Понятие и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:28, реферат

Описание работы

Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.
Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и признаки правового государства.
2. Система разделения властей в правовом государстве.
3. Верховенство правового закона.
4. Взаимные обязанности и ответственность личности и государства.
Социальная и юридическая защищенность личности.
5. Практика становления правового государства в России.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

правоведенье.docx

— 60.79 Кб (Скачать файл)

американском континенте. Автор "Декларации  Независимости США"  Джефферсон

подвергает   критике   монархическую  форму  правления  с   позиции   теории

общественного  договора  и  естественных  неотчуждаемых  прав  человека,   и

отстаивает  принцип  народного   суверенитета.   Декларация    Независимости

провозглашает,   что   существуют   неотчуждаемые   права   человека,    для

обеспечения которых создается государство.   Путем включения в Декларацию

естественных прав человека,  превратившихся в субъективные  права  отдельных

индивидов по отношению  к государству в целом.

      С философским   обоснованием  теории  правового  государства выступил И.

 Кант.  Центральное  место в ней   занимает   человек,  личность.   Важнейшим

принципом публичного  права  философ  считал  прерогативу  народа  требовать

своего участия  в  установлении  правопорядка  путем  принятия  конституции,

выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу,   равенство

и   независимость   всех  граждан  в  государстве,   которое  выступает  как

"объединение множества  людей,   подчиненных  правовым  законам".   Там,  где

государство действует  на основе конституционного права, отвечает общей  воле

народа,  там государство  правовое,  там  не  может  быть  ограничения  прав

граждан  в  области   личной   свободы,   совести,    мысли,   хозяйственной

деятельности. В правовом государстве   гражданин   должен  обладать  той  же

возможностью принуждения  властвующих к точному исполнению  закона,   какой

обладает властвующий в его отношении к гражданину.   Правовую  организацию

Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на   законодательную,

принадлежащую  парламенту,  исполнительную  -  правительству,  и   судебную,

осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

      Концепция  правового  государства  у   И.  Канта  сводятся  к  следующим

тезисам: источником нравственных и правовых законов  выступает  практический

разум, или свободная  воля людей;  человек  становится  моральной  личностью,

если возвысился до понимания  своей  ответственности  перед  человечеством  в

целом; в своем поведении  личность  должна  руководствоваться  требованиями,

которые сводятся к следующему: "поступай так, чтобы ты  всегда  относился к

человечеству и в  своем лице; и в лице всякого  другого так же, как к цели,  и

никогда не относился  бы к нему только  как  к  средству"  и  "поступай  так,

чтобы  максима  твоего  поступка  могла  стать  всеобщим  законом";  правом,

основанным на нравственном законе, должны быть определены границы  поведения людей с целью, чтобы  свободное волеизъявление одного лица  не  противоречило свободе  других;   право   призвано   обеспечить   внешне   благопристойные, цивилизованные  отношения  между  людьми;  государство  -   это   соединение множества  людей, подчиненных правовым  законам.  Или  "государство  в  идее, такое,  каким  оно  должно  быть"  обязано   сообразовываться   "с   чистыми принципами  права";  государство  призвано  гарантировать   правопорядок   и строиться на началах суверенитета.

      Философская   концепция   Канта   оказала   значительное   влияние   на

дальнейшее  развитие  политико-правовой  мысли  и  практику  государственно-

правового строительства  цивилизованного общества.

      Государство,  согласно Гегелю,  это тоже  право,  а  именно  конкретное

право,  так   как  оно  включает  в  себя  признание  "всех  остальных  прав

личности,  семьи и  общества" Возводя государство  в  абсолют,   стоящий  над

личностью  и   обществом,   Гегель   доказывает,   что   такие   государства

предшествуют  развитию  гражданского общества. В  этом   утверждении   Маркс

видел  главный  порок  гегелевской  концепции   государства,   поскольку   в

реальной    жизни  общество  возникает  раньше  государства,   а   последнее

является его продуктом  и результатом  развития  общества.  "Государство,  по

Гегелю, это  наиболее совершенная организация общественной жизни, в  которой

все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни."

      Суть  государства  правового  -  именно  в  характере   законов,    их

соответствии  правовой  природе   вещей,   направленности   на   обеспечение

суверенитета личности. Гегель подчеркивал, что  хорошие   законы   ведут   к

процветанию государства,  а свободная собственность  есть  основное  условие

блеска его.

      Ценность  гегелевских воззрений на  государство   состоит   в  том,  что

принудительная, насильственная функция в нем играет не столь  важную роль.  В

целом вся гегелевская концепция правового государства   прямо и однозначно

направлена  против  произвола,  бесправия и вообще  всех  неправовых  форм

применения  силы  со  стороны  частных  лиц,  политических   объединений   и

государственной власти.

      Маркс  и  Энгельс поддержали и   на  материалистической  основе  развили

дальше идею Гегеля о  разграничении гражданского общества и  государства   (у

философов 17-18 веков гражданское  общество и государство  нередко  выступали

как нечто  единое).   Маркс  и  Энгельс  показали,  что  именно  гражданское

общество  составляет  первооснову  здания   человеческого    общежития,    а

жизнедеятельность  гражданского  общества   есть   главная   движущая   сила

исторического  прогресса,  или  дословно  "истинный  очаг  и   арена    всей

истории".

      Маркс  рассматривал   государство   и  право  исходя  из  открытой  или

классовой теории общественного  развития. Согласно данной теории  государство

и   право   исчезнут  вместе   с   исчезновением   классов,   в   результате

установления диктатуры  пролетариата  в  процессе  перехода  к  обществу  без

классов.  Примечательным является утверждение Маркса,  в  котором он  выразил

  идею   правового    государства   "Свобода   состоит,   чтобы   превратить

государство,  стоящее  над  обществом,  в  орган,  всецело  этому   обществу

подчиненный."

      Прогрессивная   политико-правовая   мысль   Западной   Европы  в   лице

Исринга, Паунда, Спекира  и других  оттачивали  элементы  теории  правового

государства  с  позиции   своего   времени  и  опыта  прошлого.  Большинство

авторов  сходилось  во  мнении,  что  правовым  можно  считать   лишь  такое

государство,  где  законодатель  так  же  подзаконен,  как  и  гражданин.   В

концепции  Еллинека   государство  определяется  как   представитель   общих

интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным  и общечеловеческим

 солидарным интересам  в направлении прогрессивного  развития общества.

      Идеи  правового  государства  были  отражены  и   в   трудах   русских

мыслителей,  таких  как Писарев, Герцен, Чернышевский,  Радищев,  Муравьев  и

др.,  где  они  подвергали  критике  беззаконие  феодализма.   Правоведы   и

философы  предоктябрьского  периода:  Котляровский,  Новгородцев,   Чичерин,

Бердяев  и  др.  в  своих  произведениях   теоретически   завершили  русскую

концепцию правового  государства.

      Рассмотрим  основные идеи и принципы  правового   государства  с  точки

зрения Г.Ф.  Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования  и основные

параметры правового  государства:

      1. Для   устранения  произвола необходимо  установление норм

       объективного  права,  которые определяют пределы  свободы каждого

      и ограничивают  одни интересы и другие,  в  том числе и  государственной

      организации,  -отсюда идея господства права в управлении.

      2. Если  личная инициатива требует простора, то государству

      достаточно  ограничиться охраной субъективных  прав.

      3.  Чтобы   новый  порядок  не  нарушался   самими   органами   власти,

      необходимо  строго  определить  полномочия  последних,    отделив   от

      исполнительной  власти законодательную,   утвердить   самостоятельность

      судебной  власти,  и допустив к соучастию  в  законодательстве  выборные

      общественные  элементы.

      Реальные  гарантии правовой государственности  Шершевич   видит в том,

что в различное  время  выдвигались  различные  гарантии  правового  порядка

против  произвола  "...а)  неотъемлемое   ограничение  власти;  б)   принцип

разделения властей; в) правовое самоограничение  власти;   г)  подчиненность

государства стоящему  над ним праву.  В   действительности  такой  гарантией

является только сдерживающая сила общественного мнения."

      В послеоктябрьский  период  в  России идеи правового  государства  были

налажены требованиями   революционного   правосознания,  а  затем  полностью

исключены из реальной жизни.

      Советская  государственно-правовая  наука   в  период  тоталитаризма   не

воспринимала   идею    правового   государства,    считая   её   буржуазной,

диаметрально  противоположной  классовой  концепции государства.

      В последние  годы в русле реформаторских  процессов произошли  серьезные

изменения в научных  взглядах на государство и право.

      Концептуальные  положения и  пути  формирования  правового  государства

излагаются  в трудах сегодняшних исследователей права  и  государства:   С.С.

Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

      Концепция  современные понятия правового  государства  сводятся  к   тому

что : Правовое государство -  это государство,  обслуживающее потребности

гражданского  общества  и  правовой   экономики,   назначение   которого   -

обеспечить  свободу  и  благосостояние.   Оно   подконтрольно   гражданскому

обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых  благ,  на  фактическом

соотношении   общественного   спроса   и   предложения,   ответственно    за

правопорядок, который  гарантирует  человеку  свободу  и  безопасность,  ибо

духовным фундаментом  его является признание прав человека.

      Правовое  государство   -   это   демократическое   государство,   где

обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство  всех  перед

законом и независимым  судом, где признаются и гарантируются  права и  свободы

человека и где  в основу организации государственной  власти  положен  принцип

разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

      Современное  правовое государство - это демократическое  государство,  в

котором обеспечиваются права  и  свободы,  участие  народа  в  осуществлении

власти (непосредственно  или через представителей). Это  предполагает  высокий

уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское  общество.  В

правовом государстве обеспечивается возможность в рамках  закона  отстаивать

и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит  свое  выражение,  в

частности   в   формировании   и   функционировании   политических   партий,

общественных объединений, в политическом  плюрализме,  в  свободе  прессы  и

т.п.

 

      Признаки  правового государства:

      1. Верховенство  закона во всех сферах жизни  общества.

      2. Деятельность  органов правового государства  базируется на принципе

      разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную.

      3. Взаимная  ответственность личности и государства.

      4. Реальность  прав и свобод гражданина, их  правовая и социальная

      защищенность.

      5. Политический  и идеологический плюрализм, заключающийся  в свободном

      функционировании различных партий, организаций, объединений,

      действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических

      концепций,  течений, взглядов.

      6. Стабильность  законности и правопорядка в  обществе.

 

      К числу  дополнительных факторов и условий  становления правового

      государства,  видимо, можно отнести следующие:

            - преодоление правового нигилизма  в массовом сознании;

            - выработка высокой политико-правовой  грамотности;

            - появление действенной способности  противостоять произволу;

            - разграничение партийных и государственных  функций;

           - установление парламентской системы  управления

              государством;

            - торжество политико-правового плюрализма;

            - выработка нового правового  мышления и правовых традиций, в

                   том числе:

      а) преодоление  узконормативного восприятия правовой действительности,

      трактовка  права как продукта властно-принудительного  нормотворчества;

      б) отказ  от догматического комментирования  и апологии сложившегося

      законодательства;

      в) преодоление  декоративности и декларированности юридических норм;

      г) выход  юридической науки из самоизоляции  и использование

      общечеловеческого  опыта.

 

      Правовое  государство -  путь  к  возрождению   естественно-исторических

прав и  свобод,  приоритета  гражданина  в  его  отношении  с  государством,

общечеловеческих начал  в праве,  самоценности  человека.  Понятие "правовое

государство" - это  фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же,  как

демократия, гуманизм, права  человека, политические и экономические  свободы,

либерализм и другие.

      Суть  идеи правового государства - в господстве права в общественной  и

политической  жизни,  наличии  суверенной   правовой   власти.   С   помощью

Информация о работе Понятие и признаки правового государства