Понятие и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение понятия и признаков государства.
Задачи, которые я ставлю перед собой для достижения цели написания курсовой работы:
- рассмотреть понятие государства с различных подходов;
- выявить наиболее характерные признаки данного понятия;
- выявить признаки, отличающие государство от иных организаций общества.

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 62.93 Кб (Скачать файл)

  В настоящее время, в отличие от догосударственного периода, имеет значение принадлежность человека к определенной территории, а не к племени или роду. В условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.  

  Объединяя всех людей проживающих  на одной территории, государство  является выразителем общих интересов  и определителем цели жизнедеятельности  всего сообщества в границах  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Публичная власть

При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими в совместном труде, ведении добывающего  хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Оно  осуществлялось лицами, выбранными членами  общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли "должности", а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти родового строя  не обладали и выделенными для  них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказание  или принуждение силой, выполнялись  самими членами рода.

В отличие от родового строя  для государства характерно возникновение  и наличие, по выражению Ф. Энгельса, "особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с  населением страны". Иначе говоря, государство, наряду с органами, издающими  законы, выносящими решения и отдающими  приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть представлена особыми отрядами вооруженных людей (армии, гвардии и полиции), тюрьмами, судами и другими принудительными  учреждениями, а также аппаратом  чиновников.

Термин «власть» означает способность  влиять в нужном направлении, подчинять  своей воле, навязывать её подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются  между населением и особой когортой слоем людей, которая им управляет. Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой.

Власть политической элиты имеет институализированный характер, осуществляется посредством органов и учреждений, объединённых в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся судебные, законодательные и исполнительные ораны. Институции от лат.institutio - наставление термин, используемый как форма слова «институт» для обозначения количества органов или учреждений. Государство вследствие своей институализированности обладает относительной стабильности. Правители меняются, а государственные учреждения остаются, за исключением случаев уничтожения государства в результате войны.

Власть в государстве должна быть всеобщей, или публичной, т.е. распространять своё действие на всю территорию, на всё населения. Помимо этого власть должна быть универсальной, т.е. способной  решать любые вопросы, затрагивающие  общие интересы, а её указания должны быть общеобязательными для всех.

Для устойчивости государственной  власти, её способности принимать  решения и проводить их в жизнь - власти необходимо быть легитимной. Легитимность от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный - юридический термин, применяемый  для характеристики социального  порядка, обладающего престижем, в  силу которого диктует обязательные требования и устанавливает образцы  поведения.

По мнению политолога С. Липсета, легитимность означает способность системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в  наибольшей степени отвечают интересам  данного общества. Признавая различия между легальностью и легитимностью, следует также признать, что легальная  власть может быть нелегитимной и  наоборот. Так, социальные революции  всегда отражают высокую степень  нелегитимности данной власти, несоответствие ее действий ожиданиям народа. М. Вебер  впервые выделил три формы легитимности: традиционная, основана на традиционной вере в непогрешимость государственной власти и государя, обычна для восточных стран, а также России; харизматическая, основана на гиперболизации личности, обладающей способностью убеждать, вести за собой массы, наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных режимов; рациональная, основана на разумной оценке народом действий власти, при этом одобрение власти возможно лишь в случае соответствия действий власти той сумме безличных правил, стандартов, которые сложились в обществе и не зависят от личности, стоящей во главе государства, характерна для западной цивилизации.

Существует множество средств  обеспечения легитимности власти, среди  которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдум.  

Можно сказать, что публичная власть - это особая управляющая система или механизм, которая руководит основными сферами общественной жизни и опирается в случае необходимости на силу принуждения. Эта система представлена центральными периферийными органами. Публичная власть складывается из аппарата управления и аппарата принуждения. К аппарату управления относятся чиновники законодательных, исполнительных, распорядительных и прочих органов, численность которых по мере развития государства растёт. Аппарат принуждения в каждом государстве представлен армией, полицией, органами государственной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Суверенитет

Суверенитет (от суверен, властелин, производное от лат. Super – над) - независимое от каких - либо сил, обстоятельств и лиц верховенство.

Суверенитет. Важнейшим признаком  государства, отличающим его от иных форм общественной организации, является суверенитет. Государственный суверенитет  означает самостоятельность, независимость  государства в осуществлении  им своей политики как в пределах собственной территории, так и  в международных отношениях, при  условии уважения суверенитета других государств. В широком толковании термин "суверенитет" означает также  верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто  стал рассматривать суверенитет  как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 - 1596 гг.).

Понятие "суверенитет" имело  разное наполнение в зависимости  от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства  в Средние века выглядел иначе, чем  в период абсолютизма и в современную  эпоху. Верховная власть монарха  в нем бывала по отношению к  княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость  от короля или царя - весьма относительной. Примером могут служить взаимоотношения  Московского Великого княжества  с Новгородом и Тверью в XIV - XV вв., французских королей с герцогством  Бургундским в XV - XVI вв. Если Ж. Боден  признавал за государственным суверенитетом  такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие  вопросы жизни страны, то сегодня  суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных  соглашений, государства вынуждены  вести политику в соответствии с  принятыми обязательствами.

Суверенная власть является определяющим признаком государства. Только государство обладает высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений. Только оно обладает правом на издание законов и установление норм, обязательных для всего населения, только оно обладает прерогативой отменить любые действия всех иных общественных властей.

Государственный суверенитет может  быть внутренним и внешним.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства, т. е. независимостью от других государств в международных отношениях. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.  

 Государственный суверенитет  не следует путать с народным суверенитетом. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет, вступать в международные союзы, организации, однако без суверенитета оно не может быть полноценным.

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Наличие специального аппарата принуждения

Только  государство имеет суд, прокуратура, органы внутренних дел и материальные придатки: армия, тюрьмы, которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами. Для  выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства. 

  Как форма общества государство  выступает одновременно структурой  и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства  обществу и степень вовлечения  граждан в государственные дела  характеризуют  уровень развития государства как демократического и правового. Армия, одна из главных целей проявления элиты заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Одной из причин военных конфликтов являются пограничные споры между смежными государствами. Поэтому вооруженные силы являются до сих пор остаются необходимыми атрибутом любого государства. Но не только для защиты территориальности они применяются. Армия также может использоваться и в критических внутренних конфликтах, хотя это и не является прямой её задачей. Исключение же армии из внутриполитической жизни сделает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдётся ещё дороже.

 

 

 

 

 

2.5 Гражданство

Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.  

 Государство — единственная  организация власти в масштабе  всей  страны.   Ни  одна  другая  организация  (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

Государство объединяет население, проживающее  на определенной территории и имеет с ним юридическую связь в форме гражданства. Другие социальные организации объединяют людей по иным основаниям, а именно: нации — по этнической принадлежности; партии — по идейным убеждениям; религии — по принадлежности к определенной конфессии; профсоюзные организации — по роду деятельности и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Налоги и сборы 

Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.  

 Сущность государства заключается  в том, что:  

-это территориальная организация людей:  

- этим преодолеваются родоплеменные взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;  

- создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

Государство устанавливает и взимает  налоги с физических и юридических  лиц, т. е. изымает у них часть  их доходов или заработной платы. Взыскание налогов производится принудительно и безвозмездно. Данный признак свойственен только государству. 
Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, решения различных социальных вопросов — выплаты пенсий, поддержания культуры, образования, медицинского обслуживания, выполнения специальных социальных программ в общегосударственном масштабе.

Для содержания публичной власти стали  необходимы средства, которые возникшее  государство собирало в виде обязательных сборов с граждан - дани, налогов  и податей. Такие сборы средств  на нужды управления не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении, и в производстве материальных благ. В современных государствах кроме  содержания государственного аппарата, армии, налоги нужны и для финансирования общесоциальных программ.

 

2.7 Символика

Государство имеет свою государственную  символику: герб, гимн и флаг, а также  столицу, которые являются его собственными чертами и отличают его от других государств мирового сообщества. Символы государства закреплены законодательно, в отличие от символов других социальных организаций, которые регулируются их внутренними, неправовыми актами.

Неотъемлемой частью государства  является его государственная символика, которая включает в себя официальное  наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы  и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные признаки характеризуют исключительно государственную  власть и не могут принадлежать каким-либо иным субъектам, то символика не является монопольным атрибутом государства. Поэтому данный признак государства  носит факультативный характер.

Информация о работе Понятие и признаки государства