Понятие и признаки права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:07, реферат

Описание работы

Закономерности возникновения, развития и функционирования права - это научно-познанные, объективно обусловленные, объективно необходимые устойчивые тенденции, выражающие сущность права в процессе его возникновения, развития и функционирования.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 40.41 Кб (Скачать файл)

 

Различия между правом и моралью можно проследить:

 

1. По времени возникновения  - исторически мораль возникла  раньше права

 

2. По способу образования  - мораль формируется всем обществом  на основе нравственных представлений  людей о добре и зле, а  правовые нормы устанавливаются  государством 

 

3. По форме выражения  - моральные нормы содержатся  в сознании людей и передаются  ими из поколения в поколение,  а правовые нормы содержатся  в официальных государственных   актах (законах, указах и т.д.).

 

4. По степени детализации  - требования норм морали носят  расплывчатый характер (будь честным,  добрым, справедливым, не убий), а  нормы права имеют строго определенное  юридическое содержание.

 

5. По способу охраны  от нарушений - выполнение норм  морали обеспечивается общественным  мнением и осуждением, а  нарушение  правовых норм влечет применение  мер юридической ответственности,  санкций закона.

 

Право активно содействует  утверждению общечеловеческих нравственных представлений, убеждений и принципов, в то время мораль укрепляет нравственную основу и авторитет права, наполняет  его глубоким нравственным содержанием.

В. Право и религия

 

В начальные периоды своей  истории право неотделимо от религии  и выступает, как правило, в религиозных  формах (иудейское право, римское  право на его ранних стадиях, мусульманское  право и т.д.). В дальнейшем право "сбрасывает" религиозную форму, однако на Востоке этот процесс и  ныне не завершен.

 

Соотношение права и религии  зависит от того, одновременно ли с  государством формировалась та или  иная религиозная система или  после его возникновения. У тех  народов, где формирование государства  и религии шло одновременно, право  стало составной частью соответствующей  религиозно-философской системы (иудейское право, индусское право, мусульманское право и т.д.).

 

Когда религия формировалась  в условиях уже сложившейся государственности (например, христианство), новая религия  заставала уже действующее право, которое, как правило, оставалось светским. Религиозное право, сложившееся  на почве такой религии, регулировало отношения, связанные главным образом  с деятельностью церкви (каноническое право в Западной Европе).

 

В странах Востока и  ныне не преодолена слитность права  с религией (Иран), что обусловливает  специфику соотношения между  ними.

 

Фактор слитности права  и религии приводит к  отождествлению в глазах верующих государства и  религиозной общины и порождает  ряд проблем в области равенства  граждан перед законом. Так, в  современных странах Востока  в условиях государственного характера  ислама немусульманин не может стать главой государства, ему весьма сложно стать депутатом парламента и т.д. Влияние религии проявляется также в неравенстве в ряде стран правового статуса мужчины и женщины и т.д.

 

Сохранение действия традиционного, то есть добуржуазного (в том числе религиозного), права в ряде развивающихся стран Азии и Африки обусловливает двойственность правового статуса их граждан (Латинское слово status означает "положение".).

 

В католических странах Европы и Америки наряду со светским правом возможно также применение канонического  права, имеющего ограниченную сферу  действия.

 

Некоторые важнейшие правовые акты отражают влияние религиозного правопонимания. Авторы Декларации независимости США 1776 г. рассмат­ривали права человека как создание творца. В этом же контексте упоминается Бог в преамбуле Конституции Швейцарской конфедерации 1999 г. и т. д.

 

В России до 1917 г. источниками  права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).

 

В наши дни характер взаимодействия правовых и религиозных норм определяется характером государства и зависит  от того, является ли последнее светским или нет.

Г. Право и корпоративные  нормы

 

Под корпоративными нормами  понимают правила поведения, выработанные в рамках корпораций (фирм, производственных объединений и т. д.), кооперативов, общественно-политических образований (политических партий, профсоюзов и  т. д.).

 

Корпоративные нормы создаются "снизу", по воле членов соответствующих  организаций, нормы права создаются  по воле государства.

 

Корпоративные нормы действуют  в рамках отдельной организации, а действие норм права распространяется на всех лиц, находящихся на его территории.

 

Нарушение корпоративных  норм влечет за собой применение санкций, предусмотренных в уставах соответствующих  организаций, а при пра­вонарушениях применяются санкции правовых норм, обеспечиваемые принудительной силой государства.

Д. Право и закон

 

Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты  уничтожали людей в соответствии со своими законами, но вопреки праву. За основу нового подхода берется  принцип формального равенства, что означает независимость и  свободу людей в их правовых отношениях. Этот принцип в абстрактной форме  выражает справедливость.

 

Смысл разграничения права  и закона в том, чтобы разграничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям  права.

 

Правовой закон характеризуется  следующими признаками:

 

1. Он есть выражение  и закрепление объективированной  в праве меры свободы людей.

 

2. Воплощает в  себе  принцип формального  правового  равенства, имеющего всеобщий  характер справедливости.

 

3. Учитывает и охраняет  интересы тех,  кто  стеснен  в своих возможностях или не  может в силу определенных  причин защитить свои права  (больные, престарелые, безработные).

 

4. Это не  продукт   воли  и  субъективного   усмотрения законодателя,  а необходимая   составная часть  объективно  складывающегося в данном обществе  права.

 

5. Правовой закон —  антипод произволу. Реальная жизнь  закона возможна только в условиях  правового государства.

 

Следовательно, содержание права  можно видеть в масштабе, в мере свободы.

 

 

 

Значение права 

 

Право как регулятор общественных отношений выступает важнейшим  фактором социально-экономического развития общества.

 

Социальное назначение права  выражается в следующем:

 

þ     с помощью  права обеспечивается устойчивый порядок  в общественных отношениях;

 

- право обеспечивает возможность  плодотворной активной правомерной  деятельности человека, препятствуя  незаконному  вмешательству,   при   помощи   механизмов  юридической ответственности;

 

- институты гражданского  общества формируются на правовой  основе (семья, школа, церковь,  добровольные организации и союзы).

 

Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности.

 

Ценность права — это  способность права служить целью  и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных  потребностей и интересов граждан, общества в целом.

 

Право обладает инструментальной ценностью - оно придает действиям  людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, делает отношения цивилизованными.

 

Ценность права  заключается  в том,  что оно,  воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех  отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и  общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в  том, что оно оказывает воздействие  на поведение и деятельность людей  посредством согласования их специфических  интересов.

 

Ценность права и в  том, что оно является выразителем  и определителем (масштабом) свободы  личности в обществе, определяет границы, меру этой свободы.

 

Ценность права состоит  в его способности быть выразителем  идеи справедливости. Формула Протагора: «Человек есть мера всех вещей» может  быть отнесена и к праву, ибо оно  является средством социальной защищенности личности.

 

Ценность права заключается  и в том, что оно выступает  фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.

 

Право в современных условиях приобретает планетарное значение, ибо является средством решения  международных и межнациональных  проблем и достижения социального  мира и согласия,  средством снятия напряженности в обществе.

 

Право является также инструментом решения экологических проблем  как внутри отдельно государства, так  и в рамках мирового сообщества.

 

 

 

3. Теории права

 

 

 

Типология права

 

Типология права - это его  специфическая классификация. Типы права формируются с позиции  нескольких подходов:

 

♦ формационный подход;

 

♦ цивилизационный подход;

 

♦ подход на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и других признаков.

 

При формационном подходе  основными признаками выступают  социально-экономические. Базис (тип производственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстроечных элементов - государство и право.

 

В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.

 

В рамках цивилизационного подхода выделяют право:

 

древних государств;

 

средневековых государств;

 

современных государств;

 

В зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиозных  и других признаков выделяют следующие  типы права:

 

1. Национально-правовая система  - конкретно-историческая совокупность  прав, юридической практики и  господствующей идеологии отдельного  государства.

 

2. Правовая семья - совокупность  правовых систем, выделенная на  основе общности источников, структуры  права и исторического пути  его формирования:

 

♦ романо-германская (континентальное право);

 

♦ англо-американская (общее права);

 

♦ традиционно-религиозная: мусульманское, африканское право и др.

 

 

 

Исторические теории сущности права 

 

В разных частях света, в группах  государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени  и условий развития тех или  других народов объективно формировали  свои источники права. На каждом историческом этапе существовали определенные факторы, которые способствовали единообразию в представлениях о праве. Существующие в мире правовые системы и правовые семьи являются наглядным подтверждением этого.

 

Наиболее известными являются следующие теории.

 

1. Теория естественного   права 

 

Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и  Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека. Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

 

Логически завершенную форму  и распространение эта концепция  получила в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней  разделяются такие понятия, как  право и закон.

 

Фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

 

Суть теории естественного  права состоит в том, что кроме  позитивного права, которое создается  государством, существует общее для  всех людей естественное право, стоящее  над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.

 

2. Историческая школа права

 

Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.

 

Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:

 

» право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);

 

» основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;

 

» официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

 

3. Теория нормативистского права

 

Нормативистская концепция права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед.

 

По мнению Кельзена, право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации.

 

Г.Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право — это система дол­жного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. 

Информация о работе Понятие и признаки права