы возникают преимущественно путем обучения, второй - результат прежде всего привычки. В то же время он отвергает и идеал чрезмерной бедности, и отречение от материальных благ. Основу, уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности. Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергает усилия, направленные на обретение власти и наслаждений. Жизнь, в которой преобладают такие цели, он называет паразитической и характеризует ее как "животную", свидетельствующую о "рабском образе мышления". Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает удовлетворенность, благость.

Марк Тулий Цицерон в работах  «О государстве» и «Законы» уделял большое внимание разработкам проблем  правового равенства. Согласно Цицерону, государство и право возникают  не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включаемым в том числе, и веления человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем равенстве и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государств является охрана собственности. В основе права  лежит справедливость, первым требованием  которой является не навредить другим и не покушаться на чужую собственность.

Цицерон выделяет три формы государства: царская власть, власть оптимистов, аристократии, народная власть, демократия. Лучшей формой государства Цицерон  считает смешанную форму, важнейшим  достоинством которой является прочность  государства и правовое равенство  его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как  субъекта правового общения. Он также  впервые выделяет «право народов», существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.

В средние века учение об общественном устройстве предложил Августин Авелий и Фома Аквинский. Епископ Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах: божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град - это град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на гибель. Град божий или Божье царство образуют праведники, которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви «град Божий» реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господство церкви над государством, духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть, его право назначать и смещать государей.

Доминиканский монах Фома Аквинский  учил, что повиноваться властям следует  лишь в той мере, в какой они  благословенны духовной властью. Если же власть просто завоёвана, отобрана у законного правителя, то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также  можно и должно не повиноваться распоряжениям  властей, если они предписывают греховные  деяния. Фома Аквинский бал сторонником  монархии. Однако он различал два типа монархии: абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней, так как в ней монархи руководствуются  законом и действуют в его  пределах.

Информация о работе Понятие и признаки государства