Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:07, реферат
Закономерности возникновения, развития и функционирования права - это научно-познанные, объективно обусловленные, объективно необходимые устойчивые тенденции, выражающие сущность права в процессе его возникновения, развития и функционирования.
Различия между правом и моралью можно проследить:
1. По времени возникновения - исторически мораль возникла раньше права
2. По способу образования
- мораль формируется всем
3. По форме выражения
- моральные нормы содержатся
в сознании людей и передаются
ими из поколения в поколение,
а правовые нормы содержатся
в официальных государственных
4. По степени детализации
- требования норм морали носят
расплывчатый характер (будь честным,
добрым, справедливым, не убий), а
нормы права имеют строго
5. По способу охраны
от нарушений - выполнение норм
морали обеспечивается
Право активно содействует утверждению общечеловеческих нравственных представлений, убеждений и принципов, в то время мораль укрепляет нравственную основу и авторитет права, наполняет его глубоким нравственным содержанием.
В. Право и религия
В начальные периоды своей истории право неотделимо от религии и выступает, как правило, в религиозных формах (иудейское право, римское право на его ранних стадиях, мусульманское право и т.д.). В дальнейшем право "сбрасывает" религиозную форму, однако на Востоке этот процесс и ныне не завершен.
Соотношение права и религии зависит от того, одновременно ли с государством формировалась та или иная религиозная система или после его возникновения. У тех народов, где формирование государства и религии шло одновременно, право стало составной частью соответствующей религиозно-философской системы (иудейское право, индусское право, мусульманское право и т.д.).
Когда религия формировалась
в условиях уже сложившейся
В странах Востока и ныне не преодолена слитность права с религией (Иран), что обусловливает специфику соотношения между ними.
Фактор слитности права
и религии приводит к отождествлению
в глазах верующих государства и
религиозной общины и порождает
ряд проблем в области
Сохранение действия традиционного, то есть добуржуазного (в том числе религиозного), права в ряде развивающихся стран Азии и Африки обусловливает двойственность правового статуса их граждан (Латинское слово status означает "положение".).
В католических странах Европы и Америки наряду со светским правом возможно также применение канонического права, имеющего ограниченную сферу действия.
Некоторые важнейшие правовые акты отражают влияние религиозного правопонимания. Авторы Декларации независимости США 1776 г. рассматривали права человека как создание творца. В этом же контексте упоминается Бог в преамбуле Конституции Швейцарской конфедерации 1999 г. и т. д.
В России до 1917 г. источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).
В наши дни характер взаимодействия правовых и религиозных норм определяется характером государства и зависит от того, является ли последнее светским или нет.
Г. Право и корпоративные нормы
Под корпоративными нормами понимают правила поведения, выработанные в рамках корпораций (фирм, производственных объединений и т. д.), кооперативов, общественно-политических образований (политических партий, профсоюзов и т. д.).
Корпоративные нормы создаются "снизу", по воле членов соответствующих организаций, нормы права создаются по воле государства.
Корпоративные нормы действуют в рамках отдельной организации, а действие норм права распространяется на всех лиц, находящихся на его территории.
Нарушение корпоративных
норм влечет за собой применение санкций,
предусмотренных в уставах
Д. Право и закон
Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими законами, но вопреки праву. За основу нового подхода берется принцип формального равенства, что означает независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Этот принцип в абстрактной форме выражает справедливость.
Смысл разграничения права и закона в том, чтобы разграничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям права.
Правовой закон
1. Он есть выражение
и закрепление
2. Воплощает в себе
принцип формального
3. Учитывает и охраняет
интересы тех, кто стеснен
в своих возможностях или не
может в силу определенных
причин защитить свои права
(больные, престарелые,
4. Это не продукт
воли и субъективного
усмотрения законодателя, а необходимая
составная часть объективно
складывающегося в данном
5. Правовой закон —
антипод произволу. Реальная
Следовательно, содержание права можно видеть в масштабе, в мере свободы.
Значение права
Право как регулятор общественных отношений выступает важнейшим фактором социально-экономического развития общества.
Социальное назначение права выражается в следующем:
þ с помощью права обеспечивается устойчивый порядок в общественных отношениях;
- право обеспечивает
- институты гражданского
общества формируются на
Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности.
Ценность права — это
способность права служить
Право обладает инструментальной ценностью - оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, делает отношения цивилизованными.
Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.
Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, определяет границы, меру этой свободы.
Ценность права состоит в его способности быть выразителем идеи справедливости. Формула Протагора: «Человек есть мера всех вещей» может быть отнесена и к праву, ибо оно является средством социальной защищенности личности.
Ценность права заключается и в том, что оно выступает фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.
Право в современных условиях
приобретает планетарное
Право является также инструментом решения экологических проблем как внутри отдельно государства, так и в рамках мирового сообщества.
3. Теории права
Типология права
Типология права - это его специфическая классификация. Типы права формируются с позиции нескольких подходов:
♦ формационный подход;
♦ цивилизационный подход;
♦ подход на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и других признаков.
При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип производственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстроечных элементов - государство и право.
В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.
В рамках цивилизационного подхода выделяют право:
древних государств;
средневековых государств;
современных государств;
В зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права:
1. Национально-правовая система
- конкретно-историческая
2. Правовая семья - совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования:
♦ романо-германская (континентальное право);
♦ англо-американская (общее права);
♦ традиционно-религиозная: мусульманское, африканское право и др.
Исторические теории сущности права
В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. На каждом историческом этапе существовали определенные факторы, которые способствовали единообразию в представлениях о праве. Существующие в мире правовые системы и правовые семьи являются наглядным подтверждением этого.
Наиболее известными являются следующие теории.
1. Теория естественного права
Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека. Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.
Логически завершенную форму
и распространение эта
Фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.
Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.
2. Историческая школа права
Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.
Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:
» право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);
» основу права составляют
сложившиеся и устоявшиеся
» официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.
3. Теория нормативистского права
Нормативистская концепция права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед.
По мнению Кельзена, право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации.
Г.Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право — это система должного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.