Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа
Целью данного исследования является рассмотрение понятия и признаков государства.
Задачи, которые я ставлю перед собой для достижения цели написания курсовой работы:
- рассмотреть понятие государства с различных подходов;
- выявить наиболее характерные признаки данного понятия;
- выявить признаки, отличающие государство от иных организаций общества.
В настоящее время, в отличие от догосударственного периода, имеет значение принадлежность человека к определенной территории, а не к племени или роду. В условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.
Объединяя всех людей
2.2 Публичная власть
При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими в совместном труде, ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными членами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли "должности", а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти родового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказание или принуждение силой, выполнялись самими членами рода.
В отличие от родового строя для государства характерно возникновение и наличие, по выражению Ф. Энгельса, "особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны". Иначе говоря, государство, наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть представлена особыми отрядами вооруженных людей (армии, гвардии и полиции), тюрьмами, судами и другими принудительными учреждениями, а также аппаратом чиновников.
Термин «власть» означает способность
влиять в нужном направлении, подчинять
своей воле, навязывать её подвластным,
осуществлять над ними господство.
Такие отношения
Власть политической элиты имеет институализированный характер, осуществляется посредством органов и учреждений, объединённых в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся судебные, законодательные и исполнительные ораны. Институции от лат.institutio - наставление термин, используемый как форма слова «институт» для обозначения количества органов или учреждений. Государство вследствие своей институализированности обладает относительной стабильности. Правители меняются, а государственные учреждения остаются, за исключением случаев уничтожения государства в результате войны.
Власть в государстве должна быть всеобщей, или публичной, т.е. распространять своё действие на всю территорию, на всё населения. Помимо этого власть должна быть универсальной, т.е. способной решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, а её указания должны быть общеобязательными для всех.
Для устойчивости государственной власти, её способности принимать решения и проводить их в жизнь - власти необходимо быть легитимной. Легитимность от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный - юридический термин, применяемый для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения.
По мнению политолога С. Липсета, легитимность означает способность системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в наибольшей степени отвечают интересам данного общества. Признавая различия между легальностью и легитимностью, следует также признать, что легальная власть может быть нелегитимной и наоборот. Так, социальные революции всегда отражают высокую степень нелегитимности данной власти, несоответствие ее действий ожиданиям народа. М. Вебер впервые выделил три формы легитимности: традиционная, основана на традиционной вере в непогрешимость государственной власти и государя, обычна для восточных стран, а также России; харизматическая, основана на гиперболизации личности, обладающей способностью убеждать, вести за собой массы, наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных режимов; рациональная, основана на разумной оценке народом действий власти, при этом одобрение власти возможно лишь в случае соответствия действий власти той сумме безличных правил, стандартов, которые сложились в обществе и не зависят от личности, стоящей во главе государства, характерна для западной цивилизации.
Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдум.
Можно сказать, что публичная власть - это особая управляющая система или механизм, которая руководит основными сферами общественной жизни и опирается в случае необходимости на силу принуждения. Эта система представлена центральными периферийными органами. Публичная власть складывается из аппарата управления и аппарата принуждения. К аппарату управления относятся чиновники законодательных, исполнительных, распорядительных и прочих органов, численность которых по мере развития государства растёт. Аппарат принуждения в каждом государстве представлен армией, полицией, органами государственной безопасности.
2.3 Суверенитет
Суверенитет (от суверен, властелин, производное от лат. Super – над) - независимое от каких - либо сил, обстоятельств и лиц верховенство.
Суверенитет. Важнейшим признаком государства, отличающим его от иных форм общественной организации, является суверенитет. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии уважения суверенитета других государств. В широком толковании термин "суверенитет" означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 - 1596 гг.).
Понятие "суверенитет" имело
разное наполнение в зависимости
от исторических условий. Суверенитет,
например, феодального государства
в Средние века выглядел иначе, чем
в период абсолютизма и в современную
эпоху. Верховная власть монарха
в нем бывала по отношению к
княжествам и герцогствам больше
номинальной, а их вассальная зависимость
от короля или царя - весьма относительной.
Примером могут служить взаимоотношения
Московского Великого княжества
с Новгородом и Тверью в XIV - XV вв.,
французских королей с
Суверенная власть является определяющим признаком государства. Только государство обладает высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений. Только оно обладает правом на издание законов и установление норм, обязательных для всего населения, только оно обладает прерогативой отменить любые действия всех иных общественных властей.
Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним.
Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.
Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства, т. е. независимостью от других государств в международных отношениях. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.
Государственный суверенитет не следует путать с народным суверенитетом. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет, вступать в международные союзы, организации, однако без суверенитета оно не может быть полноценным.
2.4 Наличие специального аппарата принуждения
Только государство имеет суд, прокуратура, органы внутренних дел и материальные придатки: армия, тюрьмы, которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами. Для выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.
Как форма общества
2.5 Гражданство
Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Государство — единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.
Государство объединяет население, проживающее на определенной территории и имеет с ним юридическую связь в форме гражданства. Другие социальные организации объединяют людей по иным основаниям, а именно: нации — по этнической принадлежности; партии — по идейным убеждениям; религии — по принадлежности к определенной конфессии; профсоюзные организации — по роду деятельности и т.д.
2.6 Налоги и сборы
Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.
Сущность государства
-это территориальная организация людей:
- этим преодолеваются родоплеменные взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;
- создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.
Государство устанавливает и взимает
налоги с физических и юридических
лиц, т. е. изымает у них часть
их доходов или заработной платы.
Взыскание налогов производится принудительно
и безвозмездно. Данный признак свойственен
только государству.
Налоги необходимы для содержания государственного
аппарата, решения различных социальных
вопросов — выплаты пенсий, поддержания
культуры, образования, медицинского обслуживания,
выполнения специальных социальных программ
в общегосударственном масштабе.
Для содержания публичной власти стали необходимы средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с граждан - дани, налогов и податей. Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении, и в производстве материальных благ. В современных государствах кроме содержания государственного аппарата, армии, налоги нужны и для финансирования общесоциальных программ.
2.7 Символика
Государство имеет свою государственную символику: герб, гимн и флаг, а также столицу, которые являются его собственными чертами и отличают его от других государств мирового сообщества. Символы государства закреплены законодательно, в отличие от символов других социальных организаций, которые регулируются их внутренними, неправовыми актами.
Неотъемлемой частью государства
является его государственная символика,
которая включает в себя официальное
наименование государства, столицу, флаг,
герб, гимн, государственный язык, ритуалы
и церемонии, награды (ордена, медали,
почетные звания). Если остальные признаки
характеризуют исключительно