Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 15:37, контрольная работа
Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.
Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.
На основании вышеизложенного материала, можно сформулировать определение правопорядка. Правовой порядок – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идеи и принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.
В связи с тем, что уровни правопорядка различны, необходима их классификация. Классификационный признак также может быть различным: по масштабности можно выделить:
по масштабности можно выделить правопорядок федерации, субъектов федерации, других структур – региона, города, организации;
по объему и значимости – общий, отраслевой, при реализованности правовых институтов, норм права, специальный;
по характеру отношений – конституционный, судебный, административный, финансовый;
по сложности – сложный, упрощенный, элементарный;
по степени оформленности – оформленный (как правило) и неоформленный (реализованность правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов).
В реальных обстоятельствах эти разновидности просмотреть несложно. Каждая из них имеет свои особенности и характерные черты. Их совокупность образует единое целостное образование, принося свои качественные характеристики.
Отсюда вывод: правопорядок имеет ярко выраженную социально-правовую природу, которая определяется сознательно-волевой деятельностью человека, приобретающей посредством регулирующего воздействия юридических норм черты упорядоченности, и характеризуется правомерным поведением участников общественных отношений. Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, то есть когда субъекты права совершают обязательные или дозволительные действия, либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.
Можно выделить следующие различия между законностью и правопорядком:
1. Законность – это качественная сторона правовой деятельности органов государства и местного самоуправления, а правопорядок – это состояние правовой жизни общества, упорядоченная система всех правовых отношений.
2. Законность – правовое качество нормативных и правореализационных актов, эффективность процесса их реализации. Правопорядок – воплощенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и граждан.
3. Законность – средство установления правопорядка. Правопорядок – результат осуществления права и законности.
Существует прямая зависимость между законностью и правопорядком: укрепление законности влечет за собой укрепление правопорядка, и соответственно при нарушении законности происходит нарушение правопорядка.
Законность и правопорядок представляют собой объективные требования социально-экономического и духовного развития общества. Они выступают основополагающими факторами наличия порядка в обществе и государстве. Укрепление и гарантированность законности и правопорядка есть условия формирования правого государства.
Правопорядок, в свою очередь, – это составная часть общественного порядка. Термин «общественный порядок» употребляется в литературе и действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Его анализ позволяет сформулировать определение.
Иными словами, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм.
Если правопорядок это упорядоченность общественных отношений, как результат соблюдения правовых норм, то общественный порядок предполагает не только соблюдение норм права, но и соблюдение иных социальных норм (норм морали, этики, корпоративные нормы, нормы обычаев, традиций и пр.)
Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, обычаев, традиций и ритуалов.
Законность и правопорядок напрямую связаны с дисциплиной. Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам поведения, а также требованиям той или иной организации.
Дисциплина представляет собой более широкое понятие, чем законность. Законность – это соблюдение предписаний норм права, содержащихся в законах, а дисциплина – это соблюдение практически всех социальных норм, и даже технических, при определенных видах дисциплины. Результатом законности, как было отмечено выше, выступает правопорядок, а результатом соблюдения дисциплины – общественный порядок.
Дисциплина определяется господствующими общественными отношениями, служит для их поддержания и выражается в соблюдении и следовании требованиям правил общества, предъявляемым к индивидам и их коллективам. Дисциплина – это обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку.
Принято выделять следующие виды дисциплины: договорную, государственную, трудовую, технологическую, воинскую и служебную.
Договорная дисциплина предусматривает соблюдение субъектами обязательств, предусматриваемых в различных договорах.
Государственная дисциплина – установленный государством порядок отношений, согласно которому все государственные органы, предприятия, учреждения, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.
Трудовая дисциплина – форма общественной связи людей в процессе труда с обязательным подчинением его участников определенному распорядку, установленному на предприятии, учреждении или организации.
Технологическая дисциплина – соблюдение субъектами в процессе производства предписаний соответствующих технологий.
Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего отечества, на его беззаветной преданности своему народу.
Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников, порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий. Соблюдение служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел есть необходимое условие законности в деятельности органов.
Говоря о правопорядке в современной России, было бы неверно ограничиваться лишь масштабами национального правового поля. Зависимость российского правопорядка от процессов, характеризующих мировое сообщество, находит отражение в тех мегатенденциях, которые оказывали на него свое влияние на протяжении всего XX века. Как отмечают исследователи, на протяжении этого века произошли такие радикальные изменения, которые затронули не только самого человека, но и среду его обитания. Вне учета характера этих изменений невозможно создать устойчивый правовой порядок в современной России.
Безусловно, в современном мире происходит универсализация права и, как следствие, складывающегося на его основе правопорядка. Включение в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ положения о том, что международное право является частью правовой системы Российской Федерации, имеет важные правовые последствия.
С учетом теории и практики международного права под общепризнанными принципами и нормами, о которых говорит ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, следует понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. Складывается новый феномен современной социальной реальности – мировой правопорядок, который представляет собой систему общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.
Важнейшей тенденцией формирова
Функции законности и правопорядка в современном обществе
При анализе законности и
правопорядка необходимо выделить и их
основные функции. При рассмотрении функций
законности и правопорядка как целостного
образования выделяются связи, в которых проявляется
их отношение с окружающей действительностью.
Выясняется та функциональная роль, которую они выполняют
в правовой системе общества, в государственном
конституционном порядке, в режиме демократии.
Правовой порядок и законность выступают
правовой основой и средством функционирования
государственной власти и демократии,
получая от них многие сущностные характеристики.
Они выполняют функциональные нагру
Исходя из этого, можно выделить три основные функции законности и правопорядка.
1. Функция взаимодействия с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем, составным элементом которых они являются. Законность и правопорядок функционируют в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.
В окружающей среде особенно сильное влияние на законность и правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразные социальные факторы, с которыми они взаимодействуют и к которым должны приспосабливаться в ответ на их благотворное или угнетающее влияние. Они испытывают на себе решающее влияние среды и, в свою очередь, активно влияют на нее. Они не только приспосабливаются к среде, но и выступают правовой основой демократии, политической, государственной системы, поддерживая и защищая их, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное существование. Они упорядочивают и стабилизируют важнейшие государственные связи и отношения.
Занимая вполне определенное место в больших системах и испытывая их благотворное или угнетающее влияние, законность и правопорядок оказывают активное обратное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию они противостоят. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.
2. Функция обособления качественной определенности – функция упрочения внутренних связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Внутренние аспекты многообразны. Они сводятся к упорядочению действующей структуры; субординации и иерархической соподчиненности субъектов, свойств и состояний субъектов, программ их поведения и функционирования; правовых отношений, процессов, связей во времени и пространстве, корреляционных взаимодействий прав и обязанностей субъектов; сведения всех элементов в стройную согласованную систему. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, то есть его частей, что, в конечном счете, обусловливает, обособленность качественной определенности законности и правопорядка как правового состояния системности правовых отношений и связей.
3. Функция сохранения и совершенствования законности и правопорядка. Эта деятельность направлена «на себя» как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определенность. Устойчивость и сохранение системы обеспечивается ее собственными функциями.
Законность и правопорядок окружены внешней средой. Это общество, государственная власть, режим демократии, что оказывает на них активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к их полной неприспособленности и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония.
Окружающая среда, большие системы, в которые входят законность и правопорядок, обязаны их укреплять и поддерживать путем совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора.
Но она и разрушает его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, местническими тенденциями, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством. Законность и правопорядок противостоят этим силам и должны постоянно совершенствоваться, укрепляться, сохранять свою качественную определенность. Это обусловливает деятельность каждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматься самосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.