Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа
Целью данного исследования является рассмотрение понятия и признаков государства.
Задачи, которые я ставлю перед собой для достижения цели написания курсовой работы:
- рассмотреть понятие государства с различных подходов;
- выявить наиболее характерные признаки данного понятия;
- выявить признаки, отличающие государство от иных организаций общества.
Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томмас Гоббс. Политика и её носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путём договорённости между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, использующее силу и средство для людей, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал, что заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободится из под действия верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия, которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти, а пригодностью к осуществлению той цели, для которой они были установлены. Совершенно очевидно, что по современным меркам Гоббс больше консерватор, чем либерал, т.к. даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так, что выводы оказались консервативными: свобода возможна лишь в том случае, если люди передают право распоряжаться ею монарху.
Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни.
"Природа создала людей таким образом, - писал Макиавелли, - что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть".¹
¹ Рубаник В.Е. «История политических и правовых учений» М.: Волтерс Клувер, 2011 -С. 69
Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы,
подозрительны и никогда не довольствуются
своей долей. Поэтому в политике
всегда следует рассчитывать на худшее,
а не на доброе и идеальное.
Государство (независимо от его формы)
Макиавелли рассматривал как некое отношение
между правительством и подданными, опирающееся
на страх или любовь последних. Государство
незыблемо, если правительство не дает
повода к заговорам и возмущениям, если
страх подданных не перерастает в ненависть,
а любовь - в презрение.
В центре внимания Макиавелли - реальная способность правительства повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.
Целью государства и основой
его прочности Макиавелли считал
безопасность личности и незыблемость
собственности. Самое опасное для
правителя, неустанно повторял Макиавелли,
- посягать на имущество подданных -
это неизбежно порождает
Макиавелли воспроизводит идеи Полибия
о возникновении государства и круговороте
форм правления; вслед за античными авторами
он отдает предпочтение смешанной (из
монархии, аристократии и демократии)
форме.
Религия должна быть одним из атрибутов
государства, должна иметь государственный
статус. Вред христианства для государства,
т.к. слабость государственной ценности
в государстве.
В трактате "Государь", абсолютная
монархия - лучшая форма правления. Создание
единого Итальянского государства оправдывало
любые средства.
Произведения Макиавелли оказали громадное
влияние на последующее развитие политико-правовой
идеологии. В них сформулированы и обоснованы
главные программные требования буржуазии:
незыблемость частной собственности,
безопасность личности и имущества, республика
как наилучшее средство обеспечения "благ
свободы", осуждение феодального дворянства,
подчинение религии политике и ряд других.
Наиболее проницательные идеологи буржуазии
высоко оценили методологию Макиавелли,
в особенности освобождение политики
от теологии, рационалистическое объяснение
государства и права, стремление определить
их связь с интересами людей.
В трактате "Государь", абсолютная
монархия - лучшая форма правления. Создание
единого Итальянского государства оправдывало
любые средства.
Произведения Макиавелли оказали громадное
влияние на последующее развитие политико-правовой
идеологии. В них сформулированы и обоснованы
главные программные требования буржуазии:
незыблемость частной собственности,
безопасность личности и имущества, республика
как наилучшее средство обеспечения "благ
свободы", осуждение феодального дворянства,
подчинение религии политике и ряд других.
Наиболее проницательные идеологи буржуазии
высоко оценили методологию Макиавелли,
в особенности освобождение политики
от теологии, рационалистическое объяснение
государства и права, стремление определить
их связь с интересами людей.
Крупный правовед Н. М. Коркунов утверждал,
что «государство есть общественный
союз свободных людей с
Рассматриваемое определение государства, верно отражающее некоторые черты государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть.
В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».2
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это - есть машина для поддержания господства одного класса над другим».3
______________________
¹ Малько А.В. «Правоведение».- М. : Эксмо, 1997. №3- С.10.
2 Матузов Н.И.,«Правовая система и личность». - М.: Агатон. - 1987- С.126
3 Лазарев В. М., «Общая теория государства и права».-М.: Юристъ.- 2004- С.36.
С точки зрения современных представлений,
государство должно выступать как
властная система, организующая общество
в интересах человека. И, как и
всякая система, государство должно
быть целостным: как во властно-организационном
плане, так в территориальном. Традиционно
государство рассматривается
В узком смысле термин «государство»
служит для обозначения аппарата
управления, выделившегося из общества
и стоящего над ним Данное определение
подчеркивает структурный характер
организации государства, то есть наличие
системы государственных
В широком смысле государство можно рассматривать, как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.
Таким образом, государство в узком
смысле -- это политический аппарат
управления обществом, в широком
смысле государство -- это качественно
определенная модель политической организации
общества, структурными элементами которой
являются законы, публичная власть,
население, территория, армия и правоохранительные
органы, это суверенная универсальная
политико-территориальная
Будучи на протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики различных стран, государство как институт или организация всегда отличалось от других, догосударственных, существовавших до него, и негосударственных, существующих наряду с ним, институтов и организаций своими специфическими признаками. Их выявление и изучение открывает путь к более глубокому и разностороннему пониманию не только прошлого, но и настоящего нашей страны и других стран.
За всю историю развития человечества
великими мыслителями и политическими
деятелями разных времен было высказано
множество самых различных
Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон рассматривал в качестве одного из основных признаков государства дело, «достойное народа». Причем под народом им понималось «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».
Выдающийся мыслитель эпохи
Возрождения Н. Макиавелли видел
признак государства в
Несмотря на разнообразие типов и форм образования и развития государств все они имеют схожие элементы. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.
Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.
Еще в начале XX в. в правоведении господствовала теория трех элементов, в соответствии с которой признаками государства были: территория, народ, власть. Сегодня в отечественной теории государства и права принято выделять следующие признаки государства.
- наличие публичной власти;
- суверенитет;
- территория и административно-
- правовая система;
- гражданство;
- налоги и сборы;
- символика.
2.1. Территория
Характерным признаком всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Более того, первобытное племя по мере истощения природных ресурсов могло сниматься с обжитых мест и перемещаться в местности, более богатые пищей, водными и лесными богатствами.
Территория - это часть пространства и земли, на которую распространяются полномочия данного государства. Она очерчена границами, которые, как правило, подтверждаются на формально - договорной основе всеми пограничными государствами. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, неотчуждаема. С территорией связан вопрос возникновения, существования и исчезновения государства. В случае потери территории государство прекращает своё существование. В наше время признак территории постепенно ослабевает, как бы размывается. Образование межгосударственных объединений, блоков, экономическое, военное, информационное, политическое проникновение других государств ограничивает собственные государственные функции. Наличие подобной тенденции не означает отмирания территории как конституирующего признака государственности. Территория была и остаётся неотъемлемым атрибутом государства.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени. Постоянное население данной территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако их правовое положение отличается от правового статуса граждан
Территория
государства - то пространство, на которое
распространяется его юрисдикция. Территория
обычно имеет специальное деление, именуемое
административно-