Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 15:37, контрольная работа
Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.
Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.
Закон в странах романо-германского права рассматривается не только в узком, своем изначальном смысле как акт, исходящий от высшего законодательного органа страны и обладающий высшей юридической силой, но и в более широком контексте — как собирательный термин и понятие, которыми обозначаются все законодательные акты, исходящие от уполномоченных на их издание центральных и местных, законодательных и исполнительно-распорядительных государственных органов. Концепция закона исходит из того, что "закон (Gesetz, statute) охватывают собой фактически все письменные юридические акты, которые являются главным источником права для правовой системы. Под понятие "закона" при этом подходят как широко объемлющие правовые кодексы и другие правовые акты, издаваемые федеральными и земельными законодательными органами, так и правовые акты, принимаемые на всех уровнях исполнительными органами. Весьма важным при этом является то, чтобы все эти акты, именуемые "законами", исходили только от конституционно признанных законодательных органов или же принимались лишь в строго регламентированном порядке, в тех случаях, когда речь идет о делегированном законодательстве.
Кроме того, непременное требование, которое предъявляется к законам, и состоит в том, чтобы они издавались только в форме, предусмотренной конституцией.
Обычай.
Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права. Он может действовать не только secundum lege (в дополнение к закону), но и praetor lege (кроме закона). Возможны ситуации, когда обычай занимает положение contra lege (против закона) (например, в Италии в навигационном праве, где морской обычай превалирует над нормой Гражданского кодекса). В целом, однако, сегодня за редкими исключениями, обычай потерял характер самостоятельного источника права. Случается, что о нем вообще вспоминают лишь тогда, когда говорят о толковании закона.
Это, однако, не означает, что обычай в романо-германском праве искусственно принижается и в своей практической значимости окончательно сводится на нет. Наличие исторической тенденции снижения роли обычаев за счет усиления роли законов и других нормативных актов не значит, что данный источник романо-германского права себя полностью исчерпал и уступил место другим источникам права. Это, исходя из практики правоприменительной деятельности в странах континентального права, выглядит далеко не так. Обычай в данной правовой семье продолжает по-прежнему существовать.
Прецедент.
Роль судебной практики в странах романо-германской правовой семьи может быть уточнена лишь в связи с ролью закона. Учитывая современное стремление юристов всех стран опереться на закон, творческая роль судебной практики всегда или почти всегда скрывается за видимостью толкования закона. Отказ от правила прецедента, согласно которому судьи обязаны применять нормы, которые ранее уже применялись в конкретном аналогичном деле, не случаен. Начиная с периода средних веков считалось, что правовая норма должна иметь доктринальное или законодательное происхождение. Только такая тщательно продуманная правовая норма в состоянии охватить целый ряд типичных случаев, которые уложились бы в фактический состав конкретного судебного дела. Предоставляется принципиально важным, чтобы судья не превращался в законодателя.
Этого стараются добиться в странах романо-германской правовой семьи. В то же время формула, согласно которой судебная практика не является источником права, кажется неточной для этих стран. Но она отразит действительность, если, исправив ее, мы скажем, что судебная практика не является источником правовых норм. "Не конкретные примеры, а законы имеют юридическую силу" (Non exemptis, sed tegibus, judicandum est). Используются различные методы для обеспечения стабильности права путем придания известного единообразия судебной практике. Забота об этом, встречающаяся во многих странах, делает очевидной подлинную роль судебной практики, даже если доктрина воздерживается от признания ее в качестве источника права. В порядке исключения из общего принципа, в особых случаях может быть установлена обязанность судьи следовать определенному прецеденту или линии, установленной прецедентами. В ФРГ такой авторитет придан решениям Федерального конституционного суда.
Также обстоит дело в Аргентине и Колумбии в отношении решений верховных судов по конституционным вопросам. В Швейцарии кантональные суды связаны решением Федерального суда, признавшего неконституционным кантональный закон, В Португалии авторитетом прецедента обладают решения Пленума Верховного суда. Правотворческая роль судебной практики официально признана в Испании. В ФРГ считается, что, если какое-то правило подтверждено постоянной судебной практикой, оно рассматривается как норма обычая и должно применяться судами в таковом качестве. Говоря о соотношении прецедента с законом, необходимо подчеркнуть, что по общему правилу прецедент в рамках континентального права возникает в соответствии с законом, существует в соответствии с ним и действует в соответствии с законом .
Доктрина.
В системе романо-германского права особое место занимает доктрина, разработавшая основные принципы построения этой правовой семьи. Доктрина играет весьма важную роль в подготовке законов. Она используется и в правоприменительной деятельности (в толковании законов).
Подобно прецеденту, доктрина не признается в качестве формального источника права, а рассматривается как реально существующий и оказывающий фактическое влияние на право вторичный источник. Прямое и весьма значительное влияние доктрины на правотворческий, а вместе с тем и на правоприменительный процесс сказывается особенно в тех случаях, когда имеются пробелы в праве. Роль доктрины: а) именно доктрина создает словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодатель; б) именно доктрина, наряду с другими факторами, оказывает непосредственное воздействие на законодателя, который часто лишь выражает те тенденции, которые установились в доктрине, и воспринимает подготовленные ею предложения. Разумеется, что степень воздействия правовых доктрин на законодателя и правотворческий процесс, равно как и формы ее проявления в разных странах, далеко не всегда одинаковы . Доктрина влияет на законодателя; здесь она является лишь косвенным источником права. Но доктрина играет также роль в применении закона. И было бы трудно, не искажая действительности, отрицать за ней в этой сфере качество источника права.
4. Проблемы законности и правопорядка в современной России.
1. Понятие законности, правопорядка и общественного порядка, их соотношение
Законность – основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.
О законности написано очень
много работ. Существует и множество различных
определений этого явления. Но практически
в каждом из них выделяется то главное,
что и образует суть, основу законности,
– строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками
общественных отношений. Именно это присуще
законности любого исторического периода
независимо от условий, места и времени.
В юридической литературе законность
рассматривалась по-разному. Часто ее
определяют как режим, принцип, метод государственного
руководства обществом, состоящий в издании
и проведении в жизнь законов и иных нормативных
правовых актов в интересах определенного
класса, социальных групп или народа в
целом. В соответствии с этой дефиницией
законность состоит из двух элементов:
законотворчества (издание законов и основанных
на них правовых актов) и осуществления
нормативных актов. Однако ряду ученых
представлялось весьма спорным включение
в понятие законности правотворческого процесса,
т.е. особой формы или особого вида деятельности
соответствующих органов, призванных
устанавливать новые нормы, изменять или
отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике,
нельзя сказать, что законность – величина
постоянная; она меняется всякий раз, как
только происходит корректировка законодательства.
Большинство работ по данной теме изданы давно. За это время в обществе и науке произошли значительные изменения, в свете которых особенно четко проявились принципиальные недостатки имеющихся интерпретаций законности.
Во-первых, традиционное понятие законности в основном отражало дореформенное состояние общественных отношений, основанных на жесткой иерархической соподчиненности.
Во-вторых, толкование законности как требования неукоснительного соблюдения норм права всеми субъектами уводит от осмысления того, что анализируемое понятие относится к части комплексной, отражающей сложный правовой характер организации общественно-политической жизни общества.
В-третьих, такая характеристика законности, по существу, сводит ее к обязательности, являющейся объективным свойством права и государственной дисциплины. Не вызывает сомнения то, что общеобязательны и приказ начальника, и приговор суда.
В-четвертых, это не только требование соблюдения норм-запретов и обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам.
В-пятых, понятие законности должно распространяться не только на поведение исполнителей закона, но и на сферу правотворчества, деятельность законодателей.
Отмеченные моменты, так или иначе, учитываются в публикациях и диссертационных исследованиях последнего времени. В частности, представляется интересным подход, согласно которому законность определяется как строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов, а также надлежащее использование предусмотренных в них прав (свобод) гражданами и иными субъектами права.
Это определение законности акцентирует внимание на требовании соблюдать закон и на совершении тех действий, которые связаны с реализацией возможностей, предусмотренных законом. Можно сказать, что такой подход не упрощает проблему, а подчеркивает ее многоаспектность, своеобразную сложность.
Обобщая сказанное, хотелось бы подчеркнуть: законность играет роль «посредника», который как бы «переносит» право в плоскость реального осуществления прав и обязанностей граждан (организаций, учреждений, предприятий).
В этой связи предпринимаемые попытки по-новому переосмыслить понятие законности выглядят вполне оправданными и своевременными. Особенно после событий августа – сентября 1991 года, сентября – октября 1993 года, в результате которых она приобрела еще и огромное социально-политическое и практическое значение.
Современные реалии требуют, прежде всего,
определения мировоззренческо-
* Законность как общественный феномен – результат взаимодействия
различных факторов, которые и определяют
ее природу. Следовательно, теоретическая
концепция законности должна быть некоторым
эмпирическим обобщением, не противоречащим
человеческому опыту. Это подчеркивает
объективный характер явления и исключает вероятность субъекти
* Материальная обусловленность законности реализуется в ее содержании через нормативные правовые акты, закрепляющие основные положения и принципы экономического строя общества. С этой точки зрения она выступает специфической формой упорядочения конкретного способа производства и распределения.
* Важное значение, если
не главное, приобретает политико-
Профессор А.Ф. Черданцев в этой связи отмечает: «Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность».
* Все вышеизложенное
тесно связано с социально-
Одним из нравственных начал содержания законности может выступать категория долга как следствие проявления определенного уровня сознания. При этом долг имеет как условное, так и обязательное значение. В последнем случае он, как правило, закреплен в норме права в виде юридической обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых обществом к поведению своих граждан в интересах их же собственного благополучия.
Другое этическое основание – понимание того, что справедливо. Обсуждая те или иные действия, люди называют их полезными или вредными с точки зрения, как морали, так и закона. Такая оценка ведет к доминированию в законности двух начал: обязательность – справедливость и желательность – полезность, это относится и к деятельности субъектов, и к последствиям применения норм права.
Таким образом, с нравственной позиции законность – юридическая форма выражения идеи справедливости. В этой связи она обладает двойственной природой, воплощенной в ее сущности. От человека можно требовать только того, что является полезным. Это находит свое подтверждение в эволюции самой идеи законности.
* В историческом аспекте установить точное время возникновения законности так же трудно, как и определить «возраст» человека, государства и права, все они находятся между собой в теснейшей причинно-следственной взаимозависимости и взаимообусловленности.
Поэтому и в отечественной литературе мнения ученых по данному вопросу разделились. Одни считают, что законность свойственна любому классовому обществу, другие – связывают ее возникновение с демократией.
На мой взгляд, режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.