Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:28, реферат
Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.
Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.
Введение
1. Понятие и признаки правового государства.
2. Система разделения властей в правовом государстве.
3. Верховенство правового закона.
4. Взаимные обязанности и ответственность личности и государства.
Социальная и юридическая защищенность личности.
5. Практика становления правового государства в России.
Заключение
Литература
разделения властей государство организуется и функционирует правовым
способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое
государство открывает юридически равный доступ к участию в политической
жизни всем направлениям и движениям.
В чем
же заключается отличие
такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием,
несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью
гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и
должностных лиц.
В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из
верховенства закона, действует строго в определенных границах,
установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед
гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.
Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает
общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения
внутренней и внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества,
основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3. Располагает
специальным государственным
4. Обладает
определенной административно-
на своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Особенности
механизма правового
Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа
разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением.
Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового
государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю
общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою
деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством.
Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на
права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-
правовыми актами. Права
и свободы граждан
государства. Механизм правового государства является способом его
существования. Функции правового государства реализуются с помощью его
механизма.
Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от
бюрократизма и административно-командных методов управления. Его
демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на
службе которого он находится.
Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского
общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с
этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое
государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу,
то этапам развития правового государства присущи определенные особенности,
отражающие его политический характер.
Первый
этап развития правового
рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств
массовой информации, социальной защищенности граждан;
Второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм
предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие
гласности, свободной деятельности средств массовой информации.
2. СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
Основным принципом организации и деятельности правового государства
является разделение властей. Это принцип разделения власти между
законодательными, исполнительными и судебными органами государства.
Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не
принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них
осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять
деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то,
чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить
возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом -
вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти)
не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен
постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится
в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение
занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон
основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает
верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов
занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых
законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои
государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не
совершал.
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными
органами.
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной.
Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной
власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких
формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к
теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение
властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках
одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где
невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить
возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви
власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и
функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках
своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный
контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях
государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и
судебную власть.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не
вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в
жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью
полномочий другой. Принцип разделения властей становится
жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и
противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет
всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает
нормальное функционирование органов государства.
Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических
государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением
государственной власти на "три власти" федеративное устройство является
также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее
концентрацию.
Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации рассмотрим
принцип разделения властей в России.
Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит: "Государственная
власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны."
К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся:
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты
Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской
Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации; местные
органы государственной власти.
К органам
исполнительной власти в
Президент Российской Федерации;
- Совет
Министров Российской
- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или
Законодательными Собраниями;
- Правительство республик; органы администрации других субъектов
Российской Федерации.
К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Высший
Арбитражный Суд Российской
- суды республик и других субъектов РФ;
- районные народные суды;
- суды специальной юрисдикции.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является
представительным и законодательным органом Российской Федерации. Совет
Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой. Закон считается
одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от
общего числа депутатов либо, если в течение четырнадцати дней он не будет
рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации
палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших
разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению
Государственной Думой.
Государственная
Дума принимает законы
числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской
Федерации. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение
Совету Федерации.
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом
Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;
представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных
отношениях; представляет Государственной Думе предложение о назначении
Председателя правительства; ставит перед Государственной Думой вопрос об
отставке правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для
назначения на должность Председателя Центрального Банка Российской
Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении; формирует
правительство Российской Федерации путем назначения на должность по
предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей
Председателя Правительства, федеральных министерств; представляет
кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда,
Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора
Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует
Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает ее
руководителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и
значим. Он выражает не только разделение труда между государственными
органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти,
предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и
тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает,
что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по
отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать
доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в
авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть,
подчиняющую себе и управление, и правосудие.
В правовом государстве ни один государственный орган, должностное
лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе
посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую
ответственность.
3. ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВОВОГО ЗАКОНА.
Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового
акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все
подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не
уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо
"обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой
Информация о работе Понятие и признаки правового государства