Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:28, реферат
Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.
Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.
Введение
1. Понятие и признаки правового государства.
2. Система разделения властей в правовом государстве.
3. Верховенство правового закона.
4. Взаимные обязанности и ответственность личности и государства.
Социальная и юридическая защищенность личности.
5. Практика становления правового государства в России.
Заключение
Литература
выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища,
отношениями между правоохранительными органами.
В правовом государстве существуют определенные гарантии законности,
которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-
экономические, политические, юридические и международные гарантии.
Политические гарантии законности - это прежде всего демократизм
общественного и государственного строя Российской Федерации, политический и
идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами
государства. Социально-экономические гарантии законности - многообразие
форм собственности, создание необходимых условий для их развития,
обеспечение им равной защиты,
свободное предпринимательство,
распоряжаться своими способностями
к производительному и
справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. К
юридическим гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированность
законами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов,
контролирующих соблюдение законов, а также правоохранительных органов,
привлечение к юридической ответственности должностных лиц, посягающих на
права и свободы граждан. К международным гарантиям относятся: деятельность
международных организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы, где нарушается законодательство, закрепляющее
права и свободы граждан, право граждан обращаться в международные органы за
защитой своих нарушенных прав.
Законность и правовое государство - категории во многом
тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует
безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в
то время как правовое
государство предъявляет
государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому
реализация режима правового государства означает торжество закона прежде
всего в деятельности властных структур - государственных органов власти,
управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и
правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную,
объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.
4. ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА.
Взаимная
ответственность личности и
правового государства. В недемократическом государстве признается только
ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права
и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив,
делается акцент на ответственности государственных органов и должностных
лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта
ответственность обретает реальный характер только при наличии
соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру
привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод
граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (.ст.ст.41 ч. 3, 52, 53
Российской Федерации).
Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является
конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры
государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с
документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и
свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина
защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом
(ст.ст. 33, 45 часть 2
Конституции Российской
Все это вместе взятое делает государство ответственным перед
гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои
незаконные действия перед государством в лице его органов (ст.ст. 57, 58,
59 Конституции Российской Федерации).
5. ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
Реальные
демократические
половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения
августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание принцип "правового
государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и
положения, стали развиваться демократическое законодательство, система
правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший
арбитражный суд Российской Федерации).
В октябре
1991г. Верховным Советом
концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной
власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,
независимой в своей деятельности от властей законодательной и
исполнительной.
Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация
прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство
признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и
свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной
власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание
системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы
реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и
судом, взаимную ответственность государства и личности.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием
правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование
законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В
последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы
для дальнейшего развития нашего государства как демократического,
правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской
Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о
гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации,
Договор об общественном согласии.
В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная
система, которая исключала возможность создания и функционирования
легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией
являлся марксизм-ленинизм.
Современное демократическое
предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют
различные общественные организации, политические партии, в котором никакая
идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной
идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе
идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.
Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из
направлений этой работы является развитие гражданского общества,
выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором
реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов
политического плюрализма.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих
преобразований в государственной и политической жизни нашего общества,
является уровень политической и правовой культуры в обществе. Уважение и
соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами -
неотъемлемая черта демократического государства.
Сейчас
на территории распавшегося
развитии государства и права - становление в новых "независимых
государствах" государственных и правовых систем, соответствующих
требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более
осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и
социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко
высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная
система за долгие десятилетия своего господства.
Реалии
сегодняшнего развития
социальная жизнь в России все еще далеки от совершенства. Поэтому одной из
первоочередных задач в России есть создание правового общества.
Заключение.
Коротко выразить суть правового государства можно так:
правовое государство — это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.
Основные характеристики правового государства касаются принципов, на которых строятся отношения в треугольнике, состоящем из таких субъектов, как личность, общество и государство.
Основной ценностью в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Права и свободы личности могут быть обеспечены при условии подчинения государства обществу и связанности государства правом. Этому способствует устройство государства на принципах народного суверенитета, демократизма, верховенства закона, разделения властей, взаимной ответственности государства и личности, политического и идеологического плюрализма, гласности в деятельности государственного аппарата и информированности граждан, наличие демократического правосудия и судебных форм защиты прав и свобод граждан.
Литература:
1. Коваленко
А.И. Теория государства и
2. Коваленко
А.И. Правовое государство:
1993г.
3. Алексеев С.С. - Государство и право, 1993г. Юридическая литература.
4. Конституция Российской Федерации.
Информация о работе Понятие и признаки правового государства