Понятие и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.
Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

Файлы: 1 файл

Контрольные работы по Проблемам ТГП.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Все элементы и звенья законности и правопорядка участвуют в осуществлении функций.

3. Состояние законности и правопорядка в современной России и задачи по их укреплению

Анализ современного состояния законности показывает, что среди широких слоев населения нарастает требование укрепления дисциплины и порядка, обеспечения стабильности, защищенности от уголовного произвола. В связи с этим возникает настоятельная потребность в эффективном механизме осуществления требований законности. Его создание и совершенствование относится к числу важнейших и неотложных задач наведения порядка в стране и формирования правового государства. Для этого требуется последовательная и целенаправленная деятельность, всех субъектов общественных отношений. 

Для начала целесообразно рассмотреть причины низкого уровня законности и правопорядка, анализ которых имеет принципиальное теоретическое значение. Без этого невозможно разработать меры по реализации принципов законности и стабилизации общественных отношений. 

В научной литературе основными причинами низкого уровня законности называются следующие. 

1. Консерватизм и деградация социальных институтов, что выступает первопричиной искажения других компонентов социально – политической и экономической систем. А выражается это в несоответствии различных уровней управления обществом тем изменениям, которые произошли и происходят, а для самих институтов – их неспособность решать стоящие перед страной проблемы, ослабление контрольных функций, коррупция, злоупотребление властью, выход на общественно-политическую «арену» теневых структур управления. 

2. Деформация социальных норм. Это выражается в том, что правовые и иные нормы не соответствуют требованиям времени. В результате они перестают исполнять свое назначение, что ведет к игнорированию их со стороны участников отношений, к возникновению двойной морали. 

3. Происходит изменение и извращение социальных ценностей и представлений о них, которые выступают в качестве определяющего фактора мотивации поведения человека, критериев оценки их деятельности и результатов. 

4. Все вышеперечисленное коренным образом меняет отношения между членами общества, группами, слоями и классами, приводит их к дестабилизации. 

Таким образом, очевидно, что проблема обеспечения должного уровня законности, реализации ее принципов существует. Не претендуя на исчерпывающую разработку проблемы и рассмотрения всех ее аспектов, остановимся лишь на некоторых, наиболее очевидных и принципиальных, на мой взгляд, положениях, позволяющих определить правильный подход к механизму реализации принципов законности. 

Необходимо иметь ввиду, что закрепленные в законах и других актах правила поведения сами по себе могут оставаться на бумаге, не превратившись в реальные общественные отношения, если не будет обеспечиваться законность, то есть их соблюдение, исполнение. Таким образом, законность является обязательной и необходимой частью одного из важнейших методов государственного руководства обществом – метода правового регулирования общественных отношений. Государство, издавая нормы права и обеспечивая законность, влияет соответствующим образом на общественные отношения, обеспечивает закрепление одних, развитие других, пресечение третьих. На этот вывод не влияет то обстоятельство, что государство не может устанавливать законы произвольно, без учета объективности и правового регулирования, определяемых, в частности, законами природы, закономерностями социального развития, уровнем культуры общества, целесообразностью государственного воздействия и другими реалиями общественной жизни. 

Право и законность являются основой взаимоотношений всех членов общества, в том числе и отношений между государством и личностью. Только они создают единственную реальную в современных условиях возможность, если не согласования разнородных интересов и притязаний в экономической и иных сферах, то достижения компромиссов, в частности, национальных, социальных. 

Все это и определяет главное значение законности как средства, способа перевода правовых предписаний в реальные правовые отношения, в правопорядок. 

На пути построения демократического правового государства, в содержании законности должны произойти конкретные изменения: 

1. Все субъекты общественных отношений обязаны строго соблюдать правовые предписания и Конституцию, которая должна стать не орудием в руках государства, а правовым балансом общественных интересов. 

2. Все субъекты должны получить реальную возможность требовать соблюдения правовых предписаний от всех других субъектов, включая государство и его органы. 

3. Следует расширить предметную сторону законности, в частности, за счет реализации принципа «разрешено все то, что законом не запрещено». 

4. Основным источником права должны стать законы, при этом большинство из них должны получить прямое действие. И, конечно же, они должны соответствовать прогрессивно развивающимся общественным отношениям. 

Подводя итог сказанному, еще раз отмечу следующее. При всей своей единой сущности законность в различные периоды, в различных социальных условиях заметно отличалась по своему объему и характеру. Таким образом, содержание законности не одинаково проявляется как конкретно-исторический срез эпохи. Она провозглашается, зачастую получая фиксацию в конституциях и других нормативных правовых актах, в качестве принципа, требования, обращенного обычно ко всем участникам общественных отношений. 

 

Заключение

Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды. 

Сама по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность – это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин «законосообразность», пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями – законностью и реализацией права. 

В заключение хотелось бы заметить, что, конечно, многие идеи прошлого относительно законности получили заслуженное признание и в значительной мере используются в России и сейчас. Однако целиком без коррективов они объективно применяться уже не могут. Не случайно существенные изменения произошли с пониманием самого права, а также государства, демократии, прав человека и так далее. Такое положение вполне естественно, ибо современная Россия отказалась от коммунистической идеологии, от прежнего административно-командного устройства общества и осуществляет радикальный, хотя и трудный переход от демократии на основе признания общечеловеческих ценностей, среди которых первостепенное значение должно придаваться человеку, его правам и свободам. Несмотря на известные сложности в социально-экономической, политико-правовой и иных сферах, постепенно формируется правовое государство и гражданское общество, где законность приобретает гуманистический смысл, наполняется качественно новым содержанием, становится важнейшим фактором цивилизованного государственно-правового строительства.

На мой взгляд, пока в России не будет сформирован высокий уровень правовой культуры и правосознания, достижение законности и правопорядка на практике не возможно. 

Для преодоления данной проблемы и повышения уровня законности и правопорядка государство должно воспитывать у своих граждан уважительное отношение к праву, сделав, таким образом, право источником положительных преобразований в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Белов Г.А. Политология. Учебное пособие. М., 2004.

2. Гиддинс А. Политика, управление и государство // Рубеж. 1992, N3.

3. Государство, демократия, парламентаризм. Курс политологии для высших учебных заведений в схемах, таблицах, цифрах. Краснодар, 2004.

4. Дзодзиев В. Проблемы становления демократического госу-дарства в России. М. 2001.

5. Марченко М.Н. Политическая организация общества. // вопросы философии. 1997. N12.

6. Политология: учебное пособие под ред. Г. А. Воробьева, К.И. Мартыненко. Краснодар. 2003.

7. Рябов А. В. Легальность и легитимность власти. // Полис. 1994. N2.

8. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право, 1997, N2.

9. Алексеев С.С. «Теория права». М- 2005.

10. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

11. Баума И.Э. «Общая теория права». М. - 1995г.

12. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли Х1Х века и начала ХХ века // Вопросы философии. 1990. № 1.

13. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

14. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М, 2002.

15. Котелевская И.В. Конституционные законы - новое явление в законодательстве России // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1994. № 1.

16. Леушин В.И. Конституция России в свете теории естественного права. Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерение. Екатеринбург, 2003.

17. Лившиц. Р.З. «Современная теория государства и права» М.-1994.

18. Манов Г. Н. «Теория государства и права». М.- 1995.-

19. Марченко М.Н. «Проблемы теории государства и права». М.-2001.

20. Нерсесянц В.С. «Философия права». М. - 1997.

21. Осакве Кр. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. 2001. № 4.

22. Саидов А. Х. Сравнительное правоведения (Основные правовые системы современности). М., 2000.

23. Синюков В. Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994.

24. Шаповалов В.Ф. Россиеведение как комплексная научная дисциплина // Общественные науки и современность. 1994. № 2.

25. Алексеев С. С. Общая теория права: учеб. 2-е изд. перераб. и доп. М.: 2009. - 576 с.

26. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. Том первый. – М.: Статут, 2010. – С. 429.

27. Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. Учебник для юридических вузов. — М.: Издательство "Зерцало", 2001. — 560 с. 

28. Рене Давид. Основные правовые системы современности. Москва: Прогресс, 1988 г.

29. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. - 448 с. 

30. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд. перераб. и доп. М.: 2007. - 768 с.

 

 


Информация о работе Понятие и признаки государства